Профессиональный праздник отмечают специалисты войск связи

Связующее звено

Когда речь заходит о войсках связи, многие представляют бойцов с радиостанциями, антенны, провода, радиоволны да телефоны, а сутью происходящего полагают соединение абонентов. В гражданской жизни примерно так и есть. Но что касается безопасности – здесь смысл не просто в контуре коммуникаций; речь в наши дни идет о мощной информационной платформе, которая питает сведениями штабы, комплексы вооружения, средства автоматизации.

Система приема-передачи информации превращается в цифровую матрицу для всего военного организма. От того, как работают аппаратные и станции, напрямую зависит качество управления, а значит, функционирование и эффективность как всей армии, так и каждого ее компонента. И когда мы видим, к примеру, как уничтожается танк посредством наведенного беспилотником снаряда или ракеты, надо понимать, что ключевая роль в этом процессе – у связи. Сигнал от оператора дрона должен дойти до БПЛА, оттуда – на станцию автоматизации управления и сразу – к выбранным средствам поражения. Сбой на любом участке этой транспортной цепочки сделает все действо бессмысленным. А уж организаторов сбоев сегодня достаточно. Главный оппонент – радиоэлектронная борьба. Между специалистами РЭБ и связи идет перманентное противоборство. Оно незаметно, но результаты громкие: обрыв управления, потеря дронов, информационный вакуум для подразделений и объединений, расчетов орудий и экипажей самолетов и боевых машин… Для поиска гарантированных моделей обеспечения сведениями интеллектуальная начинка аппаратных связей проверяется напряженной работой в режиме непрерывного противодействия системам радиоэлектронной борьбы неприятеля. Каналы циркуляции данных в армии в обязательном порядке дублируются, причем не одним запасным вариантом. А порой и не двумя.

Безупречной связь должна оставаться и при перемещении подразделений. В эти дни сразу несколько батальонов подвергаются проверке согласно решению Президента Беларуси. Мотострелки и танкисты рассредоточились в разных уголках страны – и не заметили этого с точки зрении управления. Абоненты остаются в контакте друг с другом и командованием и на марше, и на огневых позициях. Впрочем, это не самый сложный тест. Маневры белорусской армии позволяют испытывать потенциал каналов информации и в более жестких режимах. Только этой осенью войска практически одновременно действовали на полигоне Телемба в Забайкалье (учение подразделений ЗРК С-300), на тренировке в Нижегородской области, учении миротворцев ОДКБ «Нерушимое братство» в Кыргызстане. Сигнал в ходе управлением контингентами из Беларуси ни на секунду не был потерян. Добиться подобного удалось в том числе в результате интенсивного обновления техники. Среди передовых образцов – станции «Цитрус», «Горизонт», «Сосна»... Некоторые позволяют не только слышать, но и видеть абонентов. Комплексы прокачивают радио-, проводную, мобильную стандарта GSM, спутниковую связь… Продуктивно решается и вопрос сопряжения армейских комплексов с техникой коллег из других силовых структур. К слову, опыт СВО показывает, что применение некоммутируемых станций подразделений различных ведомств приводил к огромным потерям и провалам как в обороне, так и в наступлении...

Сегодня боевые действия чаще всего ведутся небольшими автономными подразделениями на обширной территории. Но автономными – не значит неосведомленными. Все ровно наоборот. Для результативной работы небольших групп критически важной стала роль связи для тактического звена. В Беларуси сумели предугадать такой сценарий трансформации противоборств и своевременно форсировали создание индивидуальных систем коммуникаций. В них используется отечественный софт, позволяющий каждого бойца сделать активным цифровым игроком на поле боя. Именно этот вектор получает в наши дни приоритетное развитие.

Константин Гагарин, военный обозреватель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter