Вспоминаем, как Беларусь два года назад помогала беженцам на границе с Польшей

Спасая жизни. Своих и чужих

Потому что — люди

«Я знал, что Беларусь не бросит». В своей журналистской работе я так часто слышала эту фразу, что уже точно и не скажу, когда именно и от кого услышала ее впервые…

Долгая дорога в рай

В конце ноября два года назад на белорусско-польской границе, в «Брузгах», была примерно такая же погода, как и сейчас. Холодно, по ночам — минус. Беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и других стран на тот момент уже разместили в приграничном транспортно-логистическом центре, обустроили его под временное убежище. Позаботились о тепле, питании, одежде, вещах первой необходимости, медицинской помощи, о возможности (для тех, кто хочет) вернуться в свои страны. А однажды к людям на границу приехал Александр Лукашенко.

26 ноября 2021 года Президент посетил транспортно-логистический центр возле пункта пропуска «Брузги», где были размещены беженцы.
Фото БЕЛТА
Они, бежавшие от войны, нищеты, гибели у себя дома, поверили евросоюзным лидерам. 
А как не верить? Приглашали, обещали мир и заботу. Обещали помочь сохранить жизни, начать все заново. И люди пошли, считай, налегке. Кто ж знал, что им — детям, беременным, старикам, инвалидам — придется неделями спать на холодной земле под колючей проволокой «райского сада»? Что их будут травить газом и ядохимикатами, избивать и убивать? А потом еще долгое время заставят ждать милости от хозяев этого самого «сада».

В общем, тех, кто звал, мигранты так и не увидели, и вряд ли что-то в ближайшее время изменится. Зато увидели другое: человеческое отношение к ним на белорусской земле.

Рука помощи

…Один из первых дней евросоюзного «гостеприимства». Человек 60 (в том числе дети и инвалиды) Польша вытолкала и заперла между двумя заборами из колючей проволоки на своей территории. Людей там продержали почти сутки, потом они... исчезли. До этого успели мне рассказать, что они уже были в Польше, но поляки вытолкали их в своеобразную клетку: с одной стороны высокая «колючка» и с другой. Беженцы, оказавшись в таком «освенциме», просили о помощи, умоляли дать хотя бы немного еды и воды. Дать что-нибудь, чтобы согреться. Но увы... Что было дальше? Зондеркоманда Дуды, как стемнело, «колючку» прорезала и людей увела, вывезла подальше и вышвырнула на белорусскую сторону (позже я нашла этих несчастных в стихийном лагере беженцев).


На подобное за те дни насмотрелась. А в то же время с белорусской стороны — наши ребята из внутренних войск, пограничники, которые отдают детям свои пайки, воду, одеяла. Наши волонтеры, снимающие с себя шарфики, шапки, куртки и тоже отдающие тем, кому нужнее. Такие мы, белорусы. И к своим, и к чужим. И Президент наш такой.

Коллеги, помню, говорили, что вроде к беженцам в «Брузги» собирается приехать Александр Лукашенко. Я и не сомневалась, что будет так. Потому что — Батька. Он не обещал, не грозил кому-то чем-то, не делал громких заявлений. На импровизированной сцене, деревянных поддонах он стоял перед потерявшими надежду людьми, слушал, а потом говорил — честно, как есть. Отвечал на вопросы. 
Сказал, что хочет помочь. И помогал, делал то, что в его силах. 
В то время как заграница поливала грязью не себя (устроивших эту ситуацию на границе), а нас. В упор не замечая куда большей катастрофы — действительно миграционного кризиса далеко за пределами Беларуси.


Я уж и не вспомню, сколько раз мы предлагали решить вопрос на польской границе. К примеру, направить беженцев прямым рейсом в Мюнхен. «Да мы вывезем их своими самолетами и в Мюнхен направим, если это нужно», — сказал Александр Лукашенко 15 ноября 2021‑го на встрече с рабочей группой по доработке проекта Конституции. Это было после заявления мюнхенских властей о готовности принять застрявших на белорусско-польской границе людей. Правда, дальше слов баварских лидеров дело не пошло.
«Если бы все президенты в Европе были похожи на вас, — сказала Александру Григорьевичу тогда, два года назад, на границе девочка из Ирака, — проблем бы не было». 
Проблемы остаются. Издевательства, истребление несчастных беженцев продолжаются практически ежедневно. К границе с польской, латвийской, литовской стороны по-прежнему не пускают ни журналистов, ни волонтеров, ни даже медиков. Соседи с остервенением закрывают пункты пропуска, оставшиеся работают — как мокрое горит. Соседи продолжают делать параноидальные заявления, стягивать к рубежам войска и спецтехнику.

Своих никогда не бросаем

…7 апреля 2022 года. Президент на заседании Совета Безопасности впервые рассказывает о проведенной Беларусью спецоперации по освобождению своих граждан в Украине: «Дошло до того, что эти негодяи начали захватывать там наших людей, прежде всего водителей автомобилей, которые в то время попали туда. Арестовали полторы тысячи наших вагонов, захватили наши автомобили и до сотни, по-моему, наших ребят, которые управляли этими фурами. Я предупреждал украинцев, что мы вынуждены будем провести специальную операцию по освобождению этих людей. Мы такую специальную операцию провели и всех наших людей освободили». Тогда, попав в руки украинских националистов, люди не знали, выживут ли, вернутся ли к семьям. Однако Родина буквально вытащила их с того света. Подробности позже показали все белорусские СМИ.

…На днях из охваченного огнем сектора Газа эвакуирован 41 человек, половина из которых — дети. «В секторе Газа очень страшная ситуация. С каждым днем все хуже и хуже. Мы засыпали и думали: слава богу, что живы. Просыпались с мыслью о том же. О рейсе узнали от знакомых, потому что связь там не работает — ни телефонная, ни интернет», — говорила уже в минском аэропорту Светлана Панасюк, вернувшаяся вместе с мужем и тремя детьми. Ее муж вспоминал, что особенно опасно было на погранпереходе «Рафах»: «Он постоянно находится под обстрелом. Когда мы ехали туда с семьей, по нам стреляли. Было очень страшно. Думали, что умрем».

Только узкий круг причастных людей знает, чего стоил этот эвакуационный рейс. Но смогли, домой вернули. Это было прямое поручение Президента.
Счастье — ходить по земле, где все по-людски, с добром и по совести. Где всеми силами берегут мир, чтят традиции, помнят историю, показывают некогда, может, и продвинутому миру, что значит оставаться человеком.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter