Акценты и итоги с совещания у Лукашенко по вопросам совершенствования образовательной сферы

Школа закладывает фундамент будущего каждого человека

Качество учебников и учебных пособий, питание в школах и правила приема в вузы. О чем еще говорили на совещании у ­Президента по вопросам совершенствования образовательной сферы

Состоявшаяся вчера почти трехчасовая дискуссия во Дворце Независимости стала продолжением августовского разговора, когда речь шла о подготовке к началу учебного года. Тогда Глава государства фактически не принял отчеты ни министра, ни Правительства, указав на наличие проблемных вопросов, конкретные недостатки и упущения в отечественной системе образования. Тогда же ­Президент поручил провести работу над ошибками. Что уже исправлено, а где двигаемся слишком медленно и почему? А самое главное, чего ждать завтра? Эти вопросы стали лейтмотивом всего совещания, и волнуют они не только белорусского лидера, но и все общество. При этом Александр ­Лукашенко четко обозначил актуальность темы:
— Школа — это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина — человека.

С реформами в образовании пора заканчивать

Совершенствование образовательной сферы во Дворце Независимости в этот четверг обсуждали в широком составе. Всего пригласили более полусотни человек: от высших должностных лиц и профильных чиновников до директоров школ и учителей. Разбор — детальнейший.

— Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов и не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить, волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо, — отметил Александр ­­Лукашенко. — Напомню, что в августе мной не был принят доклад министра и фактически Правительства. Слишком все хорошо было на бумаге, а в жизни оказалось куда прозаичнее: неготовые к приему детей школы, нерешенные вопросы с организацией подвоза и питания и другие не менее серьезные проблемы. Тогда было вопросов очень много.

­­Президент подчеркивает: ему неинтересна статистика. Только конкретная информация о принятых Правительством мерах, а также предложения по дальнейшей работе. И самое главное — никаких кардинальных решений, настаивает Александр ­­Лукашенко, после совещания быть не должно:
— Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся совершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим!

Надо без излишеств

Проблема, на которую в первую очередь обратил внимание Глава государства:
Школы должны быть загружены. Это к вопросу рациональности строительства новых учебных заведений.

— Где надо — организован подвоз, в том числе и прежде всего это касается Минска. Я уже говорил, что мы начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов. А в центральных районах Минска, где детей практически нет, школы пустуют или заполнены не полностью. Так лучше подвезти детей из микрорайонов в эти школы, «намоленные места», а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды. В том числе заработную плату учителей. Надо без излишеств. Не до этого. Просто по-хозяйски следует подойти к решению этой проблемы.

Взять лучшее и дорабатывать

Содержание учебников, по которым сегодня учатся школьники, — еще одна наболевшая тема.

К их качеству, замечает Александр ­­Лукашенко, тоже есть вопросы, и его это очень беспокоит:

— Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет. Более того, когда мы готовим учебники, модернизируем, пишем, решаем вопрос поступления в вузы, мы исходим из того, как мы это понимаем. Мы, извините за нескромность, сидящие здесь, — продвинутые люди. Неправильно!  
Надо ориентироваться на тех, кто будет в этом процессе, — ученики школ, абитуриенты, студенты. На них надо смотреть. Они не обладают такими знаниями, как мы, и опыта у них никакого. Поэтому ориентироваться надо на них и готовить учебники под них.


И систему оценки знаний (экзамены и прочее) тоже делать под них.


Говорит Глава государства об этом не впервые. Напоминает, что еще в августе 2021 года на педагогическом совете поднимал вопрос о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов, а также о бесконечном издании новых учебников.

— Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые, — сказал Александр ­­Лукашенко. — Потому что новый коллектив всегда оригинальничает. Что там говорить, вы, ученые, понимаете это: хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть. Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, — это спокойное совершенствование того, что наработано человечеством. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, «на плечах гигантов». Не надо соскакивать с этих плеч. Мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было.

Железное правило

Подходы к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы.

­­Президента в первую очередь интересует, позволила ли она увидеть каждого абитуриента, обеспечить справедливое отношение к поступающим и создать равные условия и возможности для получения образования в высших учебных заведениях.

— Много проведено оценок. БИСИ, другие социологические центры опрашивали учеников, студентов, учащихся и учителей, родителей, как будем жить дальше в средней школе и выше, — обратился Глава государства к присутствующим. — Скажу прямо: я принял предложения Министерства образования об изменении порядка поступления в вузы с тем условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках.



Александр ­­Лукашенко в любом случае настаивает: белорусской молодежи должны быть обеспечены условия для профессионального становления и развития в своей стране. Задачу для этого предстоит решить следующую: определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу.
— Подчеркну: наиболее талантливые и перспективные абитуриенты должны быть востребованы на Родине. Это мое железное правило.
Тем более что при посещении Национального детского технопарка я еще раз убедился: умных, любящих Беларусь ребят у нас действительно много. Надо просто их поддержать, показать перспективу самореализации и карьерного роста. Если говорить по-простому, направить на путь истинный. Все косяки в этом плане от нас. Мы виноваты, не дети… Давайте начинать с себя.

Быть хозяином и считать деньги

­­Президент призвал участников совещания не быть свадебными генералами, задавать вопросы и «по-дружески, по-семейному» обсудить наболевшее, чтобы в итоге выработать оптимальное решение. Александр ­­Лукашенко ждет более действенной в этом плане работы губернаторов:

— Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, Правительства — действуйте.  
Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют.
Основное требование Главы государства неизменно: ко всем вопросам подходить по-хозяйски и считать деньги. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы.

Касаясь организации питания в школах, Александр ­­Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах «рестораны».



Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов:

— То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. — Прим. ред.) и подсказать, что вот тут надо сделать, — это правильно.  
Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос (с руководителей учреждений образования. — Прим. ред.). Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей.

Не ломать, а совершенствовать

Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов в своем докладе не стал углубляться в детали. Все замечания от контролеров прозвучали еще в августе. Что изменилось за месяц? Как оказалось, не все школы полностью подготовились к учебному году. Среди проблемных вопросов — неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш, неготовность пищеблоков. Причем если раньше паспорта готовности подписывали разные ведомства, не только Минобразования, то потом от этой практики отказались.

— В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место. Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ, — считает Василий Герасимов.

Он также предложил упростить систему финансирования ремонтных работ:

— В каждом районе есть свои строительные организации. Не надо по всей стране, условно, искать ипэшников для того, чтобы они покрасили две двери.

Высказался глава КГК и по вступительной кампании:
— Мы считаем, что тот опыт, который был по ЦТ (с чего мы начинали), и то, что сейчас, — достаточно отлажен. Если бы не было случая с пересчетом баллов, то каких-либо особых нареканий со стороны населения мы бы не получили.
Поэтому полностью ломать опять систему нецелесообразно, однако вступительную кампанию надо совершенствовать, полагает Василий Герасимов. В частности, отдельные гуманитарные науки можно перевести на устный экзамен.

Василий Герасимов

Каким должен быть школьный учебник

Генеральный прокурор Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо постоянного издания новых:

— Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия «учебники». Сейчас их всего семь, зато более 200 учебных пособий. Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе.


Несколько иное мнение у директора средней школы № 73 города Минска Ирины Родик:

— Как учитель русского языка и литературы могу сказать, что обновленные учебные пособия по этим предметам на сегодняшний день отвечают современным требованиям. Они красочные, хорошо иллюстрированные. Материал изложен для учащихся доступно. Можно сказать, что учебник сегодня — это настольная книга учителя, своего рода методическое пособие, где есть различные варианты заданий для любого уровня подготовки учащихся.

Ирина Родик

Александр ­­Лукашенко также подчеркнул важность наличия качественных и интересных учебников:

— Для меня учебник — это все. Знаете, что самое страшное, — учебник пугает ученика, он боится к какому-то учебнику притронуться. Вот этого быть не должно.  
Учебник должен притягивать ученика к себе. И я говорил, что не надо на это жалеть денег. Надо издать хороший учебник, написанный хорошим шрифтом, иллюстрированный. И главное — знания.
 Если даже там кратко написано — учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом.

При этом ­­Президент как историк по образованию и человек, работавший в школе, убежден, что подготовленному учителю особо не нужны никакие дополнительные пособия и он может интересно и увлекательно подать материал, основываясь на своих знаниях. Тем более что сейчас много дополнительных материалов можно с легкостью почерпнуть из интернета.

В связи с этим Глава государства указал на низкое качество подготовки в вузах будущих преподавателей:
— Мы плохо готовим в вузах студентов. Были косяки и в те времена у нас, хотя жесткий был порядок, а сейчас же вольница. Преподаватели и ректоры забыли, что надо требовать от будущего специалиста определенного уровня и давать эти знания. И если качественный «продукт» будет выпущен из вуза, то нам и разговора здесь не будет.
А сегодня мы говорим: и учебник такой, и методические наработки, разработки, планы… Потому что недоучиваем мы учителя. Разного уровня подготовка (у педагогов. — Прим. ред.). А готовить надо. Все из знаний должно приходить. А мы все ищем букварь, где будет прописано, как мы (учителя. — Прим. ред.) себя должны вести.


Кстати, именно от людей, обладающих обширными историческими знаниями, в свое время поступило предложение об установлении в Беларуси нового праздника — Дня народного единства, напомнил Александр ­­Лукашенко:

— Я тут долго колебался. И так смотрел, и эдак. И смотрите, какой эффект дало это. И это же правда. Только не надо замалчивать уже, на злобу говоря, и другой факт: почему та страна, где мы были, взяла, половину отрезала и отдала полякам. Ну как бы мы сегодня ни приукрашивали, что время такое было, слабая страна была и прочее, но если большевики совершили революцию, так вы отвечайте за страну.

Профессиональный отбор

Александр ­­Лукашенко интересуется у Ирины Родик как у директора школы, что она считает главным недостатком сегодня в школьном образовании.

— Хотелось бы стабильности, — последовал ее ответ. — Вот у нас определены виды контрольных работ, итоговая аттестация. Есть учебные пособия, которые надо отработать.  
Хотелось бы, чтобы учитель понимал: и завтра, и в следующем году, и через пять лет у него будет такой вид экзамена, такая форма выпускного экзамена.
Еще один момент — более серьезно относиться к вопросам профориентации в школе, чтобы учащиеся осознанно подходили к выбору своей будущей профессии, поделилась мнением Ирина Родик:

— Те, кому не нужно идти в 10‑й класс, пусть идут в среднее специальное учреждение. Там есть прекрасные профессии на любой вкус.  
Надо переломить мнение многих родителей, что обязательно должно быть высшее образование. Если ему нужно высшее образование, он сможет его потом получить.
Андрей Иванец обратил внимание, что сегодня в колледжи принимают без экзаменов, только по конкурсу аттестатов.

— В этом году мы увидели, что конкурс в колледжи очень большой. В некоторые были даже очереди. Процент поступления ребят после 9 классов за последние два года увеличился с 35 почти до 50 процентов.

Андрей Иванец

Александр ­­Лукашенко согласился, что лучшими специалистами становятся те, кто сперва получил среднее профильное образование, а затем отучился в вузе:

— Удивительно классные специалисты! Они уже понюхали, пощупали эту профессию, а потом пришли в вузы.

Что касается стабильности в работе педагогов, это будет обеспечено, заявил ­­Президент:

— Я же вначале сказал: этот наш большой разговор должен быть последним в таком плане. Будем совершенствоваться, отдельные вопросы будем смотреть. Думаю, и губернаторы меня услышали, и Правительство. Все сегодня здесь, они слышат, что надо делать. А контроль — за нами. Все заинтересованы в том, чтобы было лучше.

Предложение Ирины Родик касалось также психологической и моральной поддержки педагога, создания живого образа педагога-труженика. Поспособствовать этому могла бы, по мнению директора школы, социальная реклама, проморолики и, возможно, отечественный фильм, популяризирующий профессию педагога.

Ну так делайте фильм, — отреагировал Александр ­­Лукашенко. — Ко Дню народного единства выпустили фильм («На другом берегу». — Прим. ред.). Я его тоже посмотрел. Ну, не идеальный. Выше среднего. Но фильм. Он уже о чем-то рассказывает.  
Мы дадим вам деньги на это (создание фильма. — Прим. ред.), но это должны сделать учителя.
Киношники будут снимать, но вы должны им сказать: вот так вот. И не приукрашивая. Объективно надо показывать. Ибо фильм смотреть не будут. Надо показывать больше с положительной стороны и другие категории наших работников.

Я б в маркетологи пошел…

Премьер-министр Роман Головченко на совещании назвал ключевую, на его взгляд, проблему в системе высшего образования: лучшие абитуриенты идут не туда, куда нужно экономике. Он привел в пример данные по Брестскому государственному техническому университету, где самый высокий проходной балл на специальность «электронная экономика», а самый низкий — «строительство зданий и сооружений» и «мелиорация и водное хозяйство». В БНТУ самый высокий проходной балл на «маркетинг» и «бизнес-администрирование». А чтобы поступить, например, на специальность «оборудование вакуумной и компрессной техники», достаточно быть в лучшем случае слабым середнячком.

— Я бы еще понимал, если бы эти маркетологи и менеджеры, которые лидируют в этих позициях, давали нам прибавку и на предприятиях не было проблем со сбытом продукции или написанием бизнес-планов по модернизации производств. Правительству приходится нанимать внешних консультантов, чтобы править то, что пишут экономисты на промышленных предприятиях, — отметил Роман Головченко.

Ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович пояснил, почему получаются такие перекосы. По его словам, та же специальность «электронная экономика» востребована не только абитуриентами — лучшие предприятия с руками и ногами забирают этих выпускников. На бюджет по этой специальности набирают всего трех человек, поэтому и баллы здесь выше.

Сергей Касперович

Проблему с не самыми популярными у абитуриентов специальностями не решить без заказчиков кадров, считает Сергей Касперович. Сам вуз работает над этим. Например, в области создано более 20 инженерных классов и групп. С их помощью школьников стараются привлекать в инженерные профессии.

— Я понимаю и поддерживаю вопрос Премьер-министра, — вмешался Александр ­­Лукашенко. — Нам где-то надо «шлифануться» здесь. Ректоры сами по себе не все могут решить. Но здесь надо отладить систему. Правильное замечание, но скорее в наш с вами адрес, нежели ректоров.

Долг платежом красен

Обсудили на совещании и изменения в системе отработки по распределению после вузов. Андрей Иванец отметил, что все студенты-бюджетники после окончания вуза обязаны отработать установленные сроки распределения. Министерство образования контролирует эту работу. Есть единичные случаи, когда выпускники возмещают затраченные государством средства на их подготовку. При этом министр считает, что сегодня и бюджетник, и платник должны отрабатывать.

— Как вы считаете, студент закончил вуз — где и как, сколько он должен отрабатывать? А если уезжает, сколько он платит? — поинтересовался Александр ­­Лукашенко.

По словам министра, отработка для дневной формы обучения на бюджете сегодня — два года после окончания университета. Для целевиков — не менее пяти лет, договор может преду­сматривать и более высокий срок. Что касается стоимости обучения, то для государства оно обходится в немалую сумму. Например, при отказе от распределения выпускник БГУ компенсирует затраченную на его подготовку сумму, а это около 40 — 45 тысяч рублей.



Александр ­­Лукашенко считает, что проблему необходимо решать кардинальным образом, в том числе подумать над увеличением срока отработки:

— Что такое два года — это, считайте, мы его обучали в вузе и еще через наставничество, через приобретаемый опыт два года обучаем на работе. В школе, допустим, если это учитель.

­­Президент отметил, что в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным:

— Хотя бы полузапретительные: допустим, пять лет. Правильно, целевик — не менее пяти лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до семи лет.

Что касается стоимости платного обучения, в Беларуси она ощутимо ниже, чем в России и тем более в западных странах. Но даже при этом платник возмещает не более 50 — 70 процентов от стоимости своего обучения.

— Фактически в республике нет платного высшего образования — это полуплатное образование, которое субсидирует либо университет, либо государство. Мы эту проблему видим, ее нам необходимо решать. К этому уже приступили, — сообщил Андрей Иванец.

На совещании Глава государства высказался и о сборе средств с родителей на нужды класса или школы. Александр ­­Лукашенко не видит в этом никаких проблем, если процесс организовать правильно:

— Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать. Может, полтора человека откажутся, денег не дадут на ремонт или на что-то. И не надо. Отказался так отказался, обойдемся. Но от этой практики отходить не надо. Но не так: «Ты неси столько денег! Мы тут на совете каком-то решили». Не надо так поступать.  
Мы деньги на школы найдем. Но если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу. У нас люди уже не бедные.
Коснулся Глава государства и шестого школьного дня — субботы. Он подчеркнул, что в этот день необходимо уделять внимание прежде всего здоровью ребят, а не урокам и факультативам.



О ЧЕМ ДОЛОЖИЛ ­­ПРЕЗИДЕНТУ МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ АНДРЕЙ ИВАНЕЦ

Об устранении недостатков в учреждениях образования

Все предписания учреждениям образования со стороны контрольных органов к 1 сентября были выполнены, отметил министр образования. В то же время, по его словам, в 12 школах продолжаются ремонтные работы. К 7 ноября будет введена в эксплуатацию новая школа в агрогородке Сеница Минской области. Для обеспечения пожарной безопасности всех школ республики разработаны и согласованы с региональными органами МЧС компенсационные планы об условиях пребывания учащихся. Определен перечень из более чем 270 школ, где необходим капитальный ремонт. В течение 2024 — 2026 годов планируется выполнить все необходимые работы.


Министр образования также обратил внимание на следующий момент:

— Подписание сертификатов готовности школ требует особого внимания. Полагаем, что этот момент должен быть разработан и утвержден на уровне Правительства. В четвертом квартале будет принято постановление Правительства, где будут прописаны четкие критерии готовности школ к началу учебного года.

Об организации школьного питания

— Правительством и Министерством образования регламентированы все вопросы по обеспечению качественного питания школьников. Внедряются новые технологические карты блюд. Это положительно отмечают как родители и учащиеся, так и контролирующие органы. Сегодня ведется закупка и поставка более тысячи технологических единиц для столовых. Да, эта работа к 1 сентября не была завершена. Местные органы власти дополнительно выделили для укрепления пищеблоков по стране еще 15 миллионов рублей. Планируется, что к 1 сентября 2024 года, к началу следующего учебного года, пищеблоки в школах будут полностью модернизированы для полной готовности к переходу на новые подходы в организации питания.

О подвозе школьников

К началу учебного года, отметил Андрей Иванец, в респуб­лике имелось 288 из 1600 единиц школьных автобусов со сроком эксплуатации более 10 лет:

— В этом году будем закупать 307 единиц школьных автобусов, более половины из них уже поставлены. Ежегодно будем обновлять около 10 процентов школьного автопарка.

Об итогах вступительной кампании — 2023

— Мы не потеряли одаренных. Более четырех тысяч студентов в этом году приняли без экзаменов: это победители всевозможных олимпиад, выпускники Национального детского технопарка, медалисты, которые поступили на востребованные экономикой специальности. Безусловно, это и выпускники профильных классов. Более 13 тысяч абитуриентов мы приняли по внутреннему испытанию. Это выпускники колледжей, а также абитуриенты-целевики, которые поступили на избранные специальности. Полагаем, что более мотивированных абитуриентов найти, наверное, сложно, чем тот молодой человек, который окончил колледж и решил поступить в университет по этой же специальности, продолжить свое профессиональное обучение. Таким образом, нам удалось увидеть каждого третьего первокурсника. Или 17 тысяч человек.

Отдельно Андрей Иванец отметил отсутствие у абитуриентов беготни между вузами:

— Это позволило сделать уход от четырех сертификатов ЦТ к двум сертификатам централизованного экзамена и одному сертификату централизованного тестирования, когда молодой человек идет по строго выбранному направлению.

О резервах по выявлению талантливой и мотивированной молодежи

Предлагаем сохранить для выпускников 11‑х классов сдачу двух централизованных экзаменов по окончании учебного года. Мы готовы принять централизованный экзамен по окончании учебного года в период с 25 мая по 1 июня. Выпускникам 11‑х классов и прошлых лет предлагаем сдавать централизованное тестирование в эти же сроки. Предлагаем совместить централизованный экзамен и централизованное тестирование в единые сроки, чтобы создать строго равные условия как для выпускников этого года, так и для выпускников прошлых лет, а также выпускников колледжей.

Резервы возможны и за счет расширения перечня университетских лицеев для льготной траектории поступления в эти же университеты. В этом году мы дали такое право трем лицеям. Всего у нас в стране таких пять. Эта траектория себя зарекомендовала, потому что фактически каждый третий выпускник Лицея БГУ воспользовался этой льготой и поступил в Белгосуниверситет без экзаменов. Выпускникам профильных классов, безусловно, нам тоже надо давать такую же льготную траекторию поступления. Сегодня она действует для выпускников педагогических, аграрных, военно-патриотических классов. С 1 января текущего года организовали работу более 160 инженерных классов. Мы сегодня видим, насколько важно, чтобы в наши школы приходили ребята, которые свяжут свою жизнь с инженерным профилем. Потенциал Национального детского технопарка также еще не раскрыт в полной мере.

Отдельно хотел бы отметить региональные университетские олимпиады. Их потенциал составляет около полутора тысяч человек. Эта траектория себя в этом году полностью оправдала. В региональные вузы мы увидели конкурс более чем два человека на место, в то время как в среднем по республике конкурс был 1,6 — 1,8 человека на место. Полагаем, что проведение региональных университетских олимпиад — это не только инструмент зачисления мотивированных будущих студентов, но и соответствующий инструмент, чтобы провести очень мощную, глубокую профориентацию и оставить этих ребят в своих регионах, где они живут.

Есть большой потенциал и по целевому набору. Целевиков мы приняли в этом году 3,5 тысячи, 80 процентов из которых — это будущие педагоги и медики (по полторы тысячи). Безусловно, у нас есть серьезный рост в рамках действующей модели. По всем специальностям мы сегодня можем принимать до 60 процентов целевиков от общих цифр приема, по отдельным специальностям (аграрный профиль) — 70 процентов, медики — до 80 процентов.

Действующие правила приема позволяют принять более половины абитуриентов либо без экзаменов, либо по внутреннему вступительному испытанию. Фактически мы идем сегодня по пути поэтапного расширения внутренних вступительных испытаний в рамках действующих моделей, без революций. Почему я так это подчеркиваю? Нам необходимо исключить возможность подготовки в школах только к тестам. Кроме того, у нас в системе образования существуют как устные и письменные выпускные экзамены в школах, которые мы сохранили после 9‑х классов, так и централизованное тестирование. Расширяя внутренние испытания, мы одновременно опираемся как на лучшие традиции, так и на лучшие практики использования технологии тестирования, которые мы тщательно переработали в этом году. Так мы можем увидеть нашего абитуриента.


Главные итоги совещания

Для чего министру нужен карт-бланш, как навести порядок с питанием и изменятся ли правила вступительной кампании

Подводя итоги совещания, ­­­Президент подчеркнул:

— Думаю, что Правительство сегодня в лице Премьер-министра и вице-премьера услышало те вопросы, которые нужно решать.  
Мы выработали ответы на основные вопросы, в том числе и по стабильности всего образовательного процесса, чтобы мы не шарахались каждый год из стороны в сторону. В Министерстве образования нужно закончить всякие там шарахания. Это очень важно. Есть министр, руководство. Мы определили эту, как я говорю, колею. Не мешайте работать министру и Министерству образования.  


Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону, законодательству и Конституции. Пусть работают.

При этом ­­­Президент предупредил работников Минобразования — если кого-то не устраивает министр или руководство, тогда надо искать другую работу:

— Вы понимаете мои намеки и знаете, о чем идет речь. Если мы ему (Андрею Иванцу. — Прим. ред.) не дадим возможности работать… Любого министра, кого туда ни назначь, он не сможет работать, потому что каждый лезет в Министерство образования и пытается помочь, подсказать или по-своему что-то сделать.

О задачах для губернаторов

— Сегодня мы закончили разговор по задачам, которые стоят перед образованием. Двигаемся. Это касается меньше всего министра образования, больше — губернаторов: услышали, как надо действовать, — действуйте. Без губернаторов ни в здравоохранении, ни в образовании мы вопросы не решим. Конкретные вопросы школы: автобусы, питание и прочее — это вопросы губернаторов и председателей райисполкомов. Займитесь этим.

Об итогах аттестации за среднюю школу и поступлении в вузы

— Два централизованных экзамена плюс один в виде ЦТ — мы пока на этом останавливаемся и доводим людям, чтобы они знали, что на перспективу мы будем идти этим путем.
Для людей это важно, — подчеркнул Александр ­­­Лукашенко.

Вместе с тем ­­­Президент не исключил в будущем каких-либо дополнительных новаций внутри той системы поступления, которая сейчас определена. Например, по проведению предварительного профессионально-психологического собеседования или внутреннего экзамена в отдельных вузах.

— Лишь бы это было на пользу, — заметил ­Александр ­­­Лукашенко.

О системе питания в школах

— Разберитесь, как нам с этим питанием (школьников. — Прим. ред.) поступать. Мы там сэкономим колоссальнейшие деньги (и в мусорку не будем выбрасывать питание). Не жалко для детей. Мы детей можем накормить нашими продуктами, у нас их хватает. Но половина всего уходит не на детей. Серьезно возьмитесь за эту проблему.

ФОТО ЕКАТЕРИНЫ ЛЬДОВОЙ.

Александр ­­­Лукашенко потребовал, чтобы прекратились всяческие эксперименты в этой сфере:

— У вас же практика: давайте попробуем, проведем эксперимент. Пять лет проводим в 5 процентах или 10 процентах школ, а потом… Какой эксперимент, если мы понимаем, как накормить ребенка?!

Речь, в частности, шла и о закупках оборудования в рамках проведения подобных экспериментов. Некоторые заведения, например, подавали заявки на приобретение пароконвектоматов. ­­­Президент требует действовать без излишеств:

— Прекратите эти закупки… Как будто у вас дома по-другому готовится (пища. — Прим. ред.)… Нет, надо в школу прийти, черт знает что закупить, затратить огромные деньги! Кроме того, многие при закупке забывают про траты на дальнейшее обслуживание техники, замену запчастей и так далее. Разберитесь, вникните по существу. Займитесь этим вопросом. Мы слишком «разбэшчана» себя ведем с бюджетными деньгами.

О зарвавшихся директорах

— Не создавайте в школах рестораны. Мне даже стыдно о некоторых вопросах говорить. Типа носят-выносят, воровство… Директор сидит, его уже там все обслуживают! Встает вопрос: за чей счет?

­­­Президент поручил КГК и прокуратуре на местах обратить на это серьезное внимание:

— Это же обсуждают родители, а значит, и в семье. И что вы хотите от ученика? Каким он будет нравственно ориентированным, умным и образованным человеком, если директор, руководство отдельных школ воруют и пьянки организовывают в школе?! Это мерзко, это нехорошо.

Об учебниках

Министерству образования поручено доработать школьные учебники. Глава государства убежден, что для создания качественного учебника на первом месте стоит вовсе не вопрос финансирования, а прежде всего — грамотного подбора авторского коллектива:

— Я не совсем воспринимаю, когда говорят: вот, надо деньги на это. Вот если бы вы попросили Игоря Марзалюка (депутата Палаты представителей, члена-корреспондента НАН. — Прим. ред.): «Собери ребят и пройдись по учебникам истории». Марзалюк вам бы это сделал за один месяц, и людей подобрал, и сказал, что здесь и здесь надо шлифануть. Заключение получили бы наших людей, патриотичных, грамотных, умных, понимающих политику, и они бы вам шлифанули эти учебники. И мы бы сделали настоящий учебник, икону. Берешь — и приятно в руки взять. Сделайте нормальный учебник. Не надо бюрократизировать эту работу, не надо оттягивать и эксперименты проводить. Возьмите все учебники, которые мы с вами прошли, начиная с советских времен, и сделайте хороший учебник.


По словам Александра ­­­Лукашенко, к этой работе должны быть привлечены учителя, а не академики. А дорабатывать в первую очередь необходимо учебники по гуманитарным дисциплинам.

О сроках отработки

— По отработке мы определились. Сроки (уже сейчас надо население аккуратно информировать об этом) мы увеличиваем. Мы готовим для себя специалистов. Мы подготовили, даем тебе первое рабочее место — иди и работай. Вот туда нужно, мы тебя туда направляем. Я тоже проходил через распределение, да и многие здесь сидящие, и ничего, — отметил ­Александр ­­­Лукашенко.

Об электоральной кампании

Сфере образования отведена огромная роль в организации и проведении предстоящей электоральной кампании. В связи с этим Глава государства отметил:

— На нас началось идеологическое и информационное давление. Недавно появилась информация: «­Лукашенко построил себе новую резиденцию, там, наверное, будет ВНС». Я думаю: где построил, кто построил? Без меня это не могли построить. Оказывается, большую чиновничью больницу отдали Кухареву (в ведение городских властей Минска. — Прим. ред.), построили маленькую за городом, и там было старое отделение реабилитации. Его Управление делами отремонтировало. Сделали реабилитацию на первом этаже. На верхнем этаже поручил все благотворительные фонды, которые мы закрыли (собачек лечили, кошек и так далее), собрать под одной крышей. Мне хватает мест, где работать. Здесь я работаю (во Дворце Независимости. — Прим. ред.) и за городом — один к одному кабинеты. Больше ничего не надо... Идет накат, выбирают центральных людей, по ком ударить. Плевать там: фальсифицируешь — не фальсифицируешь. Главное — подмочить власть. Имейте в виду, мы должны это доносить до людей, им разъяснять. На каждого, кто так или иначе патриот, уже готовится информационная атака. Поэтому нам еще и этому надо будет противостоять. А чтобы мы не оправдывались потом, надо работать, не оглядываясь, и делать конкретные дела. То, что волнует людей. Нас в покое не оставят. Не только внутренние, которые пока «под плинтусом», «под веничком сидят», не только беглые. Это делают там, кто далеко, но через них. Поэтому мы еще и идеологически должны быть крепкими.


Порог для целевиков, медалисты — без экзаменов

Какая дискуссия разгорелась между ректорами и что по этому поводу думает ­­Президент

Один из самых дискуссионных вопросов совещания — правила приема в вузы.

Ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович поделился собственным опытом, отметив, что ему сразу посчастливилось получить уникальный опыт обновленной вступительной кампании. Тем более что Сергей Касперович был одним из участников большой команды разработчиков новой модели:

— Я сразу увидел на практике, как это работает. Вывод — работает. Работает хорошо. Брестский государственный технический университет выполнил все ключевые показатели приема. Конкурс на бюджет — около двух человек на место, мы набрали медалистов, победителей олимпиад, целевиков.  
Результат налицо. Мы действительно расширили окно возможностей для наших абитуриентов, для одаренной и подготовленной молодежи. И одновременно для организаций — заказчиков кадров.
В то же время ректор брестского вуза констатировал, что еще решены не все задачи. Отбор в полной мере можно назвать справедливым, равные права и возможности для абитуриентов созданы. Однако есть и перспективы в части того, чтобы видеть каждого. Отсюда и предложения Сергея Касперовича:

— Первое предложение касается целесообразности и необходимости дальше расширять уже примененные в этом году дополнительные траектории для поступления одаренной и мотивированной молодежи. Мы видим необходимость проводить отдельный и более ранний прием на основе внутреннего испытания (при целевом приеме. — Прим. ред.), при этом необходимо немного скорректировать сроки приема, чтобы у абитуриентов был аттестат на руках. То есть перенести сроки приема на конец июня — начало июля и сразу же после этого начинать основной набор на бюджетную и платную форму.

При этом, подчеркивает ректор БрГТУ, вполне оправданно на целевую подготовку ввести нижний порог среднего балла документа об образовании. Здесь речь может идти как об отдельных группах специальностей (медицинских, педагогических), так и о более широком круге специальностей для того, чтобы уменьшить субъективность с точки зрения заказчиков. На востребованные экономикой специальности, которые не всегда популярны среди абитуриентов, возможно, этот порог вводить не нужно. Министерство образования это предложение полностью поддерживает.

— То есть, если хочешь стать целевиком, ты должен достать аттестат и показать…, — уточнил Александр ­­Лукашенко.

— Семь баллов, например, и выше, — продолжил мысль ректор брестского вуза.

Сергей Касперович также считает целесообразным продолжить практику проведения университетских олимпиад только в региональных вузах:

— Не нужно это столичным вузам. И проводить заключительный этап в единый день. Также поддерживаю предложение предоставить право выпускникам профильных инженерных классов поступать на специальности инженерно-технологического профиля без вступительных испытаний при должном уровне успеваемости в школе. Такая практика уже есть в отношении учащихся педагогических, аграрных, военно-патриотических классов.
Еще одно предложение касается медалистов: с учетом решения кадровых вопросов в регионах предоставить право медалистам поступать на все специальности без вступительных испытаний. Но здесь важный момент — только в региональные вузы.
Касаясь внутреннего экзамена, по которому идет отбор целевиков, ректор БрГТУ предлагает:

— Его нужно совершенствовать. Внутреннего экзамена, состоящего только из двух теоретических вопросов, недостаточно. Абсолютно ответственно заявляю. Нужно вводить практическую часть, решение заданий. Это позволит нам лучше видеть нашего абитуриента и объективнее его оценивать.

Сергей Касперович также поделился идеей, которая поможет планомерно и эволюционно решать вопросы:

— Если мы говорим отдельно о централизованном экзамене и централизованном тестировании. Позволяют ли они нам полностью объективно отобрать и увидеть (ставлю ударение на двух этих словах) мотивированную и профессионально ориентированную молодежь? Тестирование — обезличенная, объективная, хорошая оценка знаний. Но если посмотреть со стороны вуза, это в определенном смысле выстраивание в очередь наших абитуриентов за местами на получение высшего образования.  
Считаю, что нам необходимо планомерно двигаться к модели приема в вузы на основе конкурса среднего балла аттестата, двух сертификатов централизованного экзамена (выпускной в школе — это одновременно входной билет в вуз) и внутреннего вступительного комплексного экзамена в вузе.
По мнению Сергея Касперовича, такая модель обеспечит оценку способностей абитуриента выражать свои мысли, логически мыслить, доказывать и аргументировать свою точку зрения, лучше демонстрировать уровень подготовки.

— Мы постепенно сможем перейти от частных моделей внутренних экзаменов к единой ясной и понятной модели: надо прийти в вуз и показать себя, свои знания и желания, а не только документы и бумажки, — резюмировал ректор брестского вуза.

Ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш с мнением коллеги согласен не во всем. В частности, убежден, что корректировать новую систему сейчас не стоит:

Вадим Богуш

— Новые правила приема достойно показали себя на практике. Они обеспечивают необходимый баланс между регионами, делают открытую, прозрачную и справедливую систему отбора. Талантливые абитуриенты идут на олимпиады, мы их видим там. Медалисты получают льготы на востребованные экономикой специальности. Те, кто сдает достойно централизованный экзамен в школах, участвуют в общем конкурсе.  
Эта система всеми воспринимается хорошо и справедливо. На наш взгляд, она является оптимальной. Те правила, которые были поддержаны, не надо было бы трогать в течение 4 — 5 лет. В этом плане я поддержу позицию КГК: переходить на массовые вступительные испытания в вузы — достаточно рисковые шаги.
Вадим Богуш предлагает развивать действующую модель в другом направлении: идти по пути внутренних испытаний по тем специальностям и профессиям, где это необходимо. Такой опыт уже есть по специальностям «журналистка», «филология»… Еще один важный момент: заказчики кадров должны активно подключаться к процессу и работать со школьниками. Ведь это позволит в последующем получить мотивированных абитуриентов и качественно подготовить их.

­­Президент подвел черту под данной дискуссией:

— Я особых противоречий не вижу. Будем совершенствоваться в том, где увидим необходимость. Я, откровенно говоря, сторонник принципа не в течение 4 — 5 лет (менять правила. — Прим. ред.), а может быть, и раньше.
Но я не продавливаю вариант, который мне нравится, в связи с тем, что вам всем нравится другой. Вы ближе к этому. Вижу, что пусть это будет дополнительный шаг к той модели, которую вы озвучили. Я сторонник того, чтобы вузы набирали и несли ответственность за произведенный «товар».
konon@sb.by

deu@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter