Наш корреспондент провел один день с участковым инспектором Жлобинского РОВД

Прощай, оружие, или Здравствуйте всем неравнодушным людям

Староруднянский сельсовет Жлобинского района на почти 1800 жителей — территория непростая. Несколько десятков из этих сельчан имеют криминальное прошлое. Однако старший лейтенант милиции Жлобинского РОВД Сергей ПАРАЩЕНКО, который служит здесь участковым, сумел стать для них не только авторитетным и уважаемым представителем органов внутренних дел, но и близким человеком, которому можно доверить самое сокровенное. 

Знакомлюсь с Сергеем Паращенко в Жлобинском РОВД. Рабочий день начнется только через полчаса, но он уже погружен в текущие дела: 

— Мог бы начинать и заканчивать смены строго по расписанию,
— объясняет участковый инспектор, — но люблю доводить дело до конца. Представьте ситуацию: в 6 вечера просто бросаю начатую работу и уезжаю домой. Как люди ко мне будут относиться?..

Быстро забираем в райотделе необходимые документы и выезжаем в Староруднянский сельсовет. Впереди — десятки адресов, где живут не только попавшие в поле зрения милиционеров люди, но и одинокие пенсионеры или многодетные семьи. 

Пока едем, старший лейтенант Паращенко рассказывает о ситуации на его административном участке:

— С каждым годом фиксируем все меньше тяжких преступлений. В основном криминал связан с воровством и кражами, а не насилием. Такая же тенденция и с административными правонарушениями. 

Однако редко, но все-таки происходят серьезные ЧП. Последнее случилось около месяца назад: пропала владелица дачного участка в деревне Круговец, а ее младший сын один гулял по железнодорожной станции в нескольких километрах от дома. Мальчик рассказал: туда его завез знакомый матери, который обещал вернуться через пару часов, но исчез.

— В тот день вместе со следователями из райотдела отправились осматривать дом пропавшей, — вспоминает те события Сергей Паращенко. — На участке заметили влажный и совсем рыхлый грунт. Там и лежала погибшая хозяйка. Еще через пару дней был задержан подозреваемый — им оказался тот самый знакомый, который увез сына на станцию и скрылся. 

ЗАЕЗЖАЕМ на центральную улицу деревни Хальч, сбрасываем скорость. Участковый инспектор внимательно осматривает населенный пункт и здоровается с сельчанами. В этот момент из-за поворота появляются два велосипедиста — Сергей Вячеславович просит их остановиться и расспрашивает:

— В лицо знаю каждого местного жителя, а эти двое мне незнакомы, — объясняет свои действия старший лейтенант. — Поэтому и решил поинтересоваться, кто они и откуда. 

В Хальчи надо повидаться с пенсионеркой, которая недавно переехала сюда из России с семьей. Она встречает гостей по-доброму, но при виде незнакомца настораживается, поэтому просит Сергея Паращенко отойти с ней для деликатного разговора. 

Через несколько минут милиционер возвращается и пересказывает суть диалога:

— Сельчанка боится за сына. Ей кажется, что тот связался с дурной компанией и перестал хорошо работать. Еще немного времени в таком режиме, и у него могут появиться проблемы с законом. Поэтому она попросила строго с ним поговорить. 

Видно, что участковый здесь — не просто сотрудник РОВД, а авторитетный и уважаемый человек, которому доверяют личные тайны. К его мнению прислушиваются все, а он в свою очередь держит слово:

— Я долго работал, чтобы создать такие отношения с людьми на своем административном участке, — объясняет мне участковый инспектор. — Главное в этом деле — не оставаться безу­частным к тому, что происходит вокруг. Сельчане тянутся к неравнодушным людям. Считаю себя таким. 

Перемещаемся в Старую Рудню. Не успеваем заехать в деревню, как нас останавливает девушка. Просит навестить ее неработающего и пьющего отца. Через несколько минут заходим в дом. Глава семьи к тому моменту уже крепко пьян, спит. Сергей Паращенко будит его и начинает спрашивать, когда тот вернется к нормальной жизни, закодируется:

— Не хочу к врачам идти, а на работу устроюсь. Вот еще пару дней отдохну и пойду искать, — отвечает Николай Степанович (все имена изменены. — Прим. авт.). 

— Такие рассказы слышу не в первый раз. Так и в ЛТП можно оказаться…

Сельчанин клянется, мол, и вправду совсем скоро исправится, просит понять и простить в последний раз. Участковый ставит условие: на то, чтобы вернуться к достойной жизни, у Николая Степановича будет несколько дней. Если не сможет, то действительно поедет лечиться от алкоголизма в трудовой профилакторий. 

НА ДРУГОМ конце Старой Рудни нас ждет еще одна «близкая знакомая» старшего лейтенанта Паращенко из числа обязанных лиц. Людмиле около 30 лет, она родила троих детей, но их пришлось забрать из семьи. Всему виной — плохие бытовые условия и асоциальный образ жизни матери. Сельчанке дали время на исправление ситуации, помогли устроиться на работу. Большая часть зарплаты шла на счет государства за содержание ее малышей. Однако она своим шансом не воспользовалась, более 10 раз не выходила на смены и теперь должна большую сумму денег. 

Объяснять, где пропадала, Людмила не собирается. Ведет себя уверенно и дерзко, отвечая вопросом на вопрос. Считает себя ни в чем не виноватой. А на вопрос, что будет делать дальше, говорит:

— Как что? Снова ходить на работу и возвращать малышей в семью. Мне без них совсем плохо. 

Вернуть детей, объясняет ситуацию Сергей Паращенко, вряд ли получится в скором времени: в отношении сельчанки будет возбуждено уголовное дело за уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей. 

Иногда визиты к обязанным лицам, которые подолгу не появляются на работе, проходят совсем по-другому. Участковый инспектор вспоминает последний случай:

— Позвонили с предприятия, сказали, что один из работников уже несколько дней не выходит на смены, телефон не берет. Поехал к нему и выяснил: у человека в сложной форме появилась межпозвоночная грыжа. К тому моменту он уже совсем был плох. Вызвали «скорую», которая срочно доставила его на операцию в город. Сельчанин до сих пор восстанавливается после болезни.

Последний на сегодня адрес — деревня Пиревичи. Здесь живет 86-летний пенсионер, который вовремя не продлил разрешение на хранение оружия. Инспектора он встречает с улыбкой и приглашает в дом. 

Оказалось, что он просто забыл о продлении разрешения. Да и, честно признается, уже давно хочет избавиться от лишней ответственности, поэтому добровольно выносит Сергею Паращенко охотничье ружье и боеприпасы: 

— Сдаю все это добро, ни к чему оно мне больше. 

Смысла в том, чтобы карать пенсионера за просроченное разрешение, нет. Участковый инспектор оформляет документы о добровольной сдаче оружия и прощается с ним. А напоследок повторяет: 

— В любой ситуации нужно оставаться неравнодушным человеком.

Над выпуском работали Никита АВРАМЕНКО, «СГ», avramenko@sb.by и сотрудники Управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Александра ГЕРАСИМЕНОК.

Фото Никиты АВРАМЕНКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter