«Их предупреждали… Они обречены… И в пятницу 13‑го их уже ничто не спасет»
Молодежное лето полно впечатлений. Вырвавшись из городских стен, школьники и студенты окунаются в приключения и узнают новых друзей. Лишенные бдительной родительской опеки, познают тайны, которые не опишут в сочинении на тему «Как я провел лето», зато с особым вдохновением поделятся с приятелями или подружками во дворе.Намазать соседей по отряду зубной пастой, устроить битву подушками или сделать «джинна» из перетертой сосновой смолы. Пионерские забавы сохранились в памяти на годы. А какой детский лагерь без страшилки, рассказанной на ночь. В темной комнате или у лесного костра, когда утихают дневные звуки, кто-то начинает свою историю про красное пятно, черные занавески или гроб на колесиках… Рассказчик неспешно повествует, окутывая тайнами и нагоняя страх, чтобы в самый неожиданный момент заставить задрожать уставших за день друзей. В городе подобные байки не приносят желаемого эффекта. Фонари и шум машин напрочь скрадывают мистическую атмосферу лунного света, трелей сверчков и шелеста ветвей. Но стоит вновь отправиться в деревню, расположиться в палатках на опушке — и вечером юная неокрепшая психика готова опять рисовать зловещие картины, заряжая самого себя адреналином.
…Где-то там в Америке есть Хрустальное озеро, живописный уголок, который уже готовится встретить детей. Спрятанный в лесу летний лагерь после временного забвения приводят в порядок вожатые. Они молоды, смазливы и готовы поразвлечься. Но наступает 13-е число. Выпадает пятница. Появляется жуткий старик, пророчествующий беду… Он пугает, гонит всех прочь. Молодежь смеется, храбрится, не боится. И вскоре возникает загадочный безжалостный инквизитор, яростно и методично убивающий беспомощных тинейджеров. Такой он — фильм ужасов «Пятница, 13-е».
Банальная фабула уровня пионерской страшилки, упакованная в киноформат, в 1980 году вдруг становится необычайно популярной среди молодежи. Конечно, мрачный ореол вокруг 13-го навеяло отнюдь не кино. Однако фильм весьма продуктивно использовал, раскрутил древние страхи, словно выпустил мифического джинна из бутылки.
Знаковое сочетание суеверного числа и дня недели становится основой франшизы.Именно оно выделило этот ужастик среди себе подобных, стало двигателем популярности довольно посредственно принятого критиками фильма.
Независимый от больших студий эксперимент малоизвестного режиссера Шона Каннингэма с актерами-дебютантами и дешевыми спецэффектами приносит почти 60 миллионов долларов! Расходный бюджет перекрыт более чем в 100 раз! После такой прибыли можно и покойника оживить. Неожиданно даже для сценариста Виктора Миллера, который не ожидал такого поворота от продюсеров. «Джейсон был мертв с самого начала. Он был жертвой, а не злодеем», — убежденно твердил Миллер. Тем не менее возможность заработать сделала утопленника из 1958 года культовым героем 80-х. За первым фильмом последовали второй, третий… Ежегодно появляясь на экране, изначально скромный проект превратился в сериал.
Почувствовав вкус успеха, авторы делают удачный маркетинговый ход — на Джейсона надевают хоккейную маску. Человек фактически без лица становится узнаваемым в мире персонажем. С этого момента с Джейсона Вурхиза можно не только рисовать комиксы, но и клепать сувениры.
«24-часовой кошмарный террор»
Люди постарше кряхтят на молодежь, предпочитающую напитки покрепче, слова покороче. Как-то оставляя за скобками собственные грешки. Достаточно сравнить интеллектуальный хоррор Хичкока с тем «ужасом», что появился в конце 1970-х. Новый жанр — слэшер — не предполагал плавного нагнетания обстоятельств, неспешного шествия зрителя к развязке. Подростки 1980‑х уже предпочитали быстрые удовлетворения собственных чувств. Уловив настроения, режиссеры новых фильмов шокировали сразу. Само понятие «слэшер» в переводе с английского звучит как «рубить сплеча». Так и рубили! Без церемоний раскатывали маховик насилия: на экране кровь брызжет фонтаном, у зрителей — стынет в жилах… «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин» и последовавшая за ними «Пятница, 13-е» не напрягали характерами персонажей, зато оперативно устраивали кровопускание. Едва представив героев, отправляли их в мир иной, лишь изуверски развлекая способами умерщвления... Зрителю оставалось следить и гадать — кто? И кто следующий?Модная волна делает свое дело. Примитивные фильмы ужасов, снятые за гроши, лихо окупаются. Афиши просто выносят мозг, не оставляя шанса двусмысленности: «Мой кровавый Валентин», «Резня в школе», «Тихая ночь, смертельная ночь», «Кровавое месилово»… Одними жуткими слоганами «Пятницы, 13-е» можно расстроить и сон, и аппетит: «Вы будете желать, чтобы это было обычным ночным кошмаром…», «24-часовой кошмарный террор», «Их предупреждали… Они обречены… И в пятницу 13‑го их уже ничто не спасет»…
Убаюканная безмятежностью бытия молодежь вдруг оказалась падкой на насилие. Подобно древним римлянам, которые ходили глазеть на гладиаторские бои, тинейджеры 1980-х с удовольствием засматриваются, как психопаты и зомби в бессмысленной злобе убивают их сверстников. Умом понимаешь, что все это иллюзия смерти. Актеры живы-здоровы. Кровь всего лишь кетчуп или какой-то другой, вполне безобидный для здоровья, продукт. Однако, когда раз за разом, смакуя, изображают смерть, а от желающих увидеть отбоя нет, невольно задумываешься, как глубоко способна укорениться жестокость.
«Вы можете увидеть это лишь раз. Но этого будет достаточно»
Суеверия и страхи превратились в статью доходного бизнеса. Причем зарабатывают на них не ушлые гадалки или шаманы, дурящие дремучих людишек, а вполне респектабельные кинопроизводители. Молодежь, конечно, не верит в приметы — ужасы смотрит просто как развлечение. С одной стороны, это кажется кощунством — наслаждаться убийствами, с другой — авторы слэшеров не стесняясь делают отрицательных героев духовными аскетами, ультрапоборниками нравственности, ведущими фанатичную борьбу с мнимой аморальностью современной молодежи. Под нож маньяка чаще всего попадают распутные тинейджеры, словно подчеркивая и даже доводя до абсурда ханженские ценности.«Пятница, 13-е» стала одним из хитов первых советских подпольных видеопросмотров. Наряду с «Кошмаром на улице Вязов» это был заметный фильм в своей категории. Им не козыряли на романтических свиданиях, а просматривали в маленьких компаниях. Учитывая полное отсутствие подобных лент в СССР, ожидания закономерно были выше итоговых впечатлений.
Всегда находился зритель, а чаще не один, который, не дожидаясь финала, предлагал сменить кассету на что-то более адекватное и менее тошнотворное. Смотреть часа полтора кровавую мясорубку, пересчитывая живописно расписанные трупы, выдержит не каждый желудок.Фильм, впрочем, как и весь жанр, для многих на раз. Достаточно составить общее представление, чтобы задаться закономерным вопросом: нужны ли вам эти игры ужаса? Ими, конечно, можно забавляться, плодя предрассудки и расшатывая собственное психическое здоровье. Всегда найдутся желающие подзаработать на ваших фобиях. С этим можно бороться. Если не знаете, с чего начать, попробуйте аккуратно сплюнуть через плечо. Возможно, прямо на ваших глазах перебежавшая дорогу черная кошка перестанет внушать нервный трепет, а окажется дружелюбным питомцем, который просто ждет вашего внимания.
СНИМИТЕ МАСКУ
Далеко не все почитатели хоккея найдут в образе Джейсона Вурхиза связь с любимым видом спорта. Современные маски совершенно непохожи на ту, которая стала атрибутом киноманьяка. Между тем еще в год выхода первого фильма франшизы на Олимпийских играх 1980 года заокеанские вратари использовали подобные литые защитные маски, изготовленные из стекловолокна. Их изобретателем считается легендарный канадский голкипер Жак Плант. После многочисленных травм он разработал и начал использовать маску в конце 1950-х годов. Сначала — на тренировках и лишь после очередного перелома носа — в официальных играх. Спустя годы появились новые модели, больше напоминающие современные, а детище Планта перекочевало в мир кино, распугивая подростков.
КСТАТИ
Трискайдекафобия
Суеверное отношение к числу 13 имеет свое название — трискайдекафобия. Далеко не у всех народов «чертова дюжина» пользуется дурной славой, однако в англоязычных странах к этому явлению подходят достаточно строго. На улицах вы можете не встретить домов с номером 13, а в самолете не будет подобного места. Его официально пропускают пилоты «Формулы-1». А повелось все со средневековых штрафов, которые обязывали платить английские пекарни в случае недовеса в стандартной буханке. Хлеб неизбежно дает усушку, и во избежание наказаний разносчики-булочники брали с собой на каждую дюжину лишнюю буханку хлеба — тринадцатую, чтобы добавить ее к другим в случае недовеса.
АВТОРА!
Еще в начале ХХ века любители суеверий не проводили прямую связь между пятницей и числом 13. Во всяком случае, не устраивали вокруг нее культа. Как считают исследователи, рождение популярного явления имеет вполне обыденные корни, далекие от мистики… Мало того, у него есть конкретный автор! Экстравагантный американский финансист и писатель Томас Лоусон в конце 1907 года опубликовал свой роман «Пятница, тринадцатое», в котором описывались махинации на фондовой бирже и использовались при этом страхи некоторых людей перед пятницей и числом 13. И сам Лоусон, и его книга давно забыты, но на тот момент произведение получило широкий резонанс, а заголовок благодаря прессе вошел в популярную культуру.