Воспоминания о будущем

Шарповы дети

Андрей Равков совсем недавно заявил про шесть попыток осуществить «цветную революцию» в нашей стране, начиная с 1994 года.  Госсекретарь Совета Безопасности –  человек военный, подтянутый и дисциплинированный. 


А все так называемые «цветные революции» осуществлялись по методичке, составленной экспертом совсем другого склада. Давным-давно, еще в 60-е годы прошлого века, в Оксфордском университете он защитил диссертацию на тему «Ненасильственные методы свержения режимов». Речь, конечно, о пресловутом Джине Шарпе.

Джин Шарп.
Уже больше двух лет его нет в живых. Но знакомые российские журналисты успели сделать интервью с профессором. С экрана на нас смотрит уставший человек, который недоумевает по поводу приписываемого ему влияния. Действительно, сейчас принято едва ли не демонизировать Шарпа, за каждым относительно массовым протестом в разных уголках мира видят тень его методички -- серии работ, посвященных ненасильственной борьбе против государственной власти. А ведь Шарп вовсе не Маркс и не Ленин. Он не титан мысли и не пламенный революционер. И в лучшие свои годы профессор не отличался организованностью и талантом руководителя. Наверное, потому как политический консультант он выступал всего пару-тройку раз. Скажем, в Прибалтике во время развала СССР.

Так что, собственно, сделал этот человек? Обобщил опыт революций и переворотов, препарировал их, вывернул наизнанку и свел в некую упорядоченную систему, разложив все действия по пунктам. Примерно такую же работу много десятилетий назад проделал наш соотечественник Питирим Сорокин. Вот только у него получилась академическая «Социология революции», а у Шарпа – та самая методичка.

У профессора многие вещи названы не своими именами. Основанный им институт носит название Альберта Эйнштейна, хотя сам великий физик к деятельности Шарпа никакого отношения не имел. Среди «ненасильственных методов» мы находим мятеж, то есть силовую попытку захвата власти. Практически все шарповские протестные движения проходили под лозунгом укрепления независимости и суверенитета. Но страны, в которых они побеждали, оказывались под прямым внешним управлением, вплоть до того, что в правительства включались иностранные граждане. Борьба с коррупцией окончилась уголовными делами в отношении бывших революционных кумиров в Грузии, Украине и Кыргызстане. 

За подложными терминами скрывается и фальшивая суть. Настоящая революция – это коренная перемена всего уклада жизни, политического, хозяйственного и даже бытового. Пример – 1917 год в России. Мы можем по-разному относиться к тем событиям, но это была настоящая революция. А ее цветной контрафакт – просто имитация, при которой если и происходит перераспределение, то только сфер влияния среди представителей правящих элит. Борьба за демократию заканчивается установлением режима, который в современной политологии принято называть «мягким тоталитаризмом». Да, при нем нет массовых репрессий, не практикуются публичные казни. Зато исключительно правильным провозглашается один взгляд на положение вещей в мире. Как правило, неолиберальный. Остальным – люстрация, декоммунизация, десоветизация… Вплоть до увольнения с работы, запрета на профессию и полного политического забвения. 

И все же есть и общее у революций «цветных» и настоящих. Ненасильственными они бывают только в теории Шарпа. На самом деле ни один захват власти не может обойтись без сакральных жертв. Практически стопроцентно гарантирован и революционный хаос в первые дни или недели. 

Ставший уже легендарным украинский сериал «Слуга народа» начинается любопытным прологом. Группа олигархов с бокалами дорогого спиртного смотрят свысока на Майдан Незалежности. Они делят власть. И тут один член высокого собрания произносит фразу: «Если кто-то говорит о честности, то значит, он хочет снять с тебя последние штаны». Эти слова могут стать эпиграфом для любой работы, посвященной изучению феномена «цветных революций». Но об этом должны помнить и мы, граждане, избиратели, когда политики вдруг нарочито, постоянно и едва ли не как дятлы долдонят, что они ярые адепты честности. Что-то здесь не так! 

Часто спрашивают, есть ли рецепт от шарповского снадобья? Для ответа на этот вопрос необходимо задуматься о причинах, которые не позволили  завершиться успехом тем самым шести попыткам «цветных революций», о которых говорил Андрей Равков. То есть обратиться к белорусскому опыту. Что нас спасало от скатывания в хаос? Да самые обычные черты белорусского национального характера. Рассудительность, хозяйственность, взвешенность, умение ценить и сохранять достигнутое. А еще доверие, в том числе и своим лидерам. Это те качества, которые востребованы и в нынешнее время.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter