Что дает перевозчикам использование навигационных пломб и как это направление развивается в ЕАЭС

Правила комфортного транзита

Недавно в Сочи члены Евразийского межправительственного совета рассмотрели ход реализации экспериментов по применению электронных навигационных пломб. Их итоги решено подвести в конце текущего года. 6 июня 2023-го стартовал эксперимент по использованию навигационных пломб в отношении товаров взаимной торговли, перевозимых железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Он проводится для подготовки сторон и участников внешнеэкономической деятельности к практической реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, которое вступило в силу 3 апреля этого года. Перевозчики участвуют в эксперименте на добровольной и безвозмездной основе. Кроме того, с 13 февраля 2023-го осуществляется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении лесоматериалов и продуктов деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь и убывающих с территории Российской Федерации. В связи с успешной реализацией этого опыта срок его проведения, запланированный изначально до 30 июня, продлен до конца года. Отработка технологии использования навигационных пломб в рамках проводимых исследований позволит уже с января 2024-го плавно приступить к применению навигационных пломб в отношении отдельных категорий товаров на всей территории ЕАЭС. Для чего нужны электронные навигационные пломбы и насколько активно их внедряет Беларусь, узнавал корреспондент «Р».

Очевидные преимущества

Напомним, в конце 2021 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета принято историческое соглашение об использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок. Еще в 2020-м применять их начала белорусская таможня. В нашей стране до этого пломбы использовали лишь в отношении перевозчиков, по которым были данные, что они нарушают таможенное законодательство. Сферу применения расширили в 2021 году. Теперь навигационные пломбы задействуют, чтобы контролировать перевозку товаров, осуществляемую в рамках бестранзитной технологии. Пломбы также могут выступать в качестве средств идентификации, быть альтернативой таможенному сопровождению.


Навигационные пломбы обязательно используют в отношении европейских грузовиков, следующих с территории Литвы, Польши и Латвии, при перемещении грузов повышенной опасности, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. И сегодня каждые сутки применяется около 1,5 тысячи пломб. Одновременно ответственные службы контролируют примерно 4 тысячи транспортных средств с такими устройствами. 

Недавно белорусские таможенники поставили на большегруз юбилейную миллионную навигационную пломбу. Ее наложили на грузовой автомобиль, который прибыл в транспортно-логистический центр «Каменный Лог — «Белтаможсервис». Как отметила Елена Скрипчик, главный инженер предприятия «Белтаможсервис», которое отвечает в стране за наложение электронных навигационных пломб, использование таких устройств позволяет оптимизировать логистику, упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю:

— Проект по применению навигационной пломбы в качестве способа мониторинга движения транспортного средства был запущен с целью контроля движения транзитного грузового автомобильного транспорта в Беларуси в соответствии с постановлениями Правительства страны. Данный проект получил распространение на транспорт, перевозящий по территории республики товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита. Для реализации проекта отслеживания и мониторинга грузоперевозок национальный оператор использует программное обеспечение собственной разработки. Система слежения и мониторинга активно задействуется при таможенном контроле в Беларуси и является первой платформой, введенной на государственном уровне на территории Евразийского экономического союза. С начала реализации проекта осуществлен мониторинг более миллиона грузовых транспортных средств, выполняющих транзитные автоперевозки товаров по территории нашей страны.


Специалисты обращают внимание: синергия мониторинга и пломбы позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства и целостность грузового отсека, а также сохранность перевозимых товаров. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает другие риски.

— Навигационные пломбы позволяют также сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под пломбой для контроля за перемещением внутри страны, — добавила главный инженер «Белтаможсервиса». — Применение отслеживающих устройств упрощает и сокращает таможенные процедуры, минимизирует случаи досмотра и осмотра содержимого грузовых отсеков транспортных средств в каждом государстве ЕАЭС. Навигационные пломбы обеспечивают дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации. Активируется навигационное устройство через интернет и/или с помощью мобильного приложения.

Где поставить

Наложение и снятие навигационной пломбы сегодня происходит на границе в десяти республиканских пунктах таможенного оформления. В случае необходимости аналогичные операции осуществляются во всех внутренних пунктах таможенного оформления страны.
Для снятия навигационных пломб на белорусско-российской границе определены пять специальных пунктов на республиканских участках дорог.

— В 2022 году между национальными операторами Беларуси и Российской Федерации начат эксперимент по использованию навигационных пломб, — напомнила Елена Скрипчик. — Исследование проводится в отношении лесоматериалов и продуктов деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Беларуси, перемещаемых по территории Российской Федерации автомобильным транспортом в целях последующего убытия с территории Евразийского экономического союза. В эксперименте применяются белорусские и российские пломбы. Интеграция информационных систем национальных операторов Беларуси и России и взаимодействие с контролирующими органами обоих государств позволяют выработать механизм использования навигационных пломб и подготовить участников внешнеэкономической деятельности к введению отслеживания перевозок с применением навигационных пломб в ЕАЭС. Наложение навигационной пломбы на грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих лесоматериалы и продукцию деревообработки, осуществляется во внутренних пунктах таможенного контроля на территории нашей страны. 


Мониторинг перевозимых товаров проводится в режиме реального времени как по территории Беларуси, так и России с отображением и передачей информации обеих информационных систем нацоператоров. Снятие навигационных пломб осуществляется российским национальным оператором.

sichevich@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА и из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter