Спасут ли медали престиж учителя?

Среди желающих покритиковать отечественную систему образования у меня давно припасены билеты в первом ряду
Среди желающих покритиковать отечественную систему образования у меня давно припасены билеты в первом ряду. Но при любом раскладе лично я за конструктивную критику. Поэтому поток негативной реакции на вполне себе проходную новость о том, что Минобр расширил перечень педагогических специальностей, на которые медалисты, победители олимпиад и выпускники-отличники ссузов могут поступить без экзаменов, заставил меня оценить ситуацию с противоположной позиции. И да, в очередной раз защитить профессию учителя. 

Напомню, с 2014 года на некоторые педагогические специальности определенная категория абитуриентов может поступать без экзаменов. Достаточно рекомендации от родного учебного заведения - и двери на бюджет открыты. Сегодня таких специальностей 25. Вот и разгорелась в сети любопытная дискуссия после того, как один из оппонентов парировал, мол, знаем мы этих медалистов. “Нормальный медалист в пед не пойдет!” Минуточку! Вы, правда, так думаете? То есть нормальным в нашем обществе априори считается лишь тот медалист, который пойдет в программисты? А ведь таких ребят-отличников, пожелавших поступить только в БГПУ им. М.Танка, в 2014 году набралась сотня. А в прошлом – 127. В этом, уверена, таких абитуриентов будет еще больше. Признаюсь честно, я и сама сначала к идее подобного “заманивания” на педспециальности отнеслась скептически. Помню, как до хрипоты спорили с коллегой, что вряд ли будет результат. Но итоги оказались вполне себе приличными: проходные баллы выросли, на многих специальностях появился реальный конкурс, а в педагоги пошли люди с серьезными баллами. Скажем, на учителя математики и физики в прошлом году поступила  гимназистка с 361 баллом из 400 (с таким результатом она спокойно могла учиться на бюджете в БГУ, БГУИР или БНТУ), а на один из филологических факультетов лишь на платное удалось поступить абитуриентке с 324 баллами.  А ведь сколько еще ребят сделали такой выбор в регионах! 

Кстати, подобная возможность стать первокурсником без экзаменов появится в этом году и в БГУ, где указанную выше категорию абитуриентов впервые готовы без экзаменов взять на “Белорусскую филологию” и “Русскую филологию”. Халява? Или все же вполне себе заслуженный результат для тех, кто старательно учился в школе. 

Ок, следующая претензия: “Знаем мы этих медалистов!”. Говорят, медали дают всем, кому ни попадя! С одной стороны, соглашусь, ведь историй, когда “медалисты” проваливают ЦТ, хватает. Но разве это повод для массового диагноза?

Еще один любопытный камень в адрес идеи: пед выберут лишь неуверенные в своих силах медалисты, ну и соответственно олимпиадники. Как результат – никто из них не станет достойным учителем. Тут позволю себе поспорить не как журналист, а как человек с богатым олимпиадным прошлым: такой выбор придется по душе многим! Почему? Дело здесь не в неуверенности. Например, в усталости! Да-да, в мою бытность, а больше всего мне довелось участвовать в олимпиадах по белорусскому языку, многие из соперников мечтали стать журналистами. Но когда нам наконец выдавали победные грамоты, большинство ребят честно признавались: “Пойду на филфак, потому что без экзаменов. Напрасно что ли я столько сил положил на эти олимпиады?” Для тех, кто не совсем в теме, поясню: каждый из этапов предметной олимпиады – от районного до республиканского – приходился на каникулы. Например, областной – на первую неделю января. Случайные люди? Отнюдь! Большинство из моих соперников стали прекрасными учителями-филологами и любят свою работу. Второй аргумент в пользу педагогического образования – призвание. Да-да, мечты о профессии никто не отменял. Слава богу, у нас до сих пор не все молодые люди мечтают стать моделями да шоуменами, есть еще в планах выучиться на врача, учителя или инженера. И это, скажу я вам, лично меня радует. 

Интересно, а как относитесь к такому привлечению кадров в образование Вы, уважаемые читатели? С нетерпением жду Ваших мнений!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter