Сирийский узел

Почему стабильность сегодня главная ценность в мире?

Почему стабильность сегодня главная ценность в мире?

Дамаск и его пригороды некогда были райским местом для миллионов людей. Здесь можно было полюбоваться на богатые купола мечетей, побродить неспешно по спокойным улочкам, потолкаться на пестром и громком восточном базаре. Сегодня от прошлого умиротворения не осталось и следа. Повсюду воронки от взрывов, разгромленные здания и море горя.

Сирийская драма, развиваясь по своим особым канонам, имеет тем не менее много общего с ситуацией в других странах “арабской весны”. Реализуемая Западом стратегия “управляемого хаоса” предполагает общественный взрыв внутри государства, для чего идет мощная подпитка противостоящих властям сил и массированная, если понадобится, внешняя поддержка. Так было в Ливии, где после неудачных попыток повстанцев взять Триполи ряд государств добились от ООН принятия решения о введении бесполетной зоны над Ливией, а затем установили полный контроль над небом этой страны и принялись стирать с земли объекты, причем не только военные, но и гражданские.

В Сирии дела обстоят несколько иначе. Прежде всего мощная противовоздушная оборона национальной армии удерживает горячие натовские головы от оглашения приказа бомбить все, что движется. И случай со сбитым на сирийской границе иностранным самолетом показал, как на мониторе радара, что ливийский номер здесь не пройдет. К тому же жесткая позиция России и Китая, которые имеют право вето в Совбезе ООН, не позволяет Вашингтону провести необходимый документ и получить международное добро на реализацию силового сценария. Хотя для США это не самая существенная помеха. По данным CNN, Барак Обама подписал секретный приказ, разрешающий ЦРУ и другим ведомствам тайно оказывать поддержку сирийским повстанцам.

К тому же госсекретарь США Хиллари Клинтон по итогам встречи со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу в Стамбуле заявила, что Вашингтон выделит в ближайшее время дополнительные 5,5 млн долларов для оказания невоенной помощи сирийским повстанцам. Таким образом, в общей сложности за 17 месяцев боев в Сирии США выделили антиправительственным силам 82 млн долларов. В Стамбуле же Клинтон, как сообщают СМИ, обсудила “выработку единой позиции” между США, Турцией и сирийскими боевиками для обеспечения “демократического перехода в Сирии после ухода Башара Асада”.

Многочисленные факты дают четкое представление о мощи внешнеполитического вмешательства в сирийский конфликт. Во-первых, на стороне повстанцев воюет много наемников. А здесь уже ни о каких идейных посылах речи идти не может. Каждый “рабочий” день такого солдата стоит больших денег. И эти деньги кто-то должен дать. В превращающейся в руины стране таких капиталов не найти. Во-вторых, противостоящие властям группы стали использовать западные ракеты для прицельного огня по правительственной авиации, что также предполагает солидные траты на закупку вооружений. Да и множественные теракты нужно готовить, что тоже стоит не дешево. Французская Le Figaro приводит слова одного из “бойцов сопротивления”: “Прежде всего мы получили ракеты РПГ-9, а также пулеметы, средства ПВО, противотанковые системы и даже ранние версии “стингеров”.

“Регион Ближнего Востока находится в зоне американского влияния. Здесь сходятся многие нефтяные пути, — говорит политолог Сергей Кривошеев. — Именно внешний фактор — ключ к пониманию происходящего. Слова о неких демократических целях не выдерживают никакой критики. Да, трансформации в обществе нужны, но не любой же ценой. К тому же Асад как раз-таки редкий правитель на Востоке, который шел все последние годы по пути перемен. К примеру, Катар лишь в ближайшей перспективе намерен провести первые парламентские выборы. Но там ситуацию извне не взрывают. Идет постепенное развитие страны. Кстати, в Ливии уровень жизни до прошлого года был тоже очень высоким. Сейчас об этом можно лишь мечтать...”

Ливийский сценарий в Сирии явно не проходит. Недавние попытки боевиков взять штурмом Дамаск не увенчались успехом. Их атаки, не поддержанные населением, были отбиты. Скорее всего, правительственным войскам сейчас удастся выбить повстанцев и из экономической столицы — Алеппо. “Нынешние бои на севере страны имеют решающее значение, — говорит военный эксперт Артем Сарнутов, — так как контроль над этим крупным городом позволит перекрыть поставки оружия повстанцам”. Виновниками эскалации насилия в Алеппо Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун называет именно боевиков.

Ситуация в Сирии сложная. Перемирия не наблюдается даже на горизонте, число жертв конфликта растет, страна становится все слабее. Но главное — чем дольше будет длиться противостояние, тем труднее будет обратный путь к стабильности. Это понимают все. Кто может оказаться в выигрыше от нынешней сирийской резни? Кто угодно, только не народ. За почти полтора года боев погибли около 20 тысяч человек. А сколько еще будет жертв? И сколько сил и средств уйдет на восстановление страны? Стабильность — это главная ценность в сегодняшнем мире. Но эту ценность не каждой стране удается сохранить. Или ей это просто не дают сделать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter