За все время с конвейера «Лидагропроммаша» сошло более 2,5 тысячи зерноуборочных комбайнов

Свои комбайны ближе к полю

«Трудно сказать, какая судьба могла ожидать этот проект, если бы в марте 1996 года во время рабочей поездки в Гомельскую область Президент не посетил Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ). Александра Лукашенко ознакомили с разработанными и выпускаемыми «Гомсельмашем» машинами, в том числе и с проектом «Полесье-Ротор»…

Так начиналась наша публикация «Сначала был «Полесье-Ротор» («СГ» от 13 декабря 2018 г.), в которой мы рассказали, как молодая независимая страна, чтобы накормить хлебом людей, обеспечить продовольственную безопасность, выполняя поручения Президента, создавала фактически новую отрасль в сельхоз­машиностроении — производство зерноуборочных комбайнов.

Сегодня расскажем, как выполнялись еще два соответствующих поручения Александра Лукашенко — организация комбайнового производства в Лиде и — как венец усилий конструкторов, технологов, рабочих, испытателей, аграриев — производство суперкомбайна на «Гомсельмаше».



Знают «Лиду» и на Амуре


С заводского конвейера сошло более 2,5 тысячи таких зерноуборочных машин

В 1994 году Александр Лукашенко поручил «Лидагропроммашу» организовать выпуск зерноуборочных комбайнов. Не имея навыков производства такой техники, предприятие решило пойти на сотрудничество с западными фирмами. Желающих предложить свои услуги было немало. В Лиде побывали представители различных зарубежных компаний, которые выпускали комбайны. Но больше всего предприятие заинтересовала международная корпорация «Кейс». Она предлагала наиболее выгодные и привлекательные условия. Вскоре нашли с ней общий интерес. При подписании договора о сотрудничестве оговорили и название торговой марки: выпускаемые комбайны будут продаваться под брендом «Лида». Составили и план поэтапной локализации, наращивая количество отечественных комплектующих.

Решили осваивать «Кейс-525Н». Специалисты приводили аргументы в его пользу: достаточный для наших полей запас проходимости, машина маневренная, имеет гидропривод колес. К тому же на предприятии планировали в перспективе модернизировать совместное детище, насыщая его комплектующими отечественного производства, и со временем безболезненно перейти на производство более мощного аналога. К тому же «Кейс-525Н» по производительности практически не уступал «Дону», а по некоторым параметрам даже превосходил его.

По словам главного технолога предприятия Владимира Янченко, а он в конце девяностых прошлого столетия работал инженером-конструктором, а с 2006-го — главным конструктором, первый «Кейс» поставили в Лиду полуразобранным. Его собирали не торопясь, набивая руки на регулировках. Делали у себя некоторые узлы, использовали импортные, которых у нас не было, — редукторы, ножи. На предприятии постоянно присутствовал технический специалист «Кейса». Он давал рекомендации, решал все вопросы с заводом в Германии. Это был специалист широкого профиля. Постоянно наведывались в Лиду и представители, которые занимались финансовой поддержкой проекта.

Первенца, «Лиду-1300», все ждали с нетерпением. Его изготовили в июле 2000 года. Как водится в таких случаях, организовали небольшой митинг, выступило несколько человек, прозвучали теплые слова напутствия — и в дорогу. Первая машина ушла в  совхоз «Берестовицкий» Берестовицкого района. В том же сезоне комбайн уже убирал зерновые.

«Лида-1300», рассчитанная на уборку зерновых до 60 центнеров с гектара, хлеборобам пришлась по душе.

— В подшефном хозяйстве нашим комбайном убирали рапс, — вспоминал бывший заместитель начальника отдела маркетинга и внешнеэкономических связей «Лидагропроммаша» Сергей Павлов. — Для сравнения пустили и «Дон». Участки подобрали одинаковые как по площади, так и по урожайности. Результаты удивили многих. «Лида» намолотила со своего 4 тонны зерна, а «Дон» — в два раза меньше. Данные о потерях говорят сами за себя. К тому же наш комбайн с поставленной задачей справился раньше, чем ростовский.

Второй этап предусматривал использование около 30 процентов комплектующих отечественного производства. К тому времени необходимо было освоить производство около 10 узлов. Стояла еще одна непростая задача: «обуть» лидские комбайны в отечественную резину. «Белшина» решила этот вопрос быстро. Тем более что ее поторапливал «Гомсельмаш», которому поначалу требовался одинаковый размер шин.

Третий этап совместной работы предусматривал довести количество отечественных комплектующих не менее чем до 50 процентов. Еще на первоначальном этапе организовали сервисное обслуживание машин, учебу комбайнеров. Подготовку прошли и специалисты сельхозпредприятий. Производство комбайнов и своих комплектующих способствовало техпереоснащению завода.

В 2004 году во время рабочей поездки по Гродненщине Президент посетил «Лидагропроммаш». Прежде он ознакомился с ходом уборки в регионе, работой зерноуборочных комбайнов, а потом и их производством. Тогда же поставил задачу снизить цену этих машин. При этом они должны быть не менее надежны, требовал Президент, чем немецкие или английские. А также дешевле. И объяснил почему: их покупаем за счет бюджета. А затраты ложатся на хлеб, молоко.



Со временем эту задачу предприятие тоже выполнило. Количество импортных комплектующих свело к минимуму.

В отдельные годы «Лидагропроммаш» выпускал сотни комбайнов «Лида-1300». За все время с конвейера сошло их свыше 2200. Когда из Амурской области для уборки сои поступила заявка на несколько таких машин на полугусеничном ходу, выполнили и ее. Отправили туда 16 таких машин. На счету предприятия также свыше 200 комбайнов «Лида-1600» и около ста прототипов СF-80.

Уже на «Белагро-2001» многочисленные гости с интересом знакомились с лидским зерноуборочным детищем. Некоторые были приятно удивлены столь оперативной организацией производства. В следующем году высокую оценку «Лида-1300» получила на московской международной выставке «Росагро-2002» за лучшую прогрессивную разработку в сельхозмашиностроении. Комбайны этой серии достойно зарекомендовали себя на жатве с урожайностью зерновых до 60 центнеров.

На предприятие зачастили представители соседних республик, интересовались  организацией производства, производительностью комбайнов, надежностью. Только в 2007 году первую партию из трех комбайнов приобрели россияне. Эти машины составили там достойную конкуренцию аналогам. Заявки на «Лиду» начали поступать из Новгородской, Нижегородской областей. Комбайны отправляли также в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский, Краснодарский края, Казахстан. Поставляли и в Венесуэлу.

Увеличение урожайности зерновых требовало более производительной машины. Ею стала «Лида-1600». По сути, это модернизированный вариант предыдущей модели с более мощным двигателем. Пришлось увеличить объем бункера. Конструкторы учли пожелания комбайнеров, улучшили условия их работы. Первую такую машину в 2009 году отправили в одно из сельхозпредприятий Гродненского района.

От «Кейса-525» последние «Лиды» частично отличаются внутренней начинкой. Некоторые узлы приходилось усиливать, постоянно работали над улучшением качества. Если редукторы, например, поначалу поставляли три предприятия, то со временем осталось одно. Оно довело качество узла до высокого уровня. Правда, на заводе не скрывали: от оперативного импортозамещения иногда страдало качество. Но когда специалисты одного из райсельхозпродов проанализировали у себя поломки всех видов комбайнов, то у лидских их оказалось не больше, чем у остальных.

В ноябре прошлого года на территории акционерного общества стояло несколько новеньких таких машин, подготовленных для Казахстана и Узбекистана. На этом выпуск комбайнов «Лида-1300/1600» будет приостановлен. В перспективе «Лид­агропроммаш» намерен освоить производство аналогов с меньшей производительностью. Такая техника может быть востребована на африканском рынке, куда предприятие активно продвигает свою продукцию.

Идет, как пишет


Суперкомбайн КЗС-2124 создан для самых высоких намолотов

Александр Лукашенко 18 августа 2017 года побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали на тот момент самый высокопроизводительный комбайн КЗС-1624-1 ОАО «Гомсельмаш». Президент предложил испытать его на ходу: «Я хочу проверить, каков этот комбайн в эксплуатации. Потому что у промышленников есть привычка щеки надувать, что у нас хорошие комбайны, не хуже зарубежных аналогов. Проверим, как он будет на фоне других работать…»



После тестирования Глава государства поручил доработать модель с учетом выявленных недостатков, отметив, что есть еще над чем работать, чтобы  улучшить комбайн. А 22 августа на совещании экономического штаба страны Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна:  «Еще одно направление «Гомсельмаша» — создать суперкомбайн, который будет превосходить импортные аналоги. Я не буду раскрывать все секреты, но такие задумки и уже конкретные наработки у конструкторов есть».

От постановки Президентом задачи по созданию машины мирового уровня до ее полевых испытаний прошло меньше года. У конструкторов были наработки, которые они воплотили в металле за считаные месяцы. Уже в начале июня прошлого года КЗС-2124 впервые показали на «Белагро-2018».  

Начало заложил КЗС-1218. Это первый в СНГ зерноуборочный комбайн 6-го класса. Он создан в 2006 году и стал легендой на постсоветском пространстве. За все время производства выпущено более пяти тысяч единиц. КЗС поставляли на внутренний и внешний рынки. Техника хорошо показала себя в неблагоприятных условиях на уборке труднообмолачиваемых культур повышенной влажности. Положительные отзывы остались у инженеров и механизаторов. Комбайн прекрасно работает на участках с урожайностью до полусотни центнеров зерна с гектара.  

В 2017 году в СПК имени Кремко, «Свислочь», «Прогресс-Вертелишки» Гродненского и ОАО «Гастелловское» Минского районов приятные эмоции вызывала урожайность зерновых более 100 центнеров с гектара. Переживания — низкий темп уборки из-за невысокой пропускной способности КЗС-1218. В 2017-м около 70 хозяйств приблизились к урожайности 60 центнеров с гектара, еще 48 ее превзошли. Нужна была новая, более производительная машина.

КЗС-1624 сделал большой рывок по сравнению с предшественником – КЗС-1218. Уже цифровой индекс этой модели говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Жатка стала больше на 2 метра и достигла 9. Мощность двигателя с 330 лошадиных сил возросла до 530. Участки с урожайностью 60 и более центнеров с гектара убирать стало проще.

Двухбарабанная система с предварительным ускорением потока хлебной массы бережно обмолачивала зерно. Вместо клавишного соломотряса — соломосепаратор с двумя роторами. Такая комбинированная схема сочетает достоинства барабанного обмолота и роторной сепарации, лучше всего для хозяйств, которые наряду с зерновыми в больших объемах убирают кукурузу на зерно.

Механизатор шкловского ОАО «Александрийское» Юрий Деменков работал на КЗС-1218, импортном «Лексионе-580» и КЗС-1624. Впечатления от нашего лидера у него самые хорошие. Главное — убирает быстрее, качество обмолота лучше. Один раз установил параметры среза, и система поддерживает их автоматически. Если в зной жатку охватывают клубы пыли, включается система отсоса. Она в наклонной камере. Вывод Юрия Деменкова: комбайн вплотную приблизился к импортным аналогам, а может быть, даже стал вровень с ними.

Хорошо отозвались о технике в России. «Гомсельмаш» выполнил заявки для крупных сельхозпредприятий Республики Татарстан, Орловской, Волгоградской, Ростовской, Курской и Тамбовской областей. Средний намолот одного комбайна — 2535 тонн, что на уровне импортных единиц. В Курской области, например, сезонная наработка одного из комбайнов превысила 7500 тонн с учетом зерна кукурузы.

Могут ли российские уборочные агрегаты соперничать с белорусскими? Испытания последней модели «Ростсельмаша» RSM-161 показали не самые высокие результаты. Вначале его создатели заявляли о возможном намолоте 40 тонн в час, но испытания дали лишь 24. Да и такой пропускной способностью особо никого уже не удивишь: всего 12 килограммов зерна в секунду. Такие комбайны мы делали давно.



10 августа прошлого года Александр Лукашенко посетил ОАО «Гомсельмаш». По словам Президента, он давно хотел побывать на предприятии и посмотреть, как выполняются взятые обязательства, особенно за последние два-три года. «Вы тогда попросили поддержку, она была оказана», — напомнил Президент. Ему показали обещанный КЗС-2124. Там же предложили посмотреть, как техника работает в поле. На следующий день Глава государства отправился в ОАО «Александрийское», где вместе с механизатором в кабине оценил в действии зерноуборочный комбайн.

У него много новинок. В базовой комплектации соответствует ведущим мировым брендам. Агрегат оборудован системой картирования урожайности. Работа в связке со спутником, в компьютер заносится точная информация, сколько зерна намолочено с каждого участка. Ее можно использовать для дифференцированного внесения удобрений или средств защиты растений.

Конструкторы улучшили условия труда механизатора. Освещение приборов позволяет уверенно работать ночью. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор впереди и сзади. В кабине есть холодильник. Все удобства в полной мере смогли оценить механизаторы шкловского ОАО «Александрийское» и житковичского ОАО «Туровщина», где комбайны КЗС-2124 уже работали прошлым летом.

Во время жатвы ОАО «Гомсельмаш» ставил эксперименты: уборка шла на разных по контурности и изреженности полях. Всем, от агрономической службы хозяйства до конструкторской, интересно было, как справится комбайн. Намолотил 1540 тонн зерна, хотя по времени работал меньше остальных.

В ОАО «Александрийское» на КЗС-2124 трудился механизатор Денис Жиканов. Говорит, машина идет, как пишет: «Дни пролетали быстро. Комбайн полностью автоматизирован, не хуже зарубежных образцов. Впервые ехал с функцией беспилотного вождения. Она отключается, как только берешься за штурвал, и ни разу не давала сбоя».

Главный инженер ОАО «Туровщина» Николай Черный полагает, что  КЗС-2124 по сравнению с импортными показал себя достойно: «Большой объем работ ему достался, но свою производительность продемонстрировал. Намолотил более тысячи тонн зерна». Из 13 задействованных на уборочной комбайнов девятиметровая жатка была только у этой машины. Она молотила зерно 23 дня.

Из самых последних разработок конструкторского бюро — КЗС-3219 со схемой «два барабана плюс два ротора». Испытания «Гомсельмаш» завершил, готовит модель в серийное производство в первой половине этого года. Специалисты российских машиноиспытательных станций высоко оценили ее, отметив производительность, отсутствие технологических проблем и экономичность уборки. КЗС-3219 во многом унифицирован с «классикой». Испытывали в прошлом году и КЗС-1119Р — достойный последователь линейки роторных комбайнов, самый первый из которых КЗР-10.

zybulko@sb.by;

kovalev@sb.by

Фото из архива БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter