Сиводедов подвел итоги выступления сборной по легкой атлетике в Лондоне

Главный тренер белорусской сборной по легкой атлетике Игорь Сиводедов подвел итоги чемпионата мира, который завершился в Лондоне.

Игорь Сиводедов

После окончания чемпионата мира по легкой атлетике Игорь Сиводедов взял паузу. Едва ли не худший за всю историю выступлений результат на фоне амбициозных ожиданий обескураживал, требовал осмысления и оставлял немало вопросов. 

Игорь Леонидович ответил на самые злободневные из них.

- Случившееся в Лондоне – это катастрофа?

- Скажем так: наше выступление, конечно, сложно назвать удовлетворительным. Условия были созданы отличные, но при этом показательно, что от большинства спортсменов не требовалось показывать запредельных результатов. Нужно было просто повторить то, что мы все уже видели по ходу сезона. Более того, перед отъездом на чемпионат мира мы проводили централизованный сбор, на котором практически все атлеты показывали хороший уровень готовности. Увы, в итоге – результаты, которые на несколько метров или секунд уступают ожидаемым. В такой ситуации легко поддаться эмоциям, но важно помнить, что случившаяся неудача отнюдь не уникальна. История легкой атлетики помнит выступления, когда наша сборная также возвращалась домой без медалей. В 2009 году после удачного выступления на Олимпиаде в Пекине мы, например, провалились в Берлине. Но потом были чемпионат мира в Тэгу, был опять же Пекин-2015… И поэтому не стоит из нынешней ситуации делать трагедию. В прежние времена нам всегда удавалось вернуться на прежние позиции, и в отличие от прежних лет сегодня у нас есть резервы.

- Почему мы провалились?

- По каждому из спортсменов можно говорить долго. Вспомнить про метателей молота Захара Махросенко и Сергея Коломойца, оказавшихся совершенно неготовыми выступать при плохой погоде. Попенять на ошибку Марины Арзамасовой. Заметить, что выступление Ирины Жук в прыжках с шестом – вообще ни в какие ворота. Ира выступала первой из наших спортсменов, задавала тон всем, кто выходил на старт вслед за ней и просто не имела права не взять даже начальную высоту. Конечно, нельзя сказать, что из-за нее неудачно выступила наша команда, но психологический фон изначально был создан не самый лучший. Плюс те, кто мог, но не поехал в Лондон. Покажи прыгун в высоту Максим Недосеков тот результат, который принес ему золото чемпионата Европы среди юниоров, - быть парню на пьедестале. В Лондоне второе место Даниилу Лысенко принесла высота 2,32, а третьим и вовсе стал спортсмен из Сирии, преодолевший 2,29. Но ведь при этом Максим мог даже не попасть в финал: квалификацию на чемпионате мира преодолело большее, чем обычно, количество спортсменов, потому что очень многие прыгнули на 2,29. Очень бы помог Иван Тихон. И не только с точки зрения показанного результата, но и как человек, способный объединить команду и стать ее стержнем. Этого стержня и психологической устойчивости на чемпионате мира нашим спортсменам очень не хватало. Очень обидно за Ольгу Мазуренок. В Лондон спортсменка не попала из-за полученной еще на Кубке Беларуси травмы, которую усугубило выступление в Кубке Европы на 10 000 метров. При этом в Лондоне был «ее» марафон: в день забега была хорошая погода, а время победительницы в итоге оказалось на три минуты хуже результата, который на этой же трассе в прошлом году показала Мазуренок. Мог усилить команду Павел Селиверстов, но он слишком много соревновался, и в итоге к чемпионату мира общий спад спортивной формы наложился на дискомфорт в коленных суставах.

- Какие выводы стоит сделать из результатов чемпионата мира?

- Во-первых, психология. С нашей командой работает психолог, но важно понимать, что эффективной будет работа только того специалиста, которому спортсмены полностью доверяют. К слову, доверие – еще один важный момент. На мой взгляд, мы слишком сильно доверяем некоторым нашим тренерам и спортсменам, отправляя их на сборы за рубеж или позволяя тренироваться в своих городах. В следующем сезоне этот аспект нужно будет обязательно пересмотреть и сделать ставку на централизованную подготовку. Анализируя случившееся и сравнивая чемпионаты мира в Лондоне и, допустим, также неудачные для нас турниры в Берлине или Москве, важно понимать еще и вот что. Года два-три назад большинству тренеров пришлось серьезно пересмотреть методику подготовки в соответствии с изменившимися требованиями и ситуацией в мировой атлетике. Сегодня перестроиться удалось почти всем, но прошедшего срока недостаточно, чтобы выработать и обкатать новую программу работы и понять, какие средства и фармакологические препараты можно применять. Загрузить спортсмена может любой тренер. А вот найти подход и баланс между нагрузкой и восстановлением – настоящее искусство.

- Немалая часть призеров чемпионата мира – спортсмены до 23 и даже 21 года. Мы отстаем?

- Да, у нас есть целая плеяда молодых спортсменов, которые вплотную приблизились к результатам мирового уровня. Можно вспомнить Виолетту Скворцову, Эльвиру Герман, Кристину Тимановскую… В прыжках в высоту у нас сразу трое атлетов взлетают на высоту, которая могла бы принести медаль в Лондоне. В Лондоне из них выступала только Герман, и, кстати, неплохо. Но я бы не сказал, что мы отстаем. Если говорить о тех молодых атлетах, которые в Лондоне попали на пьедестал, то это уникумы. Для большинства из ровесников показывать такие метры и секунды очень сложно, и, к примеру, тот же польский толкатель ядра Конрад Букиевски вопреки ожиданиям на чемпионате мира совсем не впечатлил. Возможно, в некоторых видах атлетика молодеет, возможно, нашу молодежь также можно было бы бросить в этот котел, но я считаю, что на данном этапе этим ребятам полезнее посоревноваться со спортсменами своего возраста и немного окрепнуть. В противном случае мы можем получить обратный эффект: спортсмены будут бояться соревноваться на таком уровне.

Фото: БФЛА

- Что делать дальше?

- Перевести дух, сесть и во всем разобраться. Основные причины неудачи нам видны, мы понимаем, что делать, чтобы с ними справиться. Но важно понимать, что результаты постоянно растут, те метры или секунды, которые могли принести успех на минувшей Олимпиаде, в Токио едва позволят пробиться в финал. Яркий пример здесь – метание молота. Уже сейчас результаты здесь подбираются к отметке в 77-78 метров, а в Токио для попадания на пьедестал гарантированно придется метать за 80. Реально ли нам оставаться конкурентными в этой ситуации? В команде происходит смена поколений, и в отличие от того же 2009 года видны молодые амбициозные спортсмены, которые уже сейчас достойно выступают на самом высоком уровне как в своей возрастной группе, так и во «взрослых» турнирах. Я уже упоминал некоторых наших молодых атлетов. К их числу можно отнести Анну Малыщик, Максима Андралойтя, Глеба Жука, Анну Тарасюк… При этом у нас есть лидеры, способные решать задачу уже сейчас. Алина Талай, которая отнюдь не сказала еще своего последнего слова, Татьяна Холодович, Павел Борейша, Алена Дубицкая, Марина Арзамасова, Ольга Мазуренок, Иван Тихон, Андрей Кравченко, Анастасия Мирончик-Иванова, Елена Соболева и другие спортсмены, способные побороться за награды как на европейском, так и на мировом уровне. В силу определенных причин они не смогли взойти на пьедестал в Лондоне, но мы знаем, на что они способны и что нужно сделать, чтобы реализовать их потенциал.

komashko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter