Подробности кадрового дня во Дворце Независимости

Сладко и легко не будет. Год будет особый

Кадровый день во Дворце Независимости: о чем ­Президент предупредил министра экономики, что потребовал от помощника по Витебской области и какие задачи поставил перед послом в Индии

Начинать новый год на новом рабочем месте, наверное, ответственно вдвойне. Особенно если решение о назначении принимает ­Президент. Александр Лукашенко сразу же предупредил, что все назначения — важнейшие в системе госуправления, а потому и требования к каждому высочайшие. А слова, адресованные новому министру экономики и новому послу в Индии, в равной степени применимы ко всем управленцам:

— Сладко и легко не будет. Будет тяжело, особенно в этом году. Не потому, что нынешний ­Президент хочет быть и дальше Президентом. Не потому, что кто‑то чего‑то хочет. Мы просто людям должны еще раз доказать, что мы честно, искренне работали эти годы. Ну а если получится — убедить людей в том, что лучше нас не будет. Говорю открытым текстом в начале года.
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко 4 января рассмотрел кадровые вопросы

Глава государства назначил:

Чеботаря Юрия Адамовича — министром экономики;

Касько Михаила Михайловича — Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Индии;

Левковича Сергея Викторовича — помощником ­­Президента Беларуси — инспектором по Витебской области;

Миколенко Татьяну Александровну — судьей Экономического суда СНГ;

Золотаря Игоря Францевича — начальником управления материально-технического обеспечения Объединенного штаба ОДКБ.

­­Президент также дал согласие на назначение:

Егорова Сергея Валерьевича — председателем Витебского рай­исполкома;

Губко Павла Валентиновича — председателем Молодечненского рай­исполкома;

Бобовича Сергея Олеговича — генеральным директором РУП «Белорусская атомная электростанция»;

Веренича Валерия Емельяновича — первым заместителем министра транспорта и коммуникаций;

Ядевича Виталия Владимировича — членом Могилевского облисполкома;

Зайцева Сергея Михайловича — начальником управления проблем военной безопасности Секретариата ОДКБ.

В основе всего — экономика. Чего ждет ­­­Президент от ключевого министерства

Конечно, не всех, кто был в четверг в кадровом списке, пригласили во Дворец Независимости на встречу с Главой государства. Были и те, кого ­­­Президент согласовал на новые должности в рабочем порядке. Но от этого их роль меньше не становится.

Должность министра экономики была вакантной полтора месяца, с того времени, как Александр Червяков был назначен послом в Китае. Для Юрия Чеботаря новое место работы таковым является лишь отчасти, потому как в данном министерстве трудится уже более 20 лет и за это время прошел, что называется, все ступени карьерного роста. Поэтому, назначая его министром, Александр ­­­Лукашенко с полным на то основанием рассчитывает на активную роль министерства в будущем:


— Скажу откровенно, публично: год у нас особый. Поэтому будем говорить все честно и откровенно, чтобы нас к очередным президентским выборам через год не упрекали, что мы где-то юлили-вертели, неправду говорили и вообще власть наша ни к чему не годна, как сейчас уже начинают это раскручивать.  
Поэтому этот год будет особый. И в основе всего, как я часто говорю, лежит экономика. Я хотел бы видеть активную роль Министерства экономики.
Александр ­­­Лукашенко отметил, что именно Минэкономики предлагает проекты планирования нашей экономики — тактические (на год) и стратегические (на пятилетку):

— На Всебелорусском народном собрании вам часто придется выступать, обосновывая те или иные направления деятельности власти в целом и страны на перспективу. Поэтому вы к этому должны быть готовы.  
Легко не будет. Будет тяжело, особенно в этом году. Не потому, что нынешний ­­­Президент хочет быть и дальше ­­­Президентом. Не потому, что кто-то чего-то хочет. Мы просто людям должны еще раз доказать, что мы честно, искренне работали эти годы. Ну а если получится — убедить людей в том, что лучше нас не будет. Говорю открытым текстом в начале года. И министерство ваше должно сыграть здесь существенную роль.

Правда и ничего, кроме правды. Чем опасны вранье и приукрашивание ситуации

По словам ­­­Президента, в Правительстве Министерство экономики занимает особое место, планируя, контролируя и во многом направляя экономическое развитие страны:

— В этом плане я хотел бы видеть Министерство экономики. Скажу откровенно, я его замечал в течение года нечасто. Вы понимаете, что я не совсем удовлетворен работой Министерства экономики. И эта неудовлетворенность в том числе ложится и на вас. Но я очень надеюсь, что ситуация поменяется. Как первый заместитель вы многое могли, но не всё. Я это понимаю. Есть еще руководитель, есть Премьер-министр, вице-премьеры и так далее. Но будучи относительно за спиной у этих госслужащих, вы видели те недостатки, которые надо устранять.

Александр ­­­Лукашенко уверен, что Юрий Чеботарь может организовать работу Министерства экономики:

— По крайней мере, для этого у вас есть все.  
Но в основе вашей работы должна лежать исключительно правда. Никакого приукрашивания. Рано или поздно я это замечу. У меня достаточно для этого рычагов. Поэтому ни в коем случае не врать. Все как есть. Потому что если вы, мягко говоря, неточную информацию будете предоставлять мне, значит, будут неправильные управленческие решения.

«В отношениях с Индией мы деградировали». На что предстоит сделать ставку новому послу в Дели

Михаил Касько до нового назначения руководил Белорусским производственно-торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. ­­­Президент не оставил этот момент без внимания, отметив, что у него есть претензии к работе Михаила Касько в прежней должности:

— Вы знаете, в каком состоянии сегодня ваше министерство фактически. И мне очень не хотелось бы, чтобы мои подозрения в том, что вас хотят просто тихонько сместить на какую-то другую должность, подтвердились в будущем. Я очень надеюсь, что ваша работа в Индии принесет значительные плоды.  
Индия — огромная страна. Я не могу быть довольным тем состоянием дел, которое у нас складывается в белорусско-­индийских отношениях. Скажу откровенно, в отношениях с Индией мы деградировали.
Александр ­­­Лукашенко напомнил, что за развитие отношений с ключевыми внешнеэкономическими партнерами в руководстве страны закреплены конкретные лица. Например, за направление Российской Федерации отвечает Премьер-министр Роман Головченко, за сотрудничество с Китаем — первый вице-премьер Николай Снопков. А что касается Индии, то еще при покойном главе МИД Владимире Макее ему поручалось разработать план действий на этом направлении. Теперь такая задача возложена на нынешнего министра иностранных дел Сергея Алейника, подчеркнул ­­­Президент:

— Я не скажу, что мы там развернулись и это наш очень важный партнер. То, что мы производим, мы спокойно можем и в Китае, и в России продать, в некоторых странах на дальней дуге. Но Индия — огромный рынок, и мы там были представлены, мы там работали со времен Советского Союза.  
Нам надо определить основные направления, где мы что-то можем сделать и где мы будем прежде всего полезны Индии. Это основа этого плана. Сладко и легко не будет. Надо выстроить фундамент наших отношений по основным направлениям с Индией.
Мы не развернемся в Индии, как в Китае, допустим. Меньше работали, да и, слушайте, у нас не такая экономика, чтобы уже разворачиваться по всему миру, как Китай или Россия. Нам достаточно определить основные направления и работать с индусами.

В качестве примера ­­­Президент перечислил ряд направлений, по которым есть перспективы для развития отношений с Индией:

— У них хорошие лекарства. Нам они очень нужны. И технологии определенные. Еще кое-что они умеют делать, не только алмазы обрабатывать. Это для нас тоже важно. Мы этому придаем большой приоритет. Есть товары, которые мы можем туда продать. На основе наших технологий можем даже и какие-то предприятия там создать. Известны направления деятельности. Надо определиться. 
Индия — непростое направление. И вы как человек практичный, хоть у вас не очень получилось в нашем концерне, тем не менее, я думаю, опыт вы свой можете использовать на индийском направлении. Но упаси вас Господь думать, что это для вас отдых или вы ушли куда-то в сторону. Нет. Идете по восходящей.

«Область непростая, если не сказать больше». ­­­Президент назвал наиважнейшую задачу для нового помощника по Витебской области

При назначении Сергея Левковича помощником ­­­Президента — инспектором по Витебской области Глава государства подчеркнул, что Витебскую область «надо вытащить из того состояния, в котором она находится»:

— Я не скажу, что там катастрофа. Но эта область не лучшая в стране, а возможностей у нее немало.

Александр ­­­Лукашенко обратил внимание на тот факт, что Сергей Левкович знает Витебщину:

— Область непростая, если не сказать больше. Вы — аграрий, хорошо знаете сельское хозяйство, исходя из вашей биографии. То, что нам надо в Витебской области. Проанализируйте тот путь, который мы обозначили в развитии сельского хозяйства. 
Вы знаете, что мы создавали там так называемые интеграционные структуры, компании. Я на этот вариант согласился — он в принципе беспроигрышный, ничего не портит. Если это не удастся нам реализовать — ну очень просто интеграционной структуре разбежаться. Они же ничего не теряют. Надо попробовать реализовать этот проект до конца. Это ваша наиважнейшая задача.

Оценка должна быть объективной

Александр ­­­Лукашенко обратил внимание, что все эти задачи реализуют люди, а кадры — это сфера ответственности Сергея Левковича:
— Работайте вместе с губернатором, но не забывайте, что вы не подручный губернатора. Вы — уши и глаза ­­­Президента в этой области. Я от вас жду объективной оценки. Драки там быть не должно. Должна быть объективная оценка ситуации.
Глава государства ориентировал управленца на то, чтобы все решения шли от жизни. Например, если в каком-то хозяйстве не хватает кормовой базы для скота, то надо оперативно передавать животных тем, кто их сможет накормить и обеспечить должный уход. В противном случае скот просто погибнет.

Что касается кадровой ситуации на селе, Глава государства призвал «не плакаться, что не хватает людей»:

— Катастрофа, когда люди лишние (для которых нет возможности найти работу. — Прим. ред.). Я это проходил. Может, и вы сталкивались. Вот это беда. А когда есть работа, так надо работать и зарабатывать.

В самые же напряженные для сельского хозяйства периоды следует привлекать к сельхозработам на сложной технике специалистов в том числе из городов, имеющих такой опыт и компетенции, советует Александр ­­­Лукашенко:

— Их надо два-три человека, ну пять на хозяйство в трудные времена. Чтобы на комбайне, энергонасыщенном тракторе работал с мозгами человек. Найдите их заранее, установите с ними отношения и работайте. У меня так было (в годы работы руководителем сельхозпредприятия. — Прим. ред.). Я с ребятами, которые уехали из моего хозяйства работать куда-то (некоторые жили у нас и работали за 5 — 7 километров от хозяйства), установил отношения. Они с удовольствием приезжали и работали у меня на комбайнах. На остальную технику у меня людей хватало. Блестяще работали.

Выйти на уровень передовых в стране: ориентир для Витебского района от ­­­Президента

Новый руководитель и в Витебском районе. Им стал Сергей Егоров, до этого возглавлявший комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома. Александр ­­­Лукашенко констатировал, что проблем в сфере АПК в регионе немало, а потому поинтересовался у Главы Администрации ­­­Президента Игоря Сергеенко, чем вызвана такая ротация:

— Это неудовлетворение работой на этой должности?

Игорь Сергеенко рассказал, что подобные переводы хорошо зарекомендовали себя в других областях, а для самого руководителя, учитывая накопленный опыт, это очередная ступень по карьерной лестнице. Белорусский лидер уточнил у самого Сергея Егорова, как он оценивает подобное назначение.

— Определенный опыт я наработал за четыре года работы в комитете по сельскому хозяйству. До этого работал председателем Толочинского райисполкома. Наверное, такая работа мне ближе по духу, — признался Сергей Егоров.

— То есть это более живая работа, вы хотите сказать. И все-таки, наверное, Витебский район валоопределяющий и в сельском (плане. — Прим. ред.)? — спросил Александр ­­­Лукашенко.

— На втором месте после Оршанского района. И по площадям, и по производственным показателям, — уточнил Сергей Егоров.

— Но это не значит, что он должен быть вторым, — убежден ­­­Президент.

— Ставлю перед собой задачу вывести район на уровень наших передовых районов других областей: Гродненской и Брестской, — заверил руководитель.

Александр ­­­Лукашенко такую амбициозную цель оценил, отметив, что именно Оршанский, Толочинский, Витебский и более маленькие районы рядом «должны тащить всю область»:

— Это правильно. Не север же Витебской области (Верхнедвинск, Браславский край) будет вытаскивать село. Хотя и там надо упираться.  
Хорошо, что вы перед собой ставите задачу вывести этот район. А для этого все есть в Витебской области, и Витебске, и в районе. Все есть для того, чтобы вывести его на уровень передовых в стране. Ориентир для вас на первом этапе — Оршанский район. Вы должны превзойти его. Для этого есть все.

Нужен результат!

Вакансия руководителя Молодечненского района пустовала три месяца. Согласовывая назначение Павла Губко (ранее был первым заместителем председателя Молодечненского райисполкома), Александр ­­­Лукашенко поинтересовался, почему раньше ему не предложили возглавить район, учитывая опыт работы.

По словам Игоря Сергеенко, решили не торопиться и оценить работу в течение трех месяцев. Вывод Главы Администрации ­­­Президента:

— Увидели, что человек может организовать работу. Справится!
— Павел Валентинович, справитесь вы или нет — у вас выхода другого нет. Коль вы принимаете эту должность, умрите, но должен быть результат,
— Глава государства требует не расслаб­ляться.

Позже, в беседе с журналистами Павел Губко признается: новая должность накладывает на него двойную ответственность. С одной стороны, место работы знакомое, да и сам местный. С другой стороны, Молодечно входит в так называемый список 80+. Это 11 городов с численностью населения более 80 тысяч человек, в которых были реализованы комплексные планы ускоренного развития, и теперь они должны стать драйверами регионального развития.

Мы прекрасно понимаем те моменты, которые мы исправили и улучшили, и проблемы, которые есть в сельском хозяйстве и промышленности, — рассказал Павел Губко и заверил, что приложит все усилия для исправления проблемных моментов. Сфокусировать усилия придется и на том, чтобы активизировать привлечение инвестиций в район.

Во Дворце Независимости: Сергей Левкович, Сергей Егоров, Павел Губко, Михаил Касько, Юрий Чеботарь, Сергей Бобович.

«Это должна быть лучшая станция в мире!» Что ­­­Президент пожелал новому гендиректору БелАЭС

На самом, пожалуй, знаковом и значимом объекте страны — Белорусской атомной электростанции — новый гендиректор. Им стал бывший заместитель руководителя «Белэнерго» ­Сергей Бобович. Согласовывая назначение, Глава государства откровенно поделился:

— Меня пытались убедить в том, что нет у нас специалистов, которые могут управлять таким предприятием — сложным и, самое главное, ответственным. Я с этим не согласен. Долго искали или недолго — нашли. И я уверен, вы справитесь. Очень интересная работа, как мне кажется. И все на месте: новое предприятие, красавица-станция.

При этом ­­­Президент предостерегает ­Сергея Бобовича от кабинетной работы и дает такой совет:
— Я вас очень попрошу: не сидите где-то там в кабинете наверху. Начинайте снизу… Вникайте во все детали. Это должна быть лучшая станция в мире по эксплуатации и эффективности. Сделайте, чтобы и другие убедились, что у нас есть классные руководители и на таком предприятии, которого мы раньше не знали и не видели. Есть такие в Беларуси. Поэтому очень на вас надеюсь и рассчитываю.

Александр ­­­Лукашенко добавил, что ему всегда можно докладывать по любому вопросу работы БелАЭС, и заверил, что при необходимости окажет любую поддержку.

В разговоре с журналистами Сергей Бобович признается, что назначение для него очень почетное:

— Основная задача, которая сегодня стоит, — чтобы наша станция, самая современная и молодая в мире, оставалась всегда на уровне и самой передовой.

Новый гендиректор БелАЭС убежден, что технологии решают далеко не все:

— Все решают люди. Поэтому основная задача — чтобы персонал находился всегда на должном уровне, всегда следил за тем, что происходит в мире: изменениями, модификациями.

В этом плане особо чувствуется содействие российской стороны, госкорпорации «Росатом». По словам Сергея Бобовича, стороны плотно общаются:
— Мы у них учимся, они очень часто у нас бывают, готовят персонал, консультируют. Я считаю, что у нас очень удачный проект и мы будем двигаться только вперед.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Чеботарь, министр экономики (в интервью журналистам):


— Глава государства при назначении еще раз обозначил важную роль Министерства экономики в Правительстве в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Тем более текущий год — электоральный. Министерство экономики должно звучать, выходить с инициативами, чем мы вместе с коллективом и займемся.

Экономика адаптируется к вызовам и сложностям вокруг нашей страны. Происходит это в том числе благодаря решениям, принимаемым Главой государства, Правительством, инициативам Минэкономики. Темпы роста ВВП в 103,8 процента, которые обозначены на текущий год, вполне достижимы. Ключевой для нас задачей является разворачивание инвестиционного цикла. Во второй половине 2023‑го каждый месяц наблюдался темп роста инвестиций на уровне более 120 процентов. Закупка оборудования и инвестирование в оборудование достигает 140 — 150 процентов. То есть предприятия, наш реальный сектор действительно обновляются. А это — новые производства, новые рабочие места, соответственно экспорт и развитие технологий.

Михаил Касько, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Индии (в интервью журналистам):


— ­­Президент акцентировал внимание на том, что надо системно выстраивать отношения по ключевым направлениям сотрудничества, и в первую очередь в экономике. Надо попробовать вернуть все то хорошее, что было в советском прошлом, когда и многие студенты обучались у нас в стране, и сборочные производства действовали, и осуществлялась поставка самой широкой гаммы техники. Надо попробовать восстановить это, акцентировав на трех-четырех прорывных проектах. Мы должны поставлять туда то, что представляет интерес для индийской стороны, и приобретать у них то, что представляет интерес для нас. Например, фармацевтическая отрасль, безусловно, представляет для нас интерес как с точки зрения инвестиций в Беларусь, так и поставки медицинских субстанций на действующие у нас предприятия. В Индию традиционно поставляются наши калийные удобрения, продукция машиностроения.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter