Родные семена против импортных

Почему качественный отечественный семенной материал нередко игнорируется в пользу зарубежных аналогов?

Зайдите на любом рынке в ларек, торгующий семенами. Помимо старой доброй, проверенной временем продукции “СортСемОвоща” вы увидите широчайший выбор ярких пакетиков, привезенных из Голландии, России и многих других стран. Порой качество этих семян равняется белорусскому, порой превосходит его. Однако происходят и столь вопиющие случаи, что поневоле приходишь к выводу: импортозамещение — не просто протекционистская политика, призванная защитить отечественного производителя, но и жизненно необходимая вещь. Потому что импортная продукция, прежде всего именно семена, нередко представляет собой эдакого троянского коня, скрывающего в себе множество опасных неожиданностей. Что же происходит в семенной отрасли сегодня, попытался разобраться корреспондент “НГ”.

Достойный задел

“Сегодня в республике разработано достаточно новых сортов семян, — сообщил корреспонденту “НГ” заведующий лабораторией семеноводства и семеноведения НПЦ по земледелию НАН Беларуси Александр Гвоздов. — Например, по гречихе это “сапфир”, “влада”, “марта” и многие другие. Их уровень урожайности однозначно не ниже, чем у тех семян, которые ввозятся на территорию Беларуси извне. В текущем году наш НПЦ уже реализовал около 20 тонн оригинальных семян гречихи. Мы в состоянии целиком обеспечить семеноводство в элитопроизводящих хозяйствах страны”.
Кроме того, не первый год ведется сотрудничество в области селекции по получению семян гибридов кукурузы родительских форм между НПЦ по земледелию и молдавским НПЦ “Порумбень”. Тот факт, что в Беларуси применяется практически две трети собственных семян кукурузы, во многом заслуга и молдавских селекционеров. “Мы ставим задачу в следующем году иметь не менее 22 тысяч тонн собственных семян гибридов кукурузы”, — сообщил недавно министр сельского хозяйства и продовольствия нашей страны Михаил Русый.
Достижения белорусских семеноводов и генетиков хорошо известны и далеко за пределами страны. По словам генерального директора НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству НАН Беларуси Сергея Турко, более двадцати сортов картофеля и тринадцать сортов плодовых и ягодных культур запатентованы в России, в госреестры Узбекистана и Китая включены три сорта картофеля, Армении — два, Украины — один. А высококрахмалистый сорт “здабытак”, известный под названием “магнат”, допущен к использованию в странах Евросоюза.

Зарубежное не значит отличное

В прошлом и позапрошлом годах объемы производства белорусскими селекционерами оригинальных семян зерновых и зернобобовых культур в разы превысили объемы, установленные программой развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008—2013 годах. И все же в полном объеме оригинальные семена проданы не были. Все тот же НПЦ по земледелию произвел под урожай 2009 года 126,4 тонны оригинальных семян, реализовать же смог лишь 68 процентов. Аналогичная ситуация была и в минувшем году.
Самое поразительное, что, предпочитая импортный посевной материал, белорусские хозяйства порой не в состоянии обеспечить даже отдачу от его использования. По данным Комитета госконтроля Беларуси, в минувшем году не убирались и были скормлены скоту десятки гектаров гречихи в целом ряде сельхозпредприятий Чаусского района, удручающе низкая ее урожайность наблюдалась в некоторых хозяйствах Речицкого и Лоевского районов.
Пристрастие к импортным семенам можно было бы объяснить, будь их качество безупречным. Увы, факты нередко говорят об обратном. На состоявшейся в мае коллегии Комитета госконтроля начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Беларуси Валентин Малишевский привел просто вопиющие примеры. В частности, из 579 тонн семян картофеля, поставленных в нынешнем году из Голландии, 167 тонн оказались пораженными серой гнилью. При этом некоторые хозяйства решили использовать голландские семена на посев...

Роковые семена

Подобная практика бывает чревата самыми серьезными последствиями. Недавняя кишечная трагедия в Европе — свидетельство тому. Тщательное расследование, проведенное Европейским агентством по продовольственной безопасности, показало: инфекция была привезена с партией семян бобовых. В ноябре 2009 года эта партия была доставлена морем из Египта в порт бельгийского Антверпена. К февралю 2010 года роковые семена перевезли на склад в голландский Роттердам, а затем доставили конечному импортеру в Германии, который и передал их немецким и британским дистрибьюторам. На сегодняшний день роковые семена унесли более полусотни жизней в Германии, Швеции, США и Франции...
Мировое сообщество вынуждено принимать решительные меры по ограждению себя от подобных троянских коней. Роспотребнадзор сообщил Федеральной таможенной службе России о введении запрета на ввоз семян из Египта, причем сделано это вслед за аналогичным решением ЕС. “Мы отправили информацию таможенным органам, нашим территориальным органам и белорусским коллегам, поскольку из Европы к нам поступают семена и овощная продукция”, — сообщил руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его словам, основанием для этого стало письмо от еврокомиссара по здравоохранению и потребительской политике Джона Далли.

Семеноводческая прокуратура

Как видим, бесхозяйственность в семеноводческой отрасли чревата самыми негативными последствиями. По мнению председателя КГК Беларуси Александра Якобсона, причина наблюдаемой с отечественными семенами неразберихи заключается в отсутствии системности в работе главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений и ее региональных подразделений. “Семенные инспекции превратились в придворных порученцев председателей исполкомов вместо того, чтобы быть “семеноводческой прокуратурой”, — образно заключил руководитель КГК. — В скором времени мы снова вернемся к этому вопросу. И если ситуация не исправится, выводы будут жесткими”.
Тем временем белорусские ученые голосуют за свое. “Как специалист по семенам гречихи я однозначно за белорусские сорта, — говорит Александр Гвоздов. — А как человек и владелец приусадебного участка я делаю ставку на белорусские семена картофеля. Потому что ранние сорта, которые мне доводилось возделывать, обеспечивают уровень урожайности пятьсот и выше центнеров с гектара”.
Частный же покупатель семян выводы сможет делать свои. Автора этих строк соседи по даче, узнав о подготовке данного материала, забросали хвалебными отзывами о качестве как импортных, так и отечественных семян. “Стопроцентную всхожесть дают и голландские, и белорусские помидоры и перец, — говорили они. — Лучше бы на качестве работы упаковщиков заострить внимание. А то ерунда порой получается: купили семена сладкого (как было написано на упаковке) перца, а вырос горький. И к информации на упаковке средств защиты растений есть претензии: на разных пакетах одного и того же фунгицида указаны разные периоды ожидания — 4 и 40 дней”. Кстати, справочник разрешенных препаратов — официальный документ — выдает третью цифру по тому же фунгициду — 20 дней.
“Народная газета” будет отслеживать ситуацию с семенами и возвращаться к этой теме еще не раз. Потому что продовольственная безопасность — понятие более широкое, нежели простое импортозамещение на рынке продуктов питания. Это важнейшая составляющая суверенитета Беларуси и ее национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter