Минский автомобильный завод был основан 9 августа 1944 года. Первыми автомобилями, собранными МАЗом в конце 1947 года, стали грузовики МАЗ-205.
Первым автобусом (на основе немецкого Неоплана) автозавода в 1993 году стал МАЗ-101. Модель после обкатки была откорректирована, и в результате появился МАЗ-103, ставший первой массовой белорусской моделью.
На второй полосе номера «СБ» за 27 июня 2000 года в материале «Вежливый автобус» рассказывается о 1000-м автобусе:
«Тысячный автобус сошел с конвейера МАЗа и в тот же день отправился на работу в минский автопарк N 6. На нем – двигатель Минского моторного завода, коробка передач чешско–белорусского производства, электронное табло НПО «Интеграл», новая модель речевого информатора научно-производственного объединения «Агат» и гродненского предприятия «Радиоволна». Автобус вежливо приседает на остановках, делая комфортнее посадку и высадку пассажиров. В 1992 году по решению правительства Минский автомобильный завод приобрел лицензию на производство немецкого автобуса «Неоплан». Покупка обошлась в 2,2 миллиона дойчмарок государственного кредита, который, кстати, завод вернул до копейки. Но затем от «Неоплана» не осталось даже названия. По сути дела, автомобилистам пришлось создавать свой оригинальный автобус. Первые его модели с минским двигателем едва доходили до автопарка. Специалисты городского хозяйства роптали, нелегко привыкая к новой машине после отлаженного «Икаруса». И по сей день, по словам генерального директора ГП «Минскпассажиравтотранс» Вячеслава Сикорского, буквально ежемесячно совершенствуется конструкция двигателя, коробки передач и других механизмов машины. Восемь лет назад только безудержный оптимист мог предположить, что МАЗ в 2000 году будет продавать свои автобусы на родину «Икаруса» в Венгрию. Тем не менее 4 машинокомплекта отправлено туда в этом году. Наши МАЗы ходят в городах и пригородах Прибалтики, Украины, Подмосковья, в районах российского Севера и Урала. Открыто сборочное производство ма шин в Ярославле. По словам генерального директора ГП «Минский автомобильный завод» Валентина Гуриновича, у завода 1.700 заказов на нынешний год, а реальная возможность – не более 500 автобусов. Не хватает мощностей, производственных площадей, да и оборотных средств. Программа развития и наращивания объемов автобусного производства сегодня представлена в правительство. Если она будет поддержана прежде всего финансово, МАЗ в течение ближайших 2 лет готов изготавливать до 2,5 тысячи современных автобусов самого разного плана: городские (в том числе сочлененные и трехосные до 15 метров длиной), пригородные, междугородные (с баром, видео, кондиционерами и туалетом) и маленькие – до 30 посадочных мест».
На снимке: презентация тысячного минского автобуса.
Остается добавить следующее: 21 мая 2023 года «СБ» публикует интервью заместителя коммерческого директора по реализации пассажирской техники – начальника управления продаж пассажирской техники предприятия Владимира Дормаша. Приводим фрагмент.
«Минский автозавод поставил новый рекорд. За первый квартал 2023 года произведено наибольшее количество пассажирской техники, чем за текущие периоды прошлых лет. В цифрах это 382 единицы техники. Предыдущий высокий показатель был поставлен в 2008 году. Тогда МАЗ выпустил с конвейерной линии 354 единицы. Мы видим повышение спроса к нашему пассажирскому транспорту. И если в прошлом году МАЗ произвел 1,25 тыс. единиц транспорта, план на 2023-й –1,8 тыс. автобусов, троллейбусов и электробусов, включая машинокомплекты».
Также заместитель коммерческого директора добавил, что предприятие не работает на склад. Вся продукция завода изготавливается под заказ.