Общения меньше, продаж — больше: почему автолавки оказались сейчас очень востребованы в отдаленных деревнях

Супермаркет едет к человеку

Если человеку трудно добраться до магазинного прилавка, прилавок сам приходит к нему. Автолавки в удаленных и малонаселенных деревнях давно стали для местного населения не просто передвижными объектами, где можно без проблем приобрести продукты питания. Это средоточие местной культурной жизни. Бабушки и дедушки, выходя за покупками, подолгу беседуют, пересказывая друг другу местные новости. Люди помоложе тоже запросто находят здесь сверстников для общения. Пандемия COVID-19 внесла определенные метаморфозы в работу автолавок. Диалогов стало поменьше, а вот продажи выросли: горожане устремились открывать дачный сезон раньше обычного и активно делают кассу выездной торговле. Подробности узнавала корреспондент «Р».

Активно идет торговля в деревне Мошница Дзержинского района.

Выезд на маршрут

В день, когда мы приехали в Дзержинский район, здесь не было зарегистрировано ни одного случая заболевания коронавирусом. Тем не менее в местном филиале Минского областного потребительского общества предприняты все меры предосторожности. 


— У нас есть швейный цех: закройщица, две швеи штатные и две по договору подряда. В связи со сложившейся ситуацией оперативно перестроились, удлинили часы работы и организовали пошив масок. В филиале 640 работников, все обеспечены средствами защиты. Латексных перчаток получили 6000 пар, ждем еще 10 000, — вводит в курс дела Наталья Колосовская, первый заместитель директора филиала. — Каждой автолавке выдали дезсредства, в магазинах — дозаторы для покупателей. Средств для уборки в торговых залах раньше на квартал хватало 500 литров, теперь закупили более 2000 — все поверхности, ручки и двери обрабатываются каждые два часа. В транспортный отдел приобрели бытовые опрыскиватели — перед выездом кабины и будки автолавок дезинфицируем. Ежедневно по маршруту автомагазины обслуживают по 10—14 деревень, и население там немолодое. 

Дезинфицирующие средства для покупателей.

Колбаса, сливочное масло и чипсы

Есть в дзержинской потребкооперации план мероприятий, как действовать, если в район доберется эпидемия коронавируса. Часть бухгалтеров сможет работать на удаленке, и специалисты коммерческой службы два раза в неделю из дома будут собирать заявки и общаться с магазинами по телефону. Для остальных предусмотрен двухсменный график, чтобы уменьшить количество людей в административном корпусе: одни будут приходить к 7 утра, у других рабочих день начнется в 12 дня. 

Можно без проблем рассчитаться карточкой и в магазине на колесах.

— Мы хотим сохранить и обезопасить наш коллектив, — комментирует первый заместитель директора филиала. — Обратили внимание: сейчас основной поток покупателей у нас с 19.00 до 22.00, хотя обычно с 17.00 до 18.00, когда в организациях заканчивается рабочий день. 

Что касается дефицитного ассортимента, то имбиря и лимонов в торговой сети потребкооперации просто нет, а чеснок по 13 с лишним рублей за килограмм, гречка по 1,68 рубля за 700 граммов, рис по 1,79 рубля за 800 граммов и макароны по 1,92 рубля за 900 граммов в наличии везде. Спрос на эту продукцию действительно увеличился, но некритично. А вот почти пустыми в магазине деревни Волма, например, оказались полки с… чипсами. 

В магазине деревни Большие Новоселки рады растущему спросу на все товары.

— На длинные каникулы внуков привезли в деревню к менее строгим бабушкам. Вот и результат, — улыбается продавец 5-го разряда магазина в деревне Волма Татьяна Шабловская. — Очень быстро разбирают колбасы, сливочное масло. 

Внуки приехали на каникулы — бабушки готовы побаловать.

Аспекты повышенного спроса

Похоже, минчане работать на удаленке или в самоизоляцию массово поехали в деревню. В магазинах потребкооперации и особенно в автолавках на месяц раньше обычного появились активные покупатели, отмечает Павел Сидорик, начальник городского торгово-розничного участка Дзержинского филиала: 

— Заявки увеличили, создали запас — такую ситуацию прогнозировали, и к ней подготовились специалисты коммерческой службы. 

Правда, есть нюансы. Автолавка в небольшую деревню Мошница на 24 двора с 32 жителями по прописке пришла не по расписанию — с опозданием на полчаса. Продавец Александра Сазонова извинилась и объяснила причину задержки в соседней деревне:

— Обычно там бывало 10—15 покупателей. Сегодня около 40. Мясо, молоко, хлеб, крупы, масло, сыр, творог, фрукты, овощи — все подряд берут. Зимой в день торговала на 500—600 рублей. Сейчас до 1000 рублей выручки. 

Современная экипировка продавца.

Но, что интересно, по поводу опоздания автолавки волновались только мы, а у местных жителей есть номер мобильного телефона продавца, и они стали собираться как раз к ее приезду. Причем среди покупателей оказалось немало тех, кто сознательно уехал из Минска в самоизоляцию. Например, Татьяна Макаревич привезла в деревню раньше обычного супруга-пенсионера, который теперь будет здесь до октября — восстанавливается после инсульта. 

— У нас сегодня много строится сетевых магазинов на тысячу и более квадратных метров. А у потребкооперации все торговые точки в основном маленькие. Но я уверена: человек всегда пойдет туда, где его не обсчитают, культурно обслужат и предложат хороший товар. Сегодня, например, перед Пасхой мы снизили цены на яйца, думаю, особенно горожане это оценят и придут к нам, — резюмирует напоследок Наталья Колосовская. 

А мы, посетив сельские магазины потребкооперации, убедились: дефицита нигде нет, цены сохранены на уровне мартовских, а повышенный спрос торговых работников только радует. Продавец автолавки похвасталась: месячный план товарооборота практически выполнила за две недели апреля.

КОМПЕТЕНТНО

Наталья КОЛОСОВСКАЯ, первый заместитель директора Дзержинского филиала Минского областного потребительского общества:

— Первые дни после изменения курса рубля к доллару поставщики промышленных товаров пытались нам продать подороже бытовую технику: чайники, холодильники, стиральные машины. Но у нас в районе ажиотажного спроса не было, потому не стоял вопрос в немедленном получении товара по этим ценам. Мы выдержали паузу и через некоторое время получили протоколы согласования цен на прежних уровнях.

aеlіta@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter