28 ноября - “всебелорусский отсыпной!” Горожане переживают эпидемию нехватки сна

С бодрым утром!

Сайт под красноречивым названием “Клуб анонимных любителей поспать” выступил с любопытной инициативой: провести 28 ноября “всебелорусский отсыпной”. Правда, пока только в Минске. Суть акции такова: на сайте можно оставить анонимное обращение к своему работодателю, чтобы он ввел официальный “отсыпной” раз в месяц и разрешил в этот день прийти на работу попозже. Сотрудники почти 100 минских офисов уже оставили свои заявки. И некоторые руководители согласились протестировать в следующий вторник это нововведение


Адепты “Клуба анонимных любителей поспать” намерены отстоять свое право на здоровый сон и обратить внимание на проблему недосыпа, которая сегодня, по оценке Центра по изучению сна при Калифорнийском университете в Беркли, приобрела масштабы эпидемии во всем мире. Кстати, один из проведенных исследовательским центром источник опросов показал, что около 66% белорусов тоже не успевают как следует отдыхать от работы и не высыпаются несколько раз в неделю. Происходит это по разным причинам: вынужденная переработка, наличие маленьких детей, поздние домашние дела. Как результат — уставший сотрудник, который работает неэффективно и не приносит предприятию должной прибыли. Национальное агентство финансовых исследований (один из крупнейших российских аналитических центров) недавно подсчитало: работодатели этой страны теряют почти 4 миллиарда долларов в год на недосыпе своей трудовой армии. “Клуб анонимных любителей поспать” полагает, что в Беларуси цифры соответствующие.

Один из подписавшихся под инициативой за “отсыпной”, 32-летний программист Юрий, свою позицию объясняет так:

— Я провожу за компьютером в среднем 10—12 часов в день. На предыдущем месте работы для меня это закончилось реабилитацией в медицинском центре: хроническая бессонница до двух часов ночи, а затем необходимость просыпаться в 7 утра. Когда родился ребенок, стало еще хуже: приходишь с работы в 9 вечера, нужно еще помочь жене по хозяйству, потом укачивать капризного малыша. Так продолжалось восемь месяцев, пока однажды близкие не обратили внимание на мой откровенно нездоровый вид и настораживающее поведение. Пришлось пройти серьезное лечение. Когда устроился на новое место работы, ситуация начала повторяться: из-за оптимизации сократили двоих сотрудников в моем отделе, приходится трудиться за троих, снова рабочий день тянется дольше 10 часов, а на сон получается отвести только пять. При этом я не один такой в компании, в кулуарах многие сетуют на то, что жизнь заключена в стенах фирмы, что домой приходим только поспать и все равно не высыпаемся. Но никто руководству напрямую не жалуется: все хотят остаться при должности.

Минчанка Юля тоже с надеждой написала воззвание к своему руководству. И тоже анонимно — все-таки неизвестно, как в дальнейшем аукнется подобная смелость:

— У нас, как и у большинства офисных работников, график обычный: с 9 утра до 6 вечера с перерывом на обед с 12.30 до 13.30. Но дело в том, что почти половина офиса — типичные совы: мы можем продуктивно работать исключительно после 12 часов дня. Это просто ужасно — просыпаться пять дней в неделю в 6 часов утра, чтобы еще успеть приготовить завтрак мужу и сыну, привести себя в порядок и сорок минут добираться до работы. В итоге первые 2—3 часа я сижу за столом как то чучело лисы из прославленного мема. Желание что-то делать, причем делать хорошо, появляется только ближе к обеду. Поскольку утром от меня как от начальника отдела толку мало, часто приходится задерживаться на полтора-два часа в конце дня, зато в это время работа, как говорится, кипит. Но в итоге спать ложусь не раньше полуночи, ведь есть еще домашние дела. Я не знаю, может, для кого-то шесть часов сна (хотя, наверное, в итоге получается меньше, ведь не сразу же я “отрубаюсь”) — это нормально, но мне, когда утром звонит будильник, хочется кого-нибудь убить. Если бы раз в неделю нам разрешили приходить на работу к 11, мы и выглядели бы лучше, и чувствовали бы себя здоровее, и обязанности свои выполняли бы куда продуктивнее.


Жители больших городов сегодня переживают эпидемию нехватки сна. Американский ученый директор Центра по изучению сна при Калифорнийском университете в Беркли Мэтью Уокер уверен: хронический недосып вскоре погубит человечество, поскольку сказывается на всех системах нашего организма и ведет к ожирению, диабету, онкологии, проблемам с нервной системой. Одним из тревожных звоночков стало резко возросшее в последнее десятилетие количество страдающих болезнью Альцгеймера в развитых и развивающихся странах. К примеру, политики Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, которые в свои активные годы спали считанные часы в сутки, впоследствии страдали от старческого слабоумия.

Мэтью Уокер назвал ряд причин, почему люди стали меньше спать и больше бодрствовать. Во-первых, пишет сайт utro.ru, мы “электрифицировали ночь”: многочисленные фонари на улицах, рекламные баннеры и прочие световые объекты рассеивают темноту, необходимую для полноценного сна. Во-вторых, мы стали экономить на сне, чтобы не жертвовать временем, которое остается на семью и развлечения.

В-третьих, у современного человека стало модным и даже престижным мало спать ночью и кичиться этим своим “замечательным” качеством на службе перед начальством и коллегами.

— Мы хотим казаться занятыми, и один из способов показать это — сообщить о том, как мало мы спим. Это знак почета, — сокрушается сомнолог.

Однако проблема с недосыпом назрела настолько, что ее необходимо спешно решать. Сон для общества должен стать приоритетом, и его нужно всячески стимулировать. Но как? Для начала — на государственном уровне подключать рекламу здорового сна. Обязать врачей не просто выписывать людям снотворное, но и инструктировать их по поводу изменения ритма жизни, необходимой релаксации.

Психологи утверждают: профессии, связанные с интернетом и мобильной связью и предполагающие коммуникацию с коллегами и клиентами посредством электронной почты, вайбер или ватсап, крайне негативно влияют на сон. Работа проникает в нашу жизнь, не оставляя времени на отдых. В итоге люди стали единственным видом на Земле, который сознательно лишает себя сна без объективных причин.


Получается, у инициативы “всебелорусского отсыпного” есть право на жизнь? Безусловно, считает академический директор Центра экономических исследований БЕРОК Катерина Борнукова. Однако к перспективе закрепления теории на практике специалист относится скептически:

— Пока у нас мало мест, в которых корпоративная культура достаточно гибкая для проведения таких акций. А если где-то управление предприятия подходит к таким вопросам либерально, то там, скорее всего, уже существуют варианты гибкой занятости и, значит, работники имеют возможность отоспаться. В любом случае, на мой взгляд, решение об “отсыпном” надо принимать на каждом предприятии индивидуально, и существующее законодательство вполне позволяет это сделать. Ведь, если мы не говорим о работе у станка или о присутствии секретаря в приемной, для большинства профессий жесткий рабочий график давно не является необходимостью. Многие сотрудники офисов могут работать удаленно или в свободном графике. И это абсолютно не повлияет в худшую сторону на эффективность их труда.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Врач-психотерапевт УЗ “Городской клинический психиатрический диспансер” г. Минска Инна Телеш объясняет, что единого рецепта “идеального Морфея” не существует. Конкретная продолжительность сна сугубо индивидуальна и зависит от характера предшествующей деятельности, общего состояния человека, возраста, времени года и других факторов. Например, после напряженного умственного или физического труда требуется более продолжительный сон — не меньше 8 часов.

Главным условием полноценности сна является его непрерывность — она-то и создает в мозге оптимальные условия для переработки информации, накопленной за предшествующий день. Кроме того, важна привычка ложиться и вставать в одни и те же часы. Благодаря этому формируется стереотип, который автоматически включается в заданное время, и засыпание происходит быстро и без затруднений. Особое значение это имеет для работников умственного труда, которые, как это часто бывает, в силу различных причин сдвигают работу на более позднее время. Однако подобный режим может закрепиться и постепенно привести к нарушениям сна, а затем и к патологии. Необходимо учитывать и биоритмологические особенности человека. Например, типичный жаворонок ложится спать в среднем на 1,5, а встает на 2 часа раньше совы.

— При нарушениях сна целесообразно сделать вечерние часы временем для отдыха и расслабления, — советует специалист. — Следует избегать конфликтов, просмотра эмоциональных телепередач, тяжелой и обильной пищи, напитков, содержащих кофеин (кофе, чай, кока-кола) — в общем, всего того, что, возбуждая нервную систему, нарушает сон. Насыщенный и интересный трудовой день, разумное сочетание умственной и физической нагрузки, активный и разнообразный отдых, занятия физкультурой — хорошие предпосылки для нормального сна. Полезна и вечерняя прогулка.

Жаворонки и совы — это миф?

Вовсе нет, уверены ученые. Более того, среди нас есть еще и “голуби” — идеальные, по мнению работодателей, сотрудники.


Деление людей на хронотипы (это понятие еще в 1930-х годах ввел советский физиолог академик Алексей Ухтомский) — вещь вполне реальная, и предопределяются они так называемыми циркадными биоритмами, которые мы наследуем генетически. Каждому из нас свойствен определенный стереотип чередования активности и пассивности в течение суток. И хронологический тип определяется по пикам и спадам работоспособности.

Жаворонками называют людей, у которых пик приходится на утренние часы и распространяется на всю первую половину дня. С началом сумерек у них наступает спад и до полуночи они уже обычно сладко спят.

• К совам относятся те, чей пик активности наступает после обеда и сохраняется в вечернее время.

• Выделяют еще и третий тип людей — их называют “голубями”, или аритмиками. Работоспособность их стабильна в течение суток. Однако наблюдения показывают, что “голуби” чаще всех страдают от неврозов и депрессии. И именно из-за отсутствия спадов активности, когда организм на самом деле отдыхает и набирается сил.

Считается, что природным биологическим ритмом живут все-таки жаворонки. А вот такой хронотип, как совы, раньше был весьма немногочисленным. Но с появлением электричества и по мере того, как развивались виды деятельности человека, не зависящие от солнечного света, стало увеличиваться и количество сов. В настоящее время они составляют около 45% людей, 25% являются жаворонками и 30% — “голубями”.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter