Источник: Знамя юности
Знамя юности

Учитель Людмила Лучина из Светлогорска – о трудовом обучении, поющих моделях и национальных традициях

Самый важный предмет

За 40 лет работы в гимназии Светлогорска Людмила Лучина воспитала десятки дипломантов областных и республиканских олимпиад, создала театр моды. За свои заслуги педагог этим летом удостоена звания «Человек года». Являясь примером самозабвенного служения любимому делу и родной стране, Людмила Петровна не спешит на покой. Новым проектам обязательно – быть!

Людмила Петровна за годы работы отмечена множеством грамот и дип­ломов

Счастье – в учениках

С Людмилой Лучиной и ее ученицами встречаемся в уютном дворике гимназии. Еще лет 20 назад здесь росли запущенные кусты можжевельника. Сейчас – впечатляющий садовый бонсай. Настав­ник признается: 

Это ведь не ради того, чтобы учебную программу разнообразить. Жалко было кусты – вот и стрижем их по специальной схеме год за годом. Я и по дороге домой могу торчащую ветку на дереве подрезать. Постоянно ищу себе работу, а люди удивляются. Вот такой я человек. Жалею, что в сутках всего 24 часа. Так бы и больше успевала.

Благодаря педагогу любой куст превращается в эффектный бонсай

Признание «Человеком года» в Гомельской области придает энергии для будущих свершений? – интересуюсь я.

Людмила Петровна отмечает, что церемония награждения для нее прошла как в тумане:

Помню, перед глазами пронеслись все ученики, показы, проекты. Я люблю работать и уверена, что трудовое обучение – самый важный предмет. Государство ведь именно нам доверило воспитывать человека труда. Мы создаем основу для развития молодых людей, кем бы они ни стали в будущем. Приятно, что и мой труд оценили. Но не в наградах счастье, а в учениках и их успехах. 

Мечта сбылась

20 лет назад Людмила Петровна основала первый в Светлогорске школьный театр моды «Линия». О чем-то подобном она мечтала с детства:

Будучи ребенком, хотела стать дизайнером, но сложилось еще лучше. В студенческие годы отправилась на практику в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург. – Прим. «ЗН».), где и постигала модельное мастерство. А когда вернулась в Светлогорск педагогом, устроилась в гимназию, тогда это была средняя школа № 7. Директор дал полную свободу для внеклассного творчества и пообещал поддержку моих инициатив. Разумеется, средства на закупку тканей, косметики, аксессуаров приходится искать и самой. Особенно горжусь коллекцией «За Беларусь!», где мы первыми воплотили идею поющих моделей. Знаю, что и другие показы в нашей стране теперь используют такой ход. 

Девятиклассница Александра Ганжа может создать наряд от эскиза до готового костюма

Театр моды участвовал в конкурсах «Мельница моды», «Залаты прамень» и «Юные таланты Беларуси». Даже во время пандемии презентовали коллекцию для детей, которую демонстрировали на куклах в онлайн-формате. Удалось удивить и местное предприятие «Светлотекс», которое выпускает трикотаж и спецодежду, рассказывает Людмила Лучина:

Приехала творческая группа. Я понимала, что специалисты не ждали от детей чуда. Но видели бы вы, как поменялись лица гостей, когда мои ученицы устроили получасовую программу-презентацию моделей из лавсановой ткани. Выходит, умеем не хуже профессионалов.

История в коробочках

Огромный шкаф в костюмерной так и манит заглянуть внутрь. Людмила Петровна с трепетом показывает содержимое:

– Каждая коробка – реликвия. Я уже почти 20 лет тренирую областную команду олимпиадников по трудовому обучению. А конкурсные работы бережно храню как часть нашей истории. Любой выпускник даже спустя много лет найдет здесь коробочку и со своим именем. Старые и обветшавшие платья и костюмы многие просят отдать, чтобы отшить по их образцу новые. А сколько городских праздников прошло в наших нарядах – не сосчитать. Уверена, что такой коллекции моделей нет больше ни в одной белорусской школе или гимназии. 

От кулинарии до флористики 

Педагог спешит поделиться новостью: к новому учебному году в гимназии обустроили кабинет кулинарии. Но есть ли у детей желание в нем заниматься? Зачем что-то делать, если можно купить? Учитель объясняет:

Проблема подрастающего поколения в том, что родители мало времени уделяют обучению труду. Я часто устраиваю с девочками выходы в магазин. Изучаем тенденции, смотрим ассортимент. Дети берут кухонную прихватку, а там нитки торчат, строчка неровная. А потом смотрят на цену и решают, что сами сделают гораздо лучше и дешевле.

Прихватки, сшитые ученицами Людмилы Петровны

Людмила Петровна показывает на девочку со стильной аппликацией на модной рубашке и заговорщицки сообщает:

Юля в этом году привезла диплом I степени с республиканской олимпиады. А вышивка – это маскировка дырки, прожженной утюгом. От фабричной и не отличишь. Вот вам и пример применения знаний на практике. 

Людмила Петровна за годы работы отмечена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь» и множеством грамот и дип­ломов. Педагог – стипендиат специаль­ного фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и стипендиат специального фонда облисполкома. Казалось бы, покорены все вершины. Из вчерашних выпускников подросла молодая смена педагогов. Может, пора и о себе подумать? Отдохнуть или в бизнес удариться? Людмила Петровна признается, что этот вопрос слышит часто, но ответ всегда один:


Мне нравится работать для людей, сохранять наши национальные традиции. Однажды пришла бабушка с благодарностью. Сказала, что сама вышивать не умела, а я за нее внучку научила. Уверена, что мой труд преподавателем еще принесет много хорошего любимой Беларуси и ее молодежи. 

Кстати, занимаются гимназистки и модной нынче флористикой. Материалы для цветочных композиций выращивают во дворе гимназии, а излишки отдают в сельсоветы, на украшение территорий ФАПов и других учреждений.


boyarchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter