Часы по цене айфона, блюдце как средняя зарплата: что продают в салоне антиквариата и сколько это стоит

Сокровища из кладовки

В детстве удивляло, насколько бережно бабушка хранит нажитое непосильным трудом. Шкатулку с нехитрыми советскими украшениями прятала в комод, оберегая от ловких ручонок внуков, хрусталь выставляла в стенку, доставая только по большим праздникам, а про набор серебряных приборов, оставшихся от предков, и говорить нечего: «Пусть полежат до лучших времен». Сегодня такие предметы старины продают на блошиных рынках и в антикварных салонах. Порой даже за неприличные суммы! Да-да, все эти резные шкатулочки, портсигары и статуэтки времен дедушкиной-бабушкиной молодости и еще старше вызывают интерес у заядлых коллекционеров и обычных любителей винтажных вещиц. Побывали в одной из крупных антикварных галерей и рассказываем, что почем.


Памяти ради

Книги в толстых кожаных переплетах, покрытые вековым слоем пыли, невнятные штукенции столетней давности — то ли из арсенала учителя физики, то ли из кабинета астронома… Нет, салон антиквариата выглядит совсем по-другому, поэтому тем, кто здесь не бывал, определенно понравится. Несмотря на утро буднего дня, в столичной галерее возле метро «Немига» посетителей хоть отбавляй. Представительные мужчины с портфелями интересуются живописью, дамы тяготеют к фарфору, а мы останавливаемся и у того, и у другого, попутно разглядывая все, что приковывает взгляд.


Разговорившись с продавцом Елизаветой Комиссаровой, понимаем: раритеты попадают в салон не с европейских барахолок — все приносят люди. Магазин работает по принципу комиссионки: владелец предмета искусства показывает ее штатному оценщику, и тот выносит профессиональный вердикт.

— Не каждая старинная вещь годится для продажи, — рассказывает собеседница. — Она должна соответствовать определенным параметрам. Так, ценность картин определяется исходя из имени автора, времени, когда написана, ее сохранности. Дополнительным бонусом при оценке живописи будет тот факт, что работы представлялись на выставках или входят в каталоги по искусству. Говоря о белорусских и российских авторах, значимо членство в Союзе художников.

Принести на оценку домашний винтаж может каждый. Бывает так, что вещь долго хранится на антресолях, потому что не особо вписывается в антураж квартиры. Отдать ее на реализацию — отличное решение. Ведь кто-то десятилетиями ищет «ту самую» фигурку, которая у вас не вызывает абсолютно никаких эмоций. Недавние примеры от Елизаветы Комиссаровой: покупательница искала статуэтку «Первосчет» Ленинградского фарфорового завода. Еще одна интересовалась «Собачьей будкой». Фигурка когда-то выпускалась Минским фарфоровым заводом, но теперь найти ее практически нереально.

— За раритетами охотятся люди, склонные к ностальгии. Допустим, в детстве в доме хранился определенный предмет, который сейчас напоминает об уютных семейных вечерах. Это могут быть часы с боем, подсвечник или светильник. Иметь нечто подобное для теперь уже взрослых людей что-то вроде медитации, когда можно мысленно вернуться в приятные мгновения, — рассуждает Елизавета.

Большой спрос на предметы старины отнюдь не означает, что покупают все, что под руку попадется. Случаи, когда вещь в итоге не продается и ее возвращают хозяину, тоже бывают. Не беда, владельцы могут попытать счастья на интернет-аукционах или, на худой конец, просто подарить.

Море, море

О том, что в салонах антиквариата удается раздобыть настоящие сокровища, слышал каждый. Охотятся за ними предприимчивые граждане — те, кто знает, что предметы старины с каждым годом растут в цене. А значит, лет через 20 продать приобретенную красоту получится дороже. Впрочем, это не означает, что покупается винтаж с целью наживы. Наоборот, большинство выбирает тот или иной раритет из прошлого по зову души.


Процесс выбора вещи с историей — дело небыстрое. Поскольку цены в галереях не всегда бюджетные, поразмыслить над покупкой стоит. Будущие владельцы симпатичной вазочки или портсигара нередко приходят и по несколько раз, пока окончательно не примут решение: да, это то, что нужно.

Лучше всего продается ­живопись. Самая необычная работа (на мой скромный взгляд) — «Амурчик» XVIII века в старинной раме, написанный маслом. Автор неизвестен. Судя по внешнему виду, художник, скорее всего, именитый, потому что качество исполнения напоминает античные шедевры Лувра. Цена вопроса — 15 тысяч белорусских рублей. И это не рекорд. Дороже всего стоит полотно бельгийского художника, где изображен морской пейзаж. Его цена — 30 тысяч. 



На счастье, стоимость не считается окончательной. Если найдется желающий приобрести картину за меньшие деньги, продавец может позвонить владельцу с предложением снизить сумму. Согласен? Сделка состоялась.

Мастера, чьи картины на время приютила галерея, принадлежат к разным школам. Сюжеты их работ тоже отличаются. Здесь тебе и Кищенко, с его философскими размышлениями о вечном, и Шкарубо, воплотивший невероятную красоту природы, и Щемелев, с его выразительными портретами и пейзажами. А чего стоят картины Михаила Довгялло! Работе простых тружеников из народа он посвятил десятки полотен. Его соратник Виталий Цвирко поражает пейзажной живописью. Произведения мастера хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в минской галерее «ЛаСандр-арт», в многочисленных частных коллекциях на родине и за рубежом.

В салоне антиквариата есть пейзаж Цвирко «Белорусский мотив». Народный художник посвятил его красотам сельской местности. Несколько десятилетий картина находилась в семье поэта Максима Танка, по стечению обстоятельств ее выкупили, а сейчас она доступна для всех желающих.



Цены на произведения разные. Поскольку в галерее есть место для молодых талантов Союза художников, их работы тоже представлены широко. Хотя в большей степени посетителей волнуют все же полотна мэтров. Это, к слову, не означает, что купить картины могут только избранные. Цены на акварель стартуют от 100 рублей. Холст, масло дороже. Стоимость — от 500 рублей.

За деньги — да

Размеры салона не то чтобы громадные, но здесь представлена даже мебель. Взгляд цепляет удивительной красоты дубовый шкаф конца XIX века. Он практически в идеальном состоянии. Впечатление такое, будто исполина доставили прямиком из средневекового замка. Но нет, стоял в обычной минской квартире. Резные створки легко открываются, обнажая прилично сохранившееся нутро. Настоящая вещь с историей. Что по цене? 30 тысяч. Немало. Зато какая стать! Так и просится в коллекцию раритетов Никаса Сафронова. Кроме стоимости, некоторых смутит высота гиганта — 2,75 метра. Согласитесь, не в каждом жилище ему найдется место.


Смотрим дальше, а диковинки все не кончаются. Наше внимание привлекли напольные часы из Германии Gustav Becker. Раритет тоже в полном порядке. Сохранился даже ключик, которым открывают стеклянную крышку, оберегающую циферблат. Поворот в одно касание — и можно заставить время застыть. И наоборот, если повернуть стрелки вперед, механизм начнет отсчет. Достаточно раз в неделю подтянуть гири — и вуаля. Раритет может отбивать каждый час или полчаса. Стоит красота 17,5 тысячи. Рядом вариант подешевле — 4,5 тысячи. Как говорится, выбирай на вкус.

А это что такое? Светоч русской литературы собственной персоной. Фарфоровая статуэтка «Пушкин на прогулке» манит из-за стеклянной витрины. Оторваться невозможно: поэт облачен в зеленый сюртук и серые брюки, на голове — цилиндр. Ну чистый франт! Того и гляди затянет: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»


Если бы не смелые 4 тысячи, которые просят за Александра Сергеича, покупке быть. А так — мы еще подумаем. Чуть поодаль солдаты времен Наполеона. Стоят рядами и в ус не дуют. Хороши. Одеты по форме: камзол с эполетами, кивер, ружье со штыком. Эти парни однозначно не из простых. Перекочуют в вашу квартиру за «скромные» 400 — 500 рублей. И это только один солдат. Купить целую армию — ни одной зарплаты айтишника не хватит.

Равнодушным к военной теме тоже есть чем поживиться. Греческие богини, пастушки, балерины, всяческие любовные парочки то тут, то там выглядывают из-за спин друг друга. Рука так и тянется… Но нет, мы еще не познакомились с голубой кровью. Придворная дама в рюшах как бы намекает о своем происхождении. Впрочем, томно воздев глаза к небу, фарфоровая кокетка явно делает одолжение, присутствуя на этом празднике жизни. Pardon, madame, не осмелимся более докучать.

Как и в случае с картинами, ценность фарфора определяется исходя из авторства. Здесь важную роль играет клеймо. В кругах коллекционеров почитают печати Ленинградского фарфорового завода и минского. Высший пилотаж — немецкий Meissen, французский Sevres. Цены на них, прямо скажем, заоблачные и под стать качеству. На витринах замечены статуэтки за 8, 12, а то и все 20 тысяч. Последняя напоминает сцену строительства корабля. Во главе — морской владыка Посейдон. Авторы всего этого великолепия определенно люди с фантазией.

Вечные ценности

Оставив мифических персонажей позади, обращаем взор на отличные по смыслу произведения. В салоне продаются вещи, связанные с религией. Здесь есть иконы XIX века «Господь Вседержитель», лики Богородицы, образ Николая Чудотворца. Некоторые в родных киотах, с чеканным окладом, что большая редкость. Почему они здесь? Ответа нет. Так сложились обстоятельства.

Судьбы принятых к реализации вещей в галерее обычно не уточняют. Хотя во многом они схожи: досталась от родственников квартира, а в ней старинная посуда, картины, книги. Если новым владельцам это не нужно, чего добру пропадать, выставляют на продажу. За свою работу салон берет процент, но все честно: большая часть выручки достается владельцам.


Иногда экспонаты увозят отсюда представители музеев. В свое время раритеты отправлялись в Молодечно, Кричев, Могилев, Несвиж. Уникальные вещи нашли свое место в Жиличах, где стоит известный на всю страну дворец Булгаков. Салон реализует вещи и сейчас. Так, несколько значимых творений отправились в новый дом буквально месяц назад. Отныне постоянное место жительства для них музей Академии наук. Продавец даже любезно показала шкатулку, которую чуть не приобрели в коллекцию, но в последний момент сделали выбор в пользу другой, более уникальной с исторической точки зрения.

— Взгляните, дерево, вверху инкрустация латунью, фарфоровый медальон, на нем живопись — изображена дама в изысканном туалете. XIX век. Стоит 2,5 тысячи. Зато будет радовать глаз еще не одно столетие, — убеждает продавец.

Визитницы, подстаканники, вазочки из муранского стекла — чего только нет в галерее. Все ценное и особо ценное. Настолько, что подчас боишься взять в руки. Искусство как оно есть. Купить здесь частичку детства — реально, как и предмет интерьера, который может быть в единственном экземпляре в стране.

Самая дорогая вещь в магазине — дубовый шкаф XIX века. Цена вопроса — 30 тысяч рублей.

Самый бюджетный лот в салоне — пейзаж неизвестного художника в технике акварель, XX век. Стоимость — 50 рублей.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter