Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Показать людям, какие они классные». В гостях у проекта «Код личности» режиссер Александр Ефремов

«Показать людям, какие они классные»

Для зрителей работа режиссера покрыта завесой тайны: человек, который руководит съемочной командой, сам нечасто появляется в кадре. Знаменитый режиссер народный артист Беларуси Александр Ефремов не прячется по ту сторону экрана. Кумир многих ребят, мечтающих связать свою жизнь с кинематографом, стал гостем проекта «Код личности» и пообщался с молодежью в телестудии издательского дома «Беларусь сегодня». Спойлер: поговорили не только о творчестве, но и о подростковых драках.

Пять из 40

Талантливый режиссер и актер приложил руку к созданию нескольких десятков успешных кинокартин и театральных постановок. Студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств Евгения Карпей спросила, как Александр Васильевич пришел в кинематограф. Спикер поделился, что его карьерный путь был спонтанным и сложным:

– Когда мне исполнилось десять лет, Юрий Гагарин полетел в космос. После этого все мои товарищи мечтали стать космонавтами. Для меня полеты остались недосягаемыми: не подходил по состоянию здоровья. Тогда решил поступать во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Гераси­мова (ВГИК) на режиссерский фа­культет. В первый раз мне отказали и посоветовали попробовать снова, когд­а дорасту до нужного уровня. В итоге стал студентом театрального училища. Проучился год и понял, что эта профессия не для меня. Отчислился, ушел в армию. Во время службы по ночам писал сценарии и оправлял на творческие конкурсы. Таким образом получил приглашение на экзамен во ВГИК. Желаю­щих поступить было много: брали пять человек из 40. Мне повезло стать одним из тех счастливчиков, кого зачислили на режиссерский факуль­тет.

Гость программы также рассказал о своих детских увлечениях. Главной в то время была книга. Только она способна дать человеку эмоциональный багаж, который поможет стать полноценной личностью, уверен Александр Васильевич:

– Старший брат пошел в школу и научил меня читать. После этого я бегал в библиотеку по несколько раз в день за новыми томами. Больше всего обожал классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого. Вам, молодежи, советую обращать внимание на историческую лите­ратуру, стихи. Меньше гаджетов – больше книг.

Диплом – составляющая успеха

Как театр и кино влияют на патриотическое воспитание молодежи, поинтересовалась студентка Белорусского государственного университета Валерия Кухарчик. Гость программы заметил, что драматургия и литература формируют общественное мнение, но не занимаются воспитанием:

– Это задача общества, семьи. Я снял шесть картин о войне, сделав вклад в понятие «патриотизм», которое означает осознание себя гражданином, готовность отстаивать интересы государства. Чтобы это почувствовать, нужно любить Родину, разбираться в политической обстановке. Сейчас трудное время: с одной стороны воюют, с другой – готовятся к этому. Мы посередине – в благо­получном, тихом государстве, которое не собирается ни на кого нападать, но готово дать отпор, если это потребуется. События 2020 года показали, насколько все серьезно. Оговорюсь, что на меня они никак не повлияли. Остался при том же мнении: люблю свою страну и верю в ее светлое будущее.

Нашумевшая тема в молодежной среде – необходимость высшего обра­зования. Одни считают, что можно окончить курсы и стать первоклас­сным специалистом, другие уверены, что без диплома никуда. Корреспондент детско-юношеской телестудии Минского государственного дворца детей и молодежи Элеонора Ковшер узнала у эксперта, можно ли стать режиссером без образования. Александр Ефремов заверил, что это практически невозможно:

– Успех слагается из таланта и мастерства, которое появляется после изучения законов профессии, умения видеть и воссоздавать прекрасное. Эта работа требует понимания литературы, музыки, живописи, правил чтения драматургии и ее анализа. Чтобы добиться от актеров точного выполнения задумки, нужно грамотно выстраивать взаимодействие с ними. Всему этому обучают в университете. Даже те, кто приходит в профессию без диплома, стараются получить его заочно, параллельно извлекая опыт на площадке. 

Такие разные, такие классные

Самого юного зрителя, пришедшего послушать режиссера, Володю Муковозчика волновало, дрался ли Александр Ефремов в детстве. Режиссер не скрывал, что иногда участвовал в потасовках:

– До 12 лет был самым невысоким в классе. Поэтому мальчишки частенько надо мной подшучивали. Бывало, доходило и до драк. В девятом классе начал серьезно заниматься боксом и хоккеем. Физические нагрузки дали результат: спустя несколько месяцев смог постоять за себя. Считаю, что драться можно только за справедливость. При этом, если ввязываешься в бой, нужно быть к нему готовым. 

У Александра Васильевича богатый опыт работы с постановками как на сцене, так и на экране. Казалось бы, театр и кино такие разные, но спикер уверен, что различий между этими видами искусства нет: 

– Они не противоречат, а дополняют друг друга. Во время съемок и репетиций придерживаюсь одной и той же цели: рассказать людям, какие они классные. Обычно жизнь доказывает противоположное. Искусство как раз и нужно, чтобы показать надежду, веру в людей, в то, что они образумятся, что будет мир. Не могу сказать, с чем легче работать: с театральным материалом или киносценарием. Для меня проще там, где интереснее драматургия.

БЛИЦ

– Если книга, то…

– Много.

– Если эпоха, то…

– Сейчас. 

– Если слово, то…

– Мир.

– Если чувство, то…

– Любовь.

– Если качество, то…

– Доброта.

gardevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter