Как обеспечить безопасность полетов

Полет нормальный

Безопасность полетов — основополагающая задача в деятельности гражданской авиации во всем мире. Этим и обусловлено принятие Национальной программы по безопасности полетов гражданской авиации. В основе — рекомендации Международной организации гражданской авиации. Документ комплексный. В нем определены основные положения национальной политики по управлению безопасностью полетами в области гражданской авиации, эффективному внедрению международных стандартов.  В частности, разработаны средства контроля за обеспечением безопасности полетов, которые соразмерны со степенью сложности авиационной деятельности в государстве.


Программой определены связанные с безопасностью полетов меры, охватывающие нормативные положения по выполнению безопасных полетов, которые касаются эксплуатантов воздушных судов, поставщиков аэронавигационного обслуживания, деятельности аэропортов и технического обслуживания воздушных судов, предоставления услуг в других областях.

Важное звено — разработка методов быстрой передачи информации летным экипажам и проведение политики, поощряющей конфиденциальную обратную связь пилотов с управленческим аппаратом авиакомпаний.

В документе четко прописан механизм проведения расследований авиационных событий. В основе — обеспечение эффективного контроля факторов риска. Проще говоря, расследование ориентировано не на поиск виновной стороны, а на эффективное снижение уровня риска и исключение повторения таких событий в будущем.

Красной нитью в документе прослеживается посыл: авиация — система, которая охватывает все, что необходимо для безопасного производства полетов. Это

аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, экипаж, наземная служба эксплуатационного обеспечения, диспетчерская служба и другое. И для надежного управления безопасностью полетов необходимо учитывать все компоненты этой системы. Поэтому в данном вопросе разработчики нацпрограммы использовали комплексный корпоративный подход. Он охватывает принятую авиационной организацией политику, цели, задачи и обязательства руководителя по обеспечению безопасности. А вот стратегия обеспечения безопасности — проактивная. Она основана на сборе информации из различных источников, которая могла бы заблаговременно указать на возникающие проблемы в области безопасности, для превентивного принятия мер по уменьшению риска, прежде чем произойдет какое-либо опасное событие, которое окажет неблагоприятное влияние на безопасность полетов. При реализации данной стратегии риск авиационных событий может быть сведен к минимуму путем выявления уязвимых мест на ранней стадии и принятия необходимых мер по уменьшению рисков.

Для эффективности и сохранения актуальности нацпрограммы ее положения планируется пересматривать не реже одного раза в 3 года.

Важный компонент безопасности — предполетный досмотр пассажиров. На днях Минтранс и МВД уточнили эти правила, как и список запрещенных на борту вещей. Согласно новой инструкции, электронные устройства, фото- и видеоаппаратура, ноутбуки, электронные книги, планшеты и мобильные телефоны при досмотре нужно извлечь из ручной клади и разместить в лотки отдельно для их проверки через рентген. В новой редакции изложен перечень запрещенных к перевозке вещей на борту воздушного судна. Теперь будет запрещено перевозить в вещах, находящихся при пассажирах, принадлежности для рукопашного боя с заостренными концами или острыми кромками. При этом из списка убрали шипованную обувь и коньки. Уточняется, что запрещены ножи, сделанные из металла или любого другого достаточно прочного материала, с длиной лезвия более 6 см и ножницы с длиной лезвия более 6 см. Нельзя будет перевозить в багаже и популярные ныне электронные сигареты, содержащие батареи. Их можно брать в ручную кладь.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter