Директор РУП «Институт мелиорации» НАН Беларуси: мелиорация выступает гарантом продовольственной безопасности

Сохраняя и умножая богатство нашей земли

Неоднократно в своих выступлениях Александр Лукашенко подчеркивал, что мелиорация важна для эффективного ведения сельского хозяйства, что сохранение земель, в частности их плодородия, — святая обязанность государства.

А на июльском республиканском селекторном совещании по вопросам уборочной кампании дополнил, что мелиорация и известкование почв — наш хлеб.

Что нужно сделать, чтобы поручения Президента были выполнены в обязательном порядке, почему мелиоративных систем реконструируют больше, чем строят, какие применяемые научные разработки не имеют аналогов в мире и чем опасно нерациональное использование сельхозземель? Об этом и многом другом — подробнее в интервью «СГ» с директором РУП «Институт мелиорации» НАН Беларуси Александром Анженковым.


— Александр Сергеевич, в последнее время, глядя на столбик термометра, вы не задумываетесь над тем, что повышение температуры воздуха, отсутствие дождей в итоге приведут к тому, что у мелиораторов в перспективе может стать меньше работы, востребованность используемых мелиоративных систем пойдет на убыль?

— Вовсе нет. Да, синоптики констатируют ежегодное превышение температуры воздуха среднегодовой климатической нормы (+6,7 градуса) с 2005 года. И это нас совсем не радует, ведь почве необходима влага. Хочу подчеркнуть, что у мелиорированных земель лучше водное обеспечение, особенно в тех случаях, где управление водным режимом осуществляется осушительно-увлажнительными мелиоративными системами. Они сосредоточены в самых засушливых областях — Брестской и Гомельской — и имеют площадь свыше 1,4 миллиона гектаров. На более 250 тысячах гектаров пойменных участков созданы польдерные системы. В целом площадь мелиорированных земель с применением закрытого дренажа превышает два миллиона гектаров.

Анализируя климатические показатели последних лет, видим, что, несмотря на увеличение количества бездождевых периодов, годовое количество осадков колеблется как ниже климатической нормы (646 миллиметров в год), так и значительно ее превышая, что отражается ливневыми дождями, затапливающими сельхоз­угодья в отдельные непродолжительные, но зачастую неудобные для проведения агротехнических мероприятий периоды. И если, к примеру, отдельные влаголюбивые травы вполне могут выдержать более месячного затопления без значимых негативных последствий, то к зерновым и пропашным культурам это совершенно не относится. Буквально два или три дня под водой — и урожайность снижается. А если это овощные культуры, то, считай, за неделю можно потерять урожай.

Мелиоративные системы помогают предотвратить нежелательные последствия: спасти от затопления в период весеннего паводка, удержать влагу в летний зной. Поэтому мелиоративные системы объективно необходимы для успешного развития АПК и преодоления негативных колебаний погоды.

— Расскажите подробнее о мелиоративном комплексе страны?

— Для соблюдения проектных норм осушения земель в республике построено в общей сложности около пяти тысяч мелиоративных систем. Для их функционирования используется сложный комплекс гидротехнических и других сооружений, в том числе свыше 160 тысяч километров каналов и водоприемников, около миллиона километров закрытой дренажной сети (этого бы хватило, чтобы добраться до Луны и вернуться), 3,6 тысячи мостов, более 2 тысяч шлюзов-регуляторов и так далее. Все это необходимо для поддержания требуемого водного режима сельхозугодий и получения щедрого урожая.

Беларусь одна на постсоветском пространстве сохранила мелиоративный комплекс в практически неизменном виде. В этом высока заслуга Президента, который неустанно напоминает, что мелиорированные земли — наше богатство, и призывает к более интенсивному восстановлению отслуживших нормативный срок мелиоративных систем.

— Александр Сергеевич, о каких регионах в первую очередь идет речь?

— Практически вся территория страны в той или иной степени мелиорирована. Несмотря на то, что более 62 процентов систем, регулирующих водный режим сельскохозяйственных земель, сосредоточено в Брестской, Минской и Гомельской областях, почти нет районов, не имеющих мелиоративных угодий.

Общая площадь осушения превышает 3,3 миллиона гектаров, из них 2,8 отведены под сельхоз­угодья. Иными словами, свыше 35 процентов сельскохозяйственных земель мелиорированы. В 22 районах в составе сельхозземель мелиорированные превышают 50 процентов, в том числе в Ганцевичском — 74, Малоритском — 72,9. Согласитесь, это очень много. Фактически мелиорация для них — основа сельскохозяйственного производства. Речь идет, по большому счету, об обеспечении внутреннего рынка качественной и натуральной сельскохозяйственной продукцией, увеличении экспортных поставок.

Кроме того, мелиорация выступает гарантом продовольственной безопасности.

— Первоочередная задача — сохранить ранее созданное, а много ли возводится новых мелиоративных систем?

— В этом плане, в принципе, наша стратегия совпадает с западноевропейской, имею в виду такие страны, как Германия, Франция, Великобритания. Новое осушение проводится в минимальном объеме: до 10 тысяч гектаров в пятилетку и только по отдельным экономически обоснованным проектам, например рядом с населенными пунктами или с крупными животноводческими комплексами.

Преимущественно внимание сосредоточено на сохранении и восстановлении того, что уже есть. Думаю, нет необходимости значительно увеличивать площади в ближайшее время. Теперь наша задача заключается в другом: при имеющихся финансовых возможностях своевременно обкашивать, обслуживать, ремонтировать и реконструировать мелиоративные системы, проводить более масштабные мероприятия по восстановлению мелиорированных земель.

Системы, построенные во второй половине прошлого века, ветшают — управлять водным режимом становится все сложнее. Как результат, изменяется состояние поверхности и структура почвы. Землепользователям становится все сложнее соблюдать оптимальные агротехнические сроки сева, уборки сельскохозяйственных культур, изменяются условия их выращивания, снижается продуктивность мелиорированных земель.

В текущей пятилетке перед нами поставлена задача по вводу в оборот реконструированных систем и вновь мелиорированных сельскохозяйственных земель на площади свыше 140 тысяч гектаров.

Выполнение полного комплекса ремонтно-эксплуатационных работ гарантирует прибавку урожая до 9 центнеров кормовых единиц с гектара, при внесении оптимальных доз удобрений будет обеспечено увеличение урожайности сельскохозяйственных культур.

Инфографика Ольги ПАК

— Иными словами, перечень работ расписан на годы вперед. Стоит это недешево, удается ли сэкономить?

— Когда создавался в целом мелиоративный комплекс, на гектар в пересчете на современные деньги тратили до 18 тысяч рублей. Технологии в тот момент казались перспективными, сегодня их называем устаревшими, взять хотя бы гончарный дренаж, малоэффективную землеройную технику. Сейчас на реконструкцию такого же участка (по сути, ее можно приравнять к строительству) в среднем уходит до 5,2 тысячи рублей.

Согласитесь, разница ощутимая. Это как раз и связано с тем, что мелиоративная наука дала достаточно большое количество инноваций, которые активно применяются на практике. Например, нашим институтом разработана технология замены бетонных сооружений дренажных систем на полимерные с использованием полиэтиленовых колодцев-поглотителей и дренажных устьев. Следует отметить, что выпускаемые конструкции дешевле зарубежных аналогов в два — пять раз.

При обслуживании систем используются разработанные нами ресурсосберегающие технологии, в том числе направленные на проведение диагностики подземного дренажа, подводных шлюзов, труб-переездов, труб-регуляторов и особенно в местах труднодоступных, опасных для нахождения человека, например на водоспусках, шлюзах, где скорость воды превышает 60 километров в час. Приборы максимально аккуратно и эффективно выявляют неполадки.

На связанных почвах, где, в частности, преобладает суглинок, а проницаемость для воды слабая, подземный дренаж с защитно-фильтрующими материалами — не всегда лучший вариант. Решить проблему помогают полимерные колодцы-поглотители, которые позволяют выдерживать агротехнические нормы по затоплению территории в период весеннего сева и осеннего сбора урожая. Особенно это актуально для Витебской и Могилевской областей.

Еще одна перспективная разработка — полимерные колодцы-регуляторы. Четыре экспериментальных объекта с их применением установили на мелиоративной системе «Нератовка» в Октябрьском районе: засыпали четыре канала, пустили воду в подземные трубопроводы, уменьшив контурность полей в три раза. Колодцы поддерживают устойчивый уровень воды в открытых каналах при переувлажнении, а трубопроводы обеспечивают при необходимости сброс.

— Применимы ли здесь информационные технологии?

— Безусловно, одно из важных направлений — автоматизированная система государственного учета мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Стремимся все перевести на цифровую геоинформационную основу. Это даст возможность видеть оперативные изменения и общее состояние мелиоративного комплекса республики. На основании полученной информации проще и четче рассчитать объем планируемой работы и, соответственно, финансирования.

Пока собрана информация лишь по нескольким районам. В планах на ближайшие годы — внести это в земельный кадастр и провести полную инвентаризацию используемых систем и сооружений. Тесно сотрудничаем с Минсельхозпродом, который разрабатывает программу по информатизации сельского хозяйства.

— Санкционные ограничения затронули отрасль?

— Таких сегментов экономики, которые совершенно не зависят от какого-то международного влияния, наверное, нет. Например, у нас возникли определенные сложности с приобретением защитно-фильтрующих материалов. При этом в стране есть несколько предприятий, которые могут освоить выпуск геотекстильных материалов, а значит, мы можем сами производить все необходимое. Только надо отработать технологии, определить соответствие применяемым стандартам.

В силу очевидных причин в последнее время приостановилось сотрудничество с иностранными коллегами, подчеркну, по их инициативе. Мы же всегда открыты для диалога. Ранее с Украиной активно обсуждались специфика орошения, в том числе капельного, адаптация засухоустойчивых луговых травосмесей. При этом стоит сказать, что с российскими коллегами взаимоотношения остались прежними.

— Александр Сергеевич, могут ли сельхозпроизводители, сами того не подозревая, привести к деградации земель?

— Деградация — слишком резкое слово, хотя, в принципе, да, неправильное, нерациональное использование может иметь негативные последствия. Допустим, неправильный севооборот, избыточное выращивание пропашных культур на мелкозалежных торфяниках губительны, отсюда возникают и пылевые бури.

На таких землях в обязательном порядке следует выращивать многолетние травы. Но сельхозпроизводители, просчитывая рентабельность производства и понимая, что выращивание на мелиорированных торфяниках картофеля, моркови, кукурузы, зерновых принесет им гораздо больше прибыли, поступают иначе. В общей сложности насчитывается свыше 690 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель с торфяными почвами, проводится целенаправленная работа по снижению их использования в качестве пахотных.

Особое внимание уделяем созданию долголетних, высокопродуктивных, преимущественно бобово-злаковых, сенокосных травостоев, адаптированных к мелиорированным землям и изменяющемуся климату. Применение технологии конвейерного производства кормов на мелиорированных минеральных почвах в условиях зерно-травяно-пропашного севооборота в сельхозпредприятиях Сенненского, Солигорского, Столбцовского и Любанского районов обеспечила экономический эффект в более чем 1,5 миллиона рублей за счет формирования прогрессивного севооборота, включающего люцерну без пересева и разновременно созревающие сорта клевера, повышение продуктивности культур в результате снижения трудовых затрат, расхода топлива.

Технологии перспективные и гарантируют видимый эффект, но все же еще раз подчеркну: обязательное условие окупаемости любых реализуемых проектов — грамотная агротехника, севооборот и соблюдение технологий на мелиорированных землях.

— Александр Сергеевич, спасибо за детальный обзор работы отрасли.

bernikovich@sb.by

Фото предоставлено «Белводхоз».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter