Премьера «Фауст. Сделка с дьяволом» в театре имени М. Горького нашла баланс между философией и зрелищностью

Свет и тьма

То, что молодого режиссера Национального академического драматического театра имени М. Горького Дэвида Разумова привлекает мистическая тема, можно было заметить еще по его зажигательной актерской работе в спектакле Ольги Клебанович «Братья Карамазовы», где он убедительно и крайне органично сыграл Черта, сводящего с ума Ивана Карамазова. Мистическая история «Фауст. Сделка с дьяволом» в постановке Разумова по мотивам трагедии Гете стала еще одной премьерой юбилейного, 90-го сезона в театре имени М. Горького.


Дэвид Разумов окончил Белорусскую государственную академию искусств в 2019 году. Он учился на курсе худрука Горьковского театра заслуженного деятеля искусств Беларуси Сергея Ковальчика, который, кстати, был и художественным руководителем спектакля «Братья Карамазовы». Говоря о спектакле своего ученика, он отметил: «В данном случае я, наверное, повторю чьи-то известные слова о том, что такие произведения, как «Фауст» или «Гамлет», надо ставить или будучи совсем юным режиссером, или будучи уже зрелым мастером. У нас первый случай: это первая постановка Дэвида на большой сцене. Кстати, это его любимое произведение, так что, думаю, результат никого не разочарует».


Худрук не прогадал: спектакль получился динамичным и зрелищным, с запоминающимися актерскими работами. Несмотря на мрачность темы, инфернальные мотивы, в нем все же утверждается торжество человеческого разума и духа над темными силами. Не будем пересказывать канонический сюжет «Фауста» и его интригу, скажем лишь одно: молодой режиссер переложил его бережно и в то же время лаконично.


Мефистофеля играет заслуженный артист Беларуси Сергей Чекерес, и это безусловное попадание в десятку. В отличие от некоторых своих прежних героев, например, Ракитина в комедии «Месяц в деревне» или Есафова в «Селфи со склерозом», здесь Чекерес стремителен и цепок. Актер существует совсем в ином темпоритме, порой демонстрируя пластику раннего Константина Райкина, порой совершенно сбивая с ног голосовыми модуляциями. Предельно характерный образ дает возможность продемонстрировать острые гротесковые краски, по которым артист явно соскучился. Иногда закрадывается крамольная мысль: кажется, что Чекересу здесь совсем не нужны партнеры — настолько он самодостаточен в привлекательном дьявольском образе.


Но партнеры все же есть. И они тоже крайне заметны. Зрелого Фауста воплотил Александр Полозков. Опытный мастер добавил в свою «копилку» еще одного героя из мировой литературы. Его Фауст предельно взвинчен и находится на грани самоубийства. Во всем ему «хочется дойти до самой сути». Он интересная мишень для изощренных и циничных игрищ Мефистофеля.


Молодого Фауста сыграл актер Кирилл Никитин, а в роли Маргариты предстала Виталина Бидюк. Романтическая пара героев вышла запоминающейся и элегантной. Также в спектакле заняты Алексей Качан, Мария Матох, Татьяна Кухто, Павел Евтушенко и другие актеры. Живописны в постановке массовые хореографические сцены Злых Духов и Свиты Мефистофеля. К слову, балетмейстером выступила исполнительница роли Маргариты Виталина Бидюк, а художник Татьяна Стысина предложила строгое и стильное сценографическое решение.


Премьера «Фауст. Сделка с дьяволом» подкупает своим авторским взглядом и общей стройностью режиссерской концепции. Представьте, как легко можно было бы увязнуть в словесах и смыслах, соприкасаясь с одним из фундаментальных литературных произведений в мировой литературе, тем более еще и в дебютной работе на большой сцене. Но этого не произошло. Может быть, во втором действии развлекательных элементов чуть больше, чем нужно, хотя, кто знает, сколько их должно быть в таком спектакле, чтобы привлечь зрителя? Даже этот мюзикловый, а-ля бродвейский привкус не портит серьезный философский посыл постановки. Режиссеру удалось найти гибкий баланс между глубоким философским театром, обращающимся напрямую к космосу (такой театр проповедовал один из педагогов Дэвида Разумова в академии искусств народный артист Беларуси Борис Луценко), и яркой зрелищностью.

Следующие премьерные показы спектакля «Фауст. Сделка с дьяволом» состоятся 20 августа, 3 и 21 сентября.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter