Президент уделяет большое внимание не просто агрогородкам, но и вариантам улучшения дорог к ним и в них

Рассветы и закаты

Письма из деревни

В один прекрасный день машина за опадом не пришла. В назначенное время сельчане собрались у запакованных мешков с яблоками, а тут такая весть: сломался пресс на сушильном заводе в Шарковщине, продукцию некуда девать. Как быть? Набрали мой номер: «Вы же писали про бесперебойную работу заготовителей — посодействуйте, всей деревней просим!» Полноте, хоть всей, хоть не всей — как не помочь?.. После обеда райпо прислало машину, яблоки забрали на другой завод. Похоже, одновременно на ситуацию отреагировали в разных инстанциях, но важен результат. Чем не рассвет, который, впрочем, возможен в условиях хорошей сети дорог, включая и межхозяйственные. О них и обещал рассказать в заключительном письме из деревни.

6. Дорога в агрогородок и обратно

За 20 рублей я доехал на маршрутке из Минска до Шарковщины — две сотни километров. И за те же два «червонца» преодолел десять километров, но уже на классическом такси — из райцентра до своей деревни. И тот и другой путь мне показался комфортным и относительно недорогим.

Еще совсем недавно на такси можно было причалить к самой калитке за 12 рублей. Но — вот какой синхрон! — из столицы маршрутка тогда стоила столько же. Водитель «Лады», который вез меня поздно вечером в деревню, проявлял чудеса гостеприимства и любезности, по пути охотно рассказывая о таксимании в этой глубинке. И когда я посетовал на то, что не успел закупиться продуктами в Минске, а привокзальный частный маркет был уже закрыт, он даже предложил заскочить в дежурный магазин. Одним словом, полный сервис...

Так вот о таксимании. Сельчане, знаете, быстро стали привыкать к хорошему. На такси можно не только доехать из райцентра, но и заказать машину прямо к дому, чтобы добраться в нужный момент в город. Более того, иногда размещают заказ на поездки в Полоцк, Витебск, Минск и даже Брест. Во сколько это обойдется? Если до Бреста и обратно (около пятисот километров в один конец), то где-то под полтысячи рублей. Но, если очень надо, за ценой люди не постоят.

Разговорчивый таксист, как бы извиняясь за увеличение стоимости километра, поведал о возрастающей конкуренции среди владельцев транспортных услуг в райцентре. Дескать, те задрали цену, вот и их хозяин вынужден пойти на это. Для паритета. Может, оно и так по местным законам, но мне всегда казалось, что конкуренция, наоборот, способна цены сдерживать или даже снижать. Однако из уст наемного работника за рулем это прозвучало как-то подкупающе оправдательно.

Зато в оценке дороги в мою деревню никаких двух смыслов у обоих не возникало: она стала заметно лучше. То, что межхозяйственные дороги «подшаманили», не заметить было нельзя. Особенно там, где асфальт выходит к границам соседних районов. И объясняется это довольно просто: в преддверии областных «Дажынак» хозяева наводили марафет, что уместно и верно. Если средств, пусть даже саккумулированных за счет области, на все дороги не хватает, важно подновить прежде всего те, по которым к вам поедут гости.

Моя деревня попала именно в такой маршрут, и теперь дорога туда из райцентра и дальше, до границ с Миорщиной и Полотчиной, навевает хорошие мысли не только у таксиста. Приятно ехать! И в самом райцентре, где на отдельных улицах яма ямой погоняла, уложили асфальт с тротуарной плиткой, что сделало передвижение машин и пешеходов современным и крайне удобным. Быстро привыкаешь к хорошему, и люди, чьи дома и рабочие офисы не вошли в зону дорожного обновления (что в райцентре, что в деревнях!), стали с завистью и укором поглядывать на счастливых соседей. Думаю, эти взоры уже замечены в главном административном офисе района, возможно, области и местным жителям обещано продолжение обновления…

Кто поспорит: важно не только, на чем едешь, но и по чем! Пора и дороги в деревне рас­сматривать как один из основных социальных стандартов, как, собственно, это во многих регионах и делается.
Как известно, данной теме уделяет особое внимание Президент. Не просто агрогородкам, но и вариантам улучшения дорог к ним и в них. На прошлой неделе в белыничском агрогородке Вишов Александр Лукашенко ознакомился с пилотным проектом по ремонту улично-дорожной сети в перспективных сельских населенных пунктах. И заметил: «Если Вишову повезло, то у нас еще полторы тысячи агрогородков, где надо делать хотя бы центральные, основные улицы. Разумно надо подходить. Чтобы людей задержать в деревне, им надо создавать условия».
Но мало приехать на общественном транспорте в агрогородок — важно с таким же комфортом оттуда уехать. И это не проблема. Если не устраивает расписание рейсового автобуса — заказываешь по телефону такси из райцентра. И бронируешь место в маршрутке до Минска. Все подводишь к одному знаменателю. И запросто достигаешь намеченной цели, причем с явной экономией и средств, и даже времени, если бы проделал этот же путь на своей машине. В маршрутке мне, например, оказалось намного удобнее еще и потому, что почти всю дорогу профес­сионально оценивал буквально каждый ее участок.

Скажем, от Шарковщины до Глубокого трассу, наверное областного подчинения, обновили, если не считать строительства АЗС и моста на реставрации (вот они-то и завершат общую благостную картину). После Глубокого до Докшиц уже давно качественная дорога. А вот из Докшиц до Бегомля водители часто чертыхались, чуть ли не оставляя подвески на застарелых выбоинах, но теперь все в порядке, теперь это либо новый асфальт, либо качественный ямочный ремонт.

И самым ругаемым был участок от границы Витебской и Минской областей: узко, убого и — совсем беда! — аварийно. Но воз тронулся. От поворота на Хатынь и до Логойска — сюда стянута, кажется, вся дорожная рать. Современным способом строится настоящий автобан: вырубаются целые лесные просеки, обустраиваются временные объезды. Справедливо, ведь это, наверное, самый застарелый узел транспортного сообщения в Беларуси. Уже отчетливо видна перспектива, реализация которой не только ускорит время в пути, но и подарит всем участникам дорожного движения хорошее настроение и чувство комфорта.

Даже испытывая некоторые неудобства, водители, в том числе транзитные и иностранные, понимают: это временно, страна, которая активно инвестирует в свои путепроводы, уверенно смотрит в завтрашний день. Подобные мысли всякий раз возникают и у меня, и не важно, на чем ты едешь из агрогородка или маленькой деревни, областного или районного центра. Такая дорога внушает только оптимизм, и по ней всегда хочется вернуться назад…

mikhovich@sb.by

P. S. Вот такие рассветы и закаты у моей деревни, которые, как уже говорил, характерны не только для нее. И хотя паритетные законы природы изменить невозможно, рассветов, радостных и эффективных, гораздо больше, чем грустных и прощальных закатов. По крайней мере, мне так показалось в уходящем сезоне. Стало быть, до новых восходов (и всходов), агрогородок! До новых встреч, все еще Великое Село!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter