Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Водитель, что нужно сделать, когда красные маячки горят?» Репортаж из автомобиля ДПС

Сел за руль – веди себя культурно

Утро, четверг, патрульный автомобиль с включенными синими маячками. За рулем – командир взвода ДПС отдела ГАИ Центрального районного управления внутренних дел Минска Эдуард Русинович, на пассажирских сиденьях – корреспонденты «Знаменки». Майор сопровождает негабаритный груз из одного конца города в другой. Скорость 40 км/ч позволяет проследить за ситуациями, когда от водителей требуется не только знание ПДД, но и культура вождения.

Командир взвода ДПС Эдуард Русинович уверен: водители стали уважительнее относиться друг к другу

Вежливо и не очень

– Уступить дорогу, дать возможность выехать со двора, перестроиться в другую полосу, разрешить повернуть тому, кто собрал за собой вереницу машин, – перечисляет составляющие понятия «культура вождения» Эдуард Генрихович. – Служу 12 лет и наблюдаю значительные изменения в поведении участников дорожного движения. Водители стали уважительнее относиться друг к другу. Да и к пешеходам тоже: если раньше неохотно тормозили перед нерегулируемыми переходами, то теперь случаев, когда не пропустили человека, становится все меньше. Пешеход только подошел к проезжей части, а водители уже жмут на тормоз.

Наш маршрут начинается в микрорайоне Лебяжий и завершится в агрогородке Колодищи Минского района – предстоит ехать по городу и Минской кольцевой автодороге. Инспектор останавливается у машины с 40-тонным гусеничным краном, которую необходимо сопровождать, общается с перевозчиком и после включает синий проблесковый маячок:

– Сопровождение негабаритных грузов, размеры которых превышают допустимые нормы, необходимо для безопасности участников движения. Наша машина следует первой, а прикрывает негабаритный груз автомобиль с оранжевым маячком. Увидев такую колонну, другие должны уступать дорогу, быть внимательными.

Вряд ли на трассе кто-то станет подрезать патрульную машину, препятствовать маневрам. Но Эдуард подмечает, что, когда пересаживается на личный автомобиль, разницы во взаимоотношениях на дороге не ощущает:

– Если нужно перестроиться, попасть на крайнюю полосу, чтобы повернуть на ближайшем перекрестке, показываешь сигнал, и кто-то точно пропустит. Культурный водитель не дает по газам, видя, что его коллега из-за помехи на своей полосе хочет совершить маневр. Хотя бывают исключения. ДТП происходят каждый день, и во всех случаях есть нарушение правил. Но часто водителя подводит именно стиль вождения. Типичная си­туация – проезд перекрестка: лихач стремится успеть, хотя давно увидел мигающий сигнал. И вместо того, чтобы тормозить, газует.


Где на МКАДе разворот

Но что скрывать, к сожалению, далеко не все ведут себя на дороге вежливо. Сотрудник ГАИ приводит примеры из практики:

– Кто-то рассчитывает, что его пропустят, но этого не происходит – водитель в соседней полосе непреклонен, ведь ПДД на его стороне. Поравнялись, через окно пару ласковых слов сказали друг другу – и хорошо, если разъехались мирно, ведь дорога не терпит разборок. А иной раз начинают хамить, мстить, учить, как надо вести себя на дороге, провоцируя опасное поведение. Случаются конфликты в заставленных машинами дворах, когда один житель въезжает, а другой выезжает. По правилам первый имеет приоритет, но второму труднее маневрировать, чтобы пропустить встречную машину. Некоторые не могут прийти к консенсусу и упрямо ждут, кто же уступит. Немного мудрости и взаимопонимания – и все будет отлично. Потому что у большинства белорусов – спокойная манера вождения. Но всегда найдется парочка нервных ребят, которые будут обгонять, лавировать в потоке, резко перестраиваться и напрягать своим поведением остальных. Если на одной улице встречаются два таких холерика, дорогу могут не поделить. Как правило, во всех конфликтах есть кто-то очень шустрый.

Выезжаем на МКАД, занимаем первую полосу. Водители учтиво перестраиваются на соседние. Ведут себя культурно, у инспектора нареканий нет. Хотя на кольцевой нередки противоположные истории:

– Кто-то занимает третью полосу и едет с удобной для себя скоростью, а кому-то надо лететь. Видишь в зеркало, что сзади автомобиль подпирает, – перестройся, пропусти. Все-таки крайняя левая предназначена для обгона. В час пик встречаются и те, кто объезжает пробки по обочинам. Заторы, которые бывают из-за ремонтных работ, самые резвые пытаются миновать запрещенным способом. Однажды про­изошел забавный случай: работали с напарником на маршруте. Подъезжает водитель, жалуется: «В третьей полосе едет машина со скоростью 60 км/ч, водители в нее упираются, но она их не пропускает. Одни объезжают, другие сигналят, третьи подрезают, чтобы проучить». Когда догнали автомобиль, за рулем оказалась девушка, которая только купила машину и на протяжении 15 километров искала на МКАДе место для разворота. Хотя если говорить о дамах, они более аккуратные: не лихачат, не подрезают, ведут себя культурно.

Если горят маячки

Чтобы добраться до Колодищей, нам нужно одолеть небольшой участок по проспекту Независимости. Выезжая на него, командир вдобавок к синему включает красный маячок. По правилам водители, которые его увидели, должны притормозить, дать возможность проехать колонне. Все так и делают, кроме черной «Ауди» в крайней левой полосе:

– Вместо того чтобы остановиться, водитель прибавил ход и продолжил движение, – комментирует Эдуард Русинович.

Не проявляет должного внимания к авто с проблесковыми маячками и пешеход на переходе. Даже не реагирует на звуковые сигналы, которые подает ему сотрудник ГАИ:

– Парень ничего не слышит, потому что в наушниках. Ступив на зебру, многие забывают о безопасности, считая, что машины обязаны их пропустить. Пешеходы частенько перебарщивают с правом преимущества: не смотрят по сторонам, могут нарочно идти по проезжей части перед машиной во дворе.

Еще пару раз Эдуард Генрихович прибегает к громкой связи, когда машины продолжают движение по узкой дороге, вместо того чтобы остановиться на обочине и пропустить колонну:

– Водитель, что нужно делать, когда красные маячки горят? Съехать в сторону и остановиться, – призывает к дисциплине инспектор.

Радует, что большинство попутчиков обходятся без таких подсказок. Уже на обратной дороге, когда груз доставлен до места назначения, а маячки выключены, на перекрестке «Фольксваген» перекрывает нам часть полосы. Эдуард Русинович подает сигнал, чтобы водитель остановился у обочины:

– Заняв крайнюю полосу, предназначенную только для поворота налево, водитель должен его совершить, а не перестраиваться, нарушая сплошную линию разметки перед перекрестком.

Свою ошибку Юрий осо­знал:

– Хотел поехать налево, а потом вспомнил, что дальше ремонт дороги. В последний момент передумал и взял правее. Поступил некультурно – постараюсь не повторять.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Алексей Ераховец, мастер ОАО «122 Управление начальника работ механизации», Минск:


– Себя отношу к спокойным водителям: не тороплюсь, стараюсь следовать ПДД и уважать тех, кто едет рядом. Чаще встречаю на дорогах таких же дисциплинированных водителей, которые соблюдают правила, благодарят друг друга «аварийкой» или кивком головы, снижают скорость возле лужи, чтобы не облить пешехода. Но попадаются и агрессивные водители: резко маневрируют, не включают поворотники, сигналят на светофоре, едва загорелся зеленый, подрезают, провоцируют других на опасное вождение, выезжают на перекресток, создавая затор. Чувствуется, когда ребята ведут себя раздраженно, будто встали не с той ноги либо на них свалились неприятности на работе. Но на дороге нет места эмоциям. Устал или плохо себя чувствуешь – не садись за руль.

zubkova@sb.by

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter