Формула-1. Гран-при Азербайджана. Спринт

Страстная суббота

Если первые годы Гран-при Формулы-1 в Баку проходил при довольно скромном присутствии местных болельщиков на трибунах во время свободных заездов в пятницу и субботу, то в этот раз все было по-другому. И причиной тому явился новый формат гоночного уикенда. С самого утра вчера на автодроме в столице Азербайджана внимание любителей автоспорта было приковано к событиям на трассе. 


В угоду спринтерской гонке, премьера которой в этом сезоне состоялась на каспийской набережной в Баку, две сессии традиционных свободных заездов были упразднены. И фактически вся суббота превратилась в жесткие спортивные баталии. С утра прошла квалификация, чтобы расставить по ранжиру на стартовой решетке болиды для спринта, а после обеда состоялся и сам спринт. В перерыве между ними прошли гонки поддержки. В общем, было весело, как любят говорить сами гонщики, интересно и интригующе.

Главной особенностью квалификации спринта было даже не то, что время ее немного сократили с 45 минут до 30, и продолжительность сегментов таким образом составила не  20, 15 и 10 минут, а 12, 10 и 8. На мой взгляд, более важным элементом было жесткое требование по использованию шин. Всего по одному комплекту на каждый сегмент, причем в первых двух это были шины «медиум», а в последнем мягкие шины «софт». Это позволило привнести в соревнование между гонщиками за выбор позиции на предстоящем старте дополнительный фактор случайных ошибок.


Казалось, что расстановка сил должна была быть  схожей с ситуацией накануне, когда 20 пилотов Формулы-1 решали спор за то, кому и где стартовать в главной воскресной гонке Гран-при Азербайджана. Ведь прошло меньше суток между заездами. Поул вновь завоевал любимчик Баку Шарль Леклер, и следом за ним также два места достались «Ред Булл». С той  лишь разницей, что пилоты австрийской команды поменялись местами. То есть был налицо тот редкий случай, когда Серхио Перес опередил своего именитого напарника Макса Ферстаппена.

А вот дальше картина изменилась. Стартующий в воскресенье с 11-го места Джордж Рассел неожиданно очень хорошо проехал свой зачетный круг в спринтерской квалификации и занял четвертое место, отодвинув подальше от стартовых фонарей и Карлоса Сайнса («Феррари»), и своего напарника по «Мерседес» Льюиса Хэмилтона.

Поймал за хвост свою птицу удачи и Александр Элбон. Тайский гонщик сумел утром в субботу затащить свой «Уильямс» аж на седьмую позицию для старта в спринте. Тем самым он попросил потесниться на стартовой решетке Фернандо Алонсо с его «Астон Мартин» и Ландо Норриса с «МакЛарен». Испанец и британец в спринте стартовали соответственно с восьмой и десятой позиций. Между ними с точностью как и на гонку на стартовую решетку спринта выкатил свой болид напарник Фернандо канадец Лэнс Стролл.

Макс Ферстаппен

Спринт – проверка нервов и борьба амбиций

После пятничной квалификации на главную гонку Макса Ферстаппена спросили в паддоке, как он оценивает свой второй результат: как поражение от «Феррари» или как успех «Ред Булл»? Голландский чемпион ушел от прямого ответа и оптимистично сказал, что не видит в этом никакой проблемы, поскольку ему предстоит обогнать всего лишь одного гонщика, обладателя поула Шарля Леклера.

В субботнем спринте на старте перед Максом было уже две машины. По правде сказать, напарника в качестве своего соперника Ферстаппен вообще никак не воспринимает. Во всяком случае, пока. Но на его присутствие впереди себя действующий чемпион почти всегда реагирует как на раздражающий фактор. В этом мало кто сомневается, зная хоть чуть-чуть характер голландца.

Шарль Леклер

Старт лидеру «Ред Булл» откровенно не удался. Он не только не смог провести атаку на позиции Шарля Леклера, или хотя бы на Серхио Переса. Макс умудрился даже пропустить вперед себя очень хорошо стартовавшего Джорджа Рассела. Причем британцу удалось разместить свой «Мерседес» на внутренней траектории первых трех поворотов, что на автодроме в Баку дает явное преимущество.

Это не на шутку разозлило голландского чемпиона. Он уже как-то привык, что его самой быстрой машине в пелотоне в последнее время мало кто способен противостоять. И нет бы сдержать Максу свои амбиции, свой адреналиновый порыв любой ценой опередить соперника. Так нет же, он полез в дерзкую атаку на позиции Рассела по внешнему радиусу. Произошел контакт, в котором машина Ферстаппена получила повреждения боковой части корпуса, и, очевидно, даже самого понтона. Гонщики продолжили движение, но пилоту «Ред Булл» пришлось смириться с временной потерей позиции.

Больше всех на стартовом круге пострадала машина Юки Цунода. Столкнувшись с защитными барьерами, японец увидел в своих зеркалах, как позади него катится колесо от его же машины. Точнее сказать, это была шина, поскольку диск все же оставался прикрученным к машине. Гонщику «Альфа Таури» пришлось почти полный круг проехать на трех колесах, чтобы добраться до боксов. Когда механики итальянской скудерии обслужили поврежденный болид и выпустили его вновь на трассу, то оказалось, что в результате столкновения  с бетонными барьерами нарушилась геометрия кузова машины. Пилот кое-как добрался до боксов, с трудом удерживая свой «Альфа Таури» на траектории, и затем окончательно сошел. Но это не осталось незамеченным для стюардов. Итальянскую «конюшню» наказали штрафом в 5000 евро за то, что они не убедились в безопасности и выпустили неисправный автомобиль на трассу.

Борьбу ведут Макс Ферстаппен и Джордж Рассел

Для того, чтобы убрать обломки кузова и шину, понадобилось объявить режим сэйфети-кара. На  ре-старте, уже порядком успокоившись,  Макс без особых проблем обогнал «Мерседес» Джорджа Рассела. Британец, на мой взгляд, допустил ошибку, позволив сопернику разместить «Ред Булл» слева от себя перед первым левым поворотом. И поэтому когда они приблизились бок о бок к линии старта, после которой можно обгонять, то у Ферстаппена было намного выгоднее положение. Ему оставалось лишь чуть ускориться, чтобы совершить обгон, и фактически уже на входе в поворот голландец был всем корпусом своего болида впереди соперника.   

Серхио Пересу кругом спустя удалось пройти Шарля Леклера. Тем самым мексиканец обезопасил себя от самого неприятного для него командного приказа. Ведь будь Макс Ферстаппен на финальных кругах на второй позиции, на командном мостике «Ред Булл» наверняка появился бы соблазн попросить Серхио пропустить вперед лидера чемпионата. В данной ситуации голландскому чемпиону ничего не оставалось, как попытаться пройти для начала хотя бы Шарля Леклера. Увы, 17 кругов укороченной спринтерской гонки было недостаточно, чтобы «Феррари» монегаска окончательно потеряла сцепление с трассой. Пилот скудерии финишировал-таки вторым, уже в третий раз за два дня оставив Макса Ферстаппена позади себя. 

Серхио Перес

Испанская дуэль

На ре-старте, который был дан сходу, лишь только машина безопасности ушла на пит-лейн к месту своего базирования, Льюис Хэмилтон попытался  пройти «Феррари» Карлоса Сайнса в борьбе за пятое место. Но испанец в свойственной ему манере весьма жестко оборонял свою позицию. Более того, когда Фернандо Алонсо, воспользовавшись отвлечением британского чемпиона на борьбу с Карлосом, решил одним махом обойти обоих соперников, то он едва не оказался в отбойниках. Испанскому ветерану пришлось уворачиваться от агрессивной защиты своего соотечественника, который откровенно не пускал его вперед, прижимая к краю дорожного полотна.

Судьи не увидели в этом нарушения, хотя не будь за рулем «Астон Мартин» столь опытного Алонсо, болиды легко могли бы столкнуться в той ситуации.

Оставшиеся до финиша девять кругов Фернандо упорно пытался пройти Карлоса, но обе «Феррари» в этот день и на этой трассе смотрелись весьма неплохо. Да, медленнее, чем «Ред Булл», но все же быстрее, чем «Мерседес» и «Астон Мартин». 

Фернандо Алонсо

Не зря, похоже, испанские журналисты уже несколько этапов муссируют тему, кому же из их соотечественников первым удастся победить в гонке: опытному ветерану Алонсо или более молодому, но уже заматеревшему и набравшемуся опыта пилоту «Феррари» Сайнсу? Вопрос остается актуальным, учитывая, как команды активно пытаются за счет новинок на болидах угнаться за лидирующими машинами австрийской «конюшни» «Ред Булл». 

Восьмую строчку итогового протокола и последнее разыгранное в этом спринте очко сумел забрать себе Лэнс Стролл. Канадец пытался не отстать от Льюиса Хэмилтона, но совершить обгон «Мерседес» для него оказалось невозможным. А вот Александру Элбону не удалось удержаться на высоком для формы его «Уильямс» восьмом месте. К сожалению, в спринте за девятое место очков не дают. И отличное выступление тайского гонщика оказалось неотмеченным наградой. Увы, в этом особенность спринта. Хорошо еще, что в FIA отказались от первоначального формата, когда за спринт награждались очками лишь первые три пилота.

Главная гонка Гран-при Азербайджана начнется в 14:00 по минскому времени.


Шарль Леклер, Серхио Перес и Макс Ферстаппен
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter