Что показал 28-й кинофестиваль «Лістапад» в Минске

Самое важное из искусств

Насыщенная программа ММКФ-2022 продемонстрировала разворот в сторону стран СНГ и Азиатского региона, и в этом ни организаторы, ни зрители не прогадали. Заявок стало лишь больше: вместо 54 стран принять участие изъявили желание 89. В итоговую афишу фестиваля, с учетом ретроспективных показов и детского кино, вошло около 100 фильмов.

Классика и ценности

Слоган форума в этом году — «Истинные ценности», что созвучно объявленному в стране Году исторической памяти. Кинематографисты подошли к делу одновременно творчески и в традициях крупнейших мировых фестивалей: решили напомнить зрителям о старой доброй киноклассике, которой хватает в багаже любой национальной киностудии. На полях ММКФ прошли показы «Золотой коллекции СНГ», а также  Дни китайского, российского, белорусского кино.

Кому достанется Гран-при «Лістапада», узнаем 11 ноября, когда жюри под предводительством российского режиссера Дмитрия Астрахана определится с победителями в конкурсе игрового кино. Выбор непрост, в основной конкурс отобрано десять кинолент: триллер российского режиссера Натальи Назаровой «Плакать нельзя», полный метр еще одной россиянки Марии Игнатенко «Призрачно-белый», посвященный теме Холокоста, «Здоровый человек» Петра Тодоровского, китайская социальная драма «Сестра» Жосинь Инь, болгарско-немецко-хорватская лента «Мать» режиссера Софии Зорницы, индийская киноповесть «Камешки», дебютный фильм казахского режиссера Даурена Камшибаева «Зере», «Шамбала» Артыкпая Суюндукова, поэтическая притча «Без предварительной договоренности» иранца Бехруза Шоайби, а также экспериментальное кино — фильм «Избавление» режиссера из Гонконга Кельвина Шу.


И тем не менее первые награды «Лістапада-2022» уже вручены. Специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко вручил заслуженному деятелю искусств, кинорежиссеру, сценаристу Вячеславу Никифорову.

— «Лiстапад» рождался в Союзе кинематографистов в начале 1990-х, когда я был председателем. Идея принадлежала Валерию Рыбареву, — поделился воспоминаниями мэтр. — Первым условием было развитие национальной кинематографии. Второе: у фестиваля должен был быть международный статус. Мне трудно представить, насколько я соответствую этому символу хранителя традиций.  Я скорее живой экспонат данной традиции, а подлинным хранителем является тот, кто это понял, осознал, символически укрепляет. И сердцем поддерживает это, потому что наше белорусское кино являло подлинное искусство, высокую поэзию, наша литература в лице таких светочей, как Короткевич, Быков, Адамович, Мележ, Дударев, передали белорусскому кино эпический масштаб и человечность.

Когда фильм попадает в сердце

Победителем конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік» стал российский «Колокол надежды» режиссера Александра Кулямина. Специальный приз жюри конкурса «Лістападзік» достался турецкой картине «Обруч». Но подлинным триумфатором можно назвать еще один фильм из России: детская кинолента Филиппа Абрютина «Звезды мне укажут путь» собрала самые народные награды — приз зрительских симпатий и приз детского жюри, что уже о многом говорит. Также отметили и актеров, снимавшихся в этой картине: призы за лучшую работу взрослого актера в детском фильме и лучшую детскую роль достались Ивану Соловьеву и Елизавете Бугуловой.

Фото БЕЛТА

Иван Соловьев, получив награду на сцене кинотеатра «Пионер», признался, что во время показа видел глаза взрослых и детей:

— Это самая большая благодарность, когда фильм попадает в сердца зрителей, потому что именно для этого мы и снимали кино. Это победа.

Совместная работа

Пока жюри отсматривает ленты, а синефилы штурмуют кинотеатры, на полях форума кипит напряженная работа: деятели киноиндустрии обсуждают перспективы взаимодействия и сотрудничества. Об этом говорили, в частности, на заседании рабочей группы по кинематографии государств — участников СНГ. В том числе прозвучало предложение о создании Международного творческого объединения киностудий стран СНГ. Название пока рабочее, подчеркнул генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский, но сама идея заслуживает внимания:

— Цель простая — объединить наши усилия в кинематографии. К счастью, мы начали восстанавливать связи со студиями постсоветского пространства, практически утерянные за два последних десятилетия, и сейчас активно работаем в копродукции. Так, уже завершились съемки совместного проекта Национальной киностудии «Беларусьфильм» и узбекских кинематографистов. Это картина «Казбек» о Герое Советского Союза, участнике Великой Отечественной войны и партизанского движения на территории Беларуси Мамадали Топвалдыеве. Кроме того, в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве с киностудией «Таджикфильм». Идет работа над совместным проектом «Нурек», который расскажет о белорусских рабочих, уехавших трудиться на одноименную гидроэлектростанцию.

Фото БЕЛТА

На базе Белорусского государственного университета культуры прошел молодежный форум, который включил в себя питчинг студенческих проектов. Лучшие из них будут отобраны для производства, в том числе и на студии «Смолк@» при «Беларусьфильме», а затем представлены на «Лiстападзе-2023» в конкурсной программе «Кино молодых».

— У нас молодежь может воплотить в жизнь свои самые смелые идеи, — подчеркнула известный белорусский режиссер Елена Турова. — Словом и делом им помогут профессионалы. Кино — это коллективное искусство, многое в нем рождается через диалог. Выступление молодежи на «Лiстападзе» поможет открыть новые имена и посмотреть на нашу смену.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter