Самое громкое заказное убийство в Беларуси расследовали 14 лет

Пуля для банкира

В начале 1990‑х, когда Россию уже с головой накрыла волна заказных убийств, Беларусь продолжала держать репутацию относительно благополучного постсоветского уголка. Все изменилось весной 1993 года, когда в центре Минска наемники жестоко расстреляли Александра Лисничука, успешного коммерсанта и председателя совета Белбизнесбанка. Это убийство вызвало огромный общественный резонанс и открыло счет демонстративным расправам с крупными белорусскими бизнесменами.

К своим 35 годам Александр Лисничук был успешным бизнесменом и председателем совета Белбизнесбанка.

Яркий старт

Амбициозный Лисничук в свои 35 мог похвастаться солидной карьерой и внушительным капиталом. Первую серьезную должность — пост мэра Заславля — он занял уже в середине 1980‑х. Талантливый финансист превратил провинциальный городок в престижный столичный пригород и сумел переподчинить его области. Несколько лет спустя будущий бизнесмен стал руководителем Управления жилищно-коммунального хозяйства Минской области.

В 1990 году, когда советская система трещала по швам, Лисничук покинул государственную службу и ушел в бизнес, основав собственный научно-производственный концерн «Коминвест». Предприниматель экспортировал в Беларусь нефтепродукты из России. В это же время он становится крупным акционером новообразовавшегося Белбизнесбанка.

Благодаря приятельству с городскими властями Лисничук получил в собственность несколько зданий в центре Минска. Офис «Коминвеста» располагался в одном из первых бизнес-центров города на проспекте Машерова, 5 (сейчас проспект Победителей). Там же 11 мая 1993‑го просвистела пуля заказного выстрела.

Расправа в центре столицы

…В то роковое утро Александр Лисничук вышел из офиса и, не дойдя до своей Audi, упал словно подкошенный. Подоспевший телохранитель отвез его в больницу. Два с половиной часа врачи боролись за жизнь банкира, но, увы, тот скончался от потери крови. Позже медики скажут, что бизнесмена можно было спасти, если бы рану немедленно заткнули тампоном — пуля насквозь прошила грудь.

Прибывшие на место милиционеры констатировали: нападение было тщательно спланировано, работал профессионал. Киллер стрелял из кафе «Реченька», которое тогда находилось на ремонте. В здании нашли доски — их убийца использовал в качестве опоры. Оставил злоумышленник и орудие преступления — немецкий карабин калибра 7,62 миллиметра с двумя боевыми патронами, оптическим прицелом и глушителем. Убийство расценили как заказное и предположили, что исполнителями были россияне. К расследованию подключилась генпрокуратура соседней страны.

Кафе «Реченька», возле которого и произошел роковой выстрел.

Опасный бизнес

Следователи рассматривали десятки версий, но в итоге оставили две: конкуренция и деньги. А может, и все сразу. К началу осени 1992‑го формально и в России, и в Беларуси была единая денежная единица — рубль. А вот ставки по кредитам разнились в несколько раз: Беларусь давала ссуду под 30 процентов годовых, а Россия — под 150.  
Бизнесмены тут же придумали выгодную схему: брать кредит в белорусском банке и переправлять его в соседнее государство. А дальше кто во что горазд: покупка товара, конвертация деревянных в доллары или скупка акций того самого банка, что выдал кредит, в надежде стать его крупным акционером или даже хозяином.
Прибыльная лавочка быстро прикрылась, и ставки пришли в рыночное равновесие.

Однако некоторые банки продолжали выдавать ссуды под низкие проценты доверенным лицам для особых нужд. При расследовании выяснится, что Лисничук заключил договор на два миллиарда рублей с московской авиатранспортной компанией «Витязь» под поставки нефтепродуктов в Беларусь. Наша страна тогда поощряла такие сделки — сырья катастрофически не хватало. Тем, кто давал ценный ресурс, даже предлагали оставлять себе 80 процентов жидкого золота — лишь бы везли.

Власть, нефть, кровь

Так вот, выгодную, казалось бы, для всех сторон сделку инициировал питерский банкир Халид Омаров, крупный клиент Белбизнесбанка. Правда, изначально он запрашивал сумму в пять миллиардов рублей. Национальный банк выделил только два. Еще два предоставил Лисничук, подключивший к сделке свой концерн. Ссуду оформили под 35 процентов годовых. Практически даром, учитывая, что кредиты тогда уже доходили до 200 процентов. Деньги перечислили «Витязю». К слову, компания принадлежала Георгию Сафиеву, «авторитетному» бизнесмену и председателю правления банка «Российский капитал». Почему-то тогда кредитодателей не смутили слухи о связях Омарова и Сафиева с чеченскими преступными группировками.

Время шло, но свои обязательства господин Омаров выполнять не спешил. Заманчивое соглашение становилось все более подозрительным.
Чутье подсказывало Лисничуку, что затеянная игра нужна явно не для покупки нефтепродуктов. Тогда он сначала выводит из сделки свой концерн, а затем пытается расторгнуть кредитный договор с Белбизнесбанком. Но было поздно. Наемники уже готовили нападение…
Расследование убийства не сдвигалось с места целых 14 лет. Карты вскрылись в 2007 году, когда разоблачили кингисеппскую преступную группировку. Она специализировалась на убийстве бизнесменов, связанных с нефтяной отраслью. Троица главарей ОПГ — уже известный нам Георгий Сафиев, его двоюродный брат Имран Ильясов и Сергей Финагин — была родом из Кингисеппа, этим и объясняется название группировки. Сначала они в 1992‑м организовали охранное предприятие «Перевал», занимавшееся защитой банка Сафиева. Затем под прикрытием ЧОПа взялись за заказные убийства и вымогательства. Состав группировки в разные годы доходил до 29 человек. Десять лет банда терроризировала предпринимателей, география убийств — от Минска до Башкирии.

Заказчиком преступления в белорусской столице будет назван Георгий Сафиев, которого к тому времени уже нашла своя пуля: в начале 2000‑х его застрелили во время разборок в Америке. Ильясов был приговорен к 19 годам лишения свободы, соучастник убийства Валентин Лапичев — к 8 годам. Страшный суд, пусть и много позже, настиг и четвертого фигуранта: Омаров погиб в 2010‑х в одной из африканских стран.

ПАРАЛЕЛЛЬ

Единственного сына Лисничука, Владимира, спустя 20 лет после смерти отца застрелил из охотничьего ружья сосед во время бытовой ссоры.

КСТАТИ

В том же году случилось первое в истории независимой Беларуси убийство крупного государственного руководителя Дмитрия Арцимени. 20 сентября председатель Гродненского облисполкома был застрелен в упор у калитки собственного особняка. Предположительно мотивом преступления мог стать приказ Арцимени о конфискации эшелона с желтым фосфором на белорусско-польской границе стоимостью около одного миллиона долларов. Также накануне смерти чиновника гродненская таможня задержала более 100 тонн никеля, который везли из Санкт-Петербурга в Калининград. Губернатор забрал партию металла в пользу государства. Расправиться с принципиальным чиновником могли недовольные предприниматели. Однако ни заказчика, ни исполнителя не нашли. Загадочное убийство Арцимени так и осталось в списке «глухарей».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter