Главная цель нового Кодекса об административных правонарушениях — не наказать, а предупредить

Приближая эру милосердия

Не знаю, как вам, а мне довелось расти в период, когда на рубеже 1980-х и 1990-х годов прошлого века Минск был неформально разделен на округа, контролировавшиеся подростковыми группировками. У них были порой весьма причудливые названия: «Абиссиния», «Броды», «Шарики»… Ну а в школе ребята делились на тех, кто ужас как боялся попасть на учет в милицию, и тех, кто об этом почти мечтал, поскольку именно так начинался путь в криминальный мир, казавшийся некоторым тогда привлекательным и сулящим быстрое достижение поставленных целей…

Наверняка многие видели культовые советские фильмы по произведениям Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Не менее известной стала и судьба мальчика, сыгравшего в них главную роль, Сергея Шевкуненко. Парень был на редкость смышленый (уже в четыре года научился читать). Но ранняя слава и, как тогда говорили, дурная компания привели его сначала к выпивке и разным мелким проступкам, не совместимым с законом. Рядом не оказалось сильного и авторитетного человека, который бы вразумил разгулявшегося озорника. И пошло-поехало… Сначала административные протоколы, а потом и первое уголовное дело. В итоге жизнь свою он закончил уже в статусе криминального авторитета, но в возрасте 36 лет и от пули наемного убийцы. С ним погибла и его престарелая мать.

Сергей Шевкуненко: от пионера в кино до криминального авторитета в жизни.

Печальная история этого, без сомнения, талантливого человека говорит о том, что суровость закона далеко не всегда (а может быть, и никогда) предотвращает совершение новых преступлений. Куда важнее профилактика, предупреждение, работа над причинами, которые могут привести к совершению противоправного проступка.

Это вроде бы простая истина, но до ее воплощения в жизнь общество должно созреть. В языки мира вошло определение «драконовские законы». Как и многое в нашей культуре, оно уходит корнями в Древнюю Грецию. На заре Афинской республики один из ее лидеров по имени Драконт ввел чрезвычайно суровое законодательство, в котором смертная казнь занимала доминирующее значение. Впоследствии сами афиняне говорили, что эти законы написаны кровью. Но не надо спешить бросать камни в давно почившего политика. Его законы соответствовали нравам, царившим среди сограждан. И должен был пройти не один десяток лет, прежде чем другой государственный деятель Солон значительно смягчил законодательные нормы.

Сейчас в Беларуси на всеобщее обсуждение вынесен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Как можно понять из внесенных поправок, главная их цель — не наказать, а предупредить. Кстати, именно предупреждение прописано как первая санкция со стороны государства при совершении человеком умышленно или по незнанию противоправного проступка. Все мы люди, и нам свойственно ошибаться, но это вовсе не значит, что нас следует тут же бить полицейской дубинкой по голове.

Дух действующего административного законодательства мы унаследовали от советского времени. А что греха таить: в ту пору во многом господствовал карательный подход. Совершил — получи! И на полную катушку. И сразу не товарищ, а гражданин, и тамбовский волк тебе… Ну, вы знаете. Сейчас государство идет на гуманизацию законодательства, даже смягчение наказаний. В новом кодексе предусмотрена отдельная глава для несовершеннолетних. Ведь именно в этом возрасте формируется стратегия отношения человека к закону. Зачастую преждевременная кара, пусть и заслуженная, толкает подростка, совсем еще зеленого и несмышленого, в преступный мир. Фактически новый кодекс символизирует переход к новому этапу развития нашего общества. Государство и граждане начинают больше доверять друг другу.

Очень важно, что новый проект вынесен на всеобщее обсуждение. Те же драконовские законы в Древней Греции были выбиты на скрижалях и выставлены для публичного ознакомления. Каждый из нас может сейчас внести свои предложения и поправки. Право — это абсолютно живой институт. А пресловутый КоАП, пожалуй, именно та его часть, с который мы соприкасаемся чаще всего. И хотелось бы, чтобы при этом у граждан оставалось ощущение справедливости.

…Кто знает, если бы того же Сергея Шевкуненко вовремя предупредили, остановили, может быть, киноискусство получило бы талантливого актера и режиссера, а не криминальный мир авторитета по кличке Шеф, лидера Мосфильмовской организованной преступной группировки. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но во власти законодателей создать систему, которая может спасти тысячи других судеб. Хотя почему только законодателей? В нашей власти.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter