Как открывали станции «Пушкинская» и «Молодежная» в 1995 году, и как идет строительство третьей линии метрополитена сегодня

Подземка в новом составе

3 июля 1995 года минчане и гости столицы получили долгожданный подарок — в городе торжественно открыли две новые станции метро. Строить «Пушкинскую» и «Молодежную» было нелегко: 1995-й благополучным не назовешь, а на возведение метрополитена шла почти треть городского бюджета. Тем не менее задачу выполнили четко: станции появились в положенный срок. Мы узнали, как метростроевцы справлялись с возникающими проблемами, какие технологии использовали в 1995 году и как идет строительство третьей линии метрополитена сегодня.

Станцию «Пушкинская» соорудили в месте пересечения больших наземных транспортных потоков

Григорий Журавлев сейчас занимает должность заместителя главного инженера УП «Минскметрострой», а в 1994 году он был мастером и участвовал в строительстве «Пушкинской». Вспоминает, объемы работ были очень большие:

Григорий Журавлев
Но строили мы быстро и качественно. Работали сутки напролет. Так, к 1995 году, как и положено, мы закончили строительство участка. Стоит понимать, что сделать предстояло немало, потому что «Пушкинская» — это комплекс, состоящий из станции и примыкающих тупиков. Она же была конечной до 2005 года. Необходимо было построить тупики, чтобы поезд проходил станцию и мог сделать оборот. Да и перекресток на «Пушкинской» очень оживленный, сама станция тоже нужна была большая. В 1995 году при строительстве тоннелей уже использовали технологию «стена в грунте». Она позволяет выполнять ограждения котлованов в условиях плотной застройки и в непосредственной близости к коммуникациям. Сейчас в целом, конечно, процесс строительства метро намного проще, а материалы — качественнее. В то время работать было тяжело, но мы чувствовали, что за стройкой следила вся страна, и ощущали поддержку.

На пуске пробного поезда работники метрополитена проверили трассу, ее готовность, состояние радиосвязи

Валерий Чеканов возглавлял ОАО «Минск­метропроект» на протяжении 33 лет и знает про городскую подземку, кажется, все. Показывает черно-белые фотографии 1994 года: на одном из субботников на строительном участке «Пушкинской» трудился Президент.

Ввод в эксплуатацию двух станций стал настоящим праздником для метростроителей и горожан.

— Помню, Александр Лукашенко и помогал, и поддерживал работников. Время тогда было непростое, но метростроители старались не унывать, не отставать по темпам и применяли новые технологии. «Пушкинскую» как раз строили методом «стена в грунте», до этого использовали технологию свайного крепления котлована — тяжелая ручная работа, — делится воспоминаниями Валерий Чеканов.

Валерий ЧЕКАНОВ возглавлял ОАО «Минскметропроект» на протяжении 33 лет.
Фото Александра КУШНЕРА
Фото Александра КУШНЕРА

Сложным называет строительство тоннеля от «Пушкинской» до «Молодежной» и ведущий инженер производственного отдела УП «Минскметрострой» Евгений Шалаев. В 1990-х он принимал непосредственное участие в его прокладке:

Евгений ШАЛАЕВ.

— Шли по тоннелю с механизированным щитом и попали на плывун с улицы Скрыганова. Этот жидкий, насыщенный водой грунт начал замывать ленту. Пришлось приостановить работу щитом, достать его и смонтировать другой. Но несмотря на все трудности, мы все равно в положенные сроки уложились. Работали круглосуточно бригадой около 100 человек. Сейчас, конечно, какие-то проблемы можно было бы решать более оперативно. 

При возведении участка «Пушкинская» — «Молодежная» метростроевцы использовали исключительно отечественные материалы. Ввод в эксплуатацию станций 3 июля 1995 года стал настоящим праздником для жителей города. Градостроительная значимость их размещения была обоснована большим пассажиропотоком. Так, «Пушкинской» сегодня ежедневно пользуются более 26 тысяч человек, а «Молодежной» — около 14 тысяч пассажиров. За 10 месяцев прошлого года «Пушкинская» перевезла более 8 миллионов минчан и гостей столицы, а «Молодежная» — более 4 миллионов.

Механизированный щит «Алеся» на прокладке третьей линии метро работает без остановок
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Ведущий инженер службы движения, ветеран Минского метрополитена Григорий Якимков работает в городской подземке вот уже 35 лет. Сейчас, помимо основной работы, активно развивает Музей Минского метрополитена, который расположился на станции «Могилевская». Там он и директор, и экскурсовод — готов часами увлекательно рассказывать про наше метро. Разнообразие экспонатов в стеллажах — тоже во многом его рук дело. Есть тут и деревянный увесистый ключ с торжественного открытия участка «Пушкинская» — «Молодежная», показывает Григорий Якимков:

Григорий ЯКИМКОВ показывает ключ с торжественного открытия участка «Пушкинская» — «Молодежная». Фото Владимира ШЛАПАКА

— Я был главным инженером  службы движения Минского метрополитена с 1987 года. Конечно, присутствовал и на открытии «Пушкинской», и на пуске пробного поезда, когда работники метрополитена проверяют трассу, ее готовность, состояние радиосвязи. Много нюансов разных: машинисту, к примеру, важно обкатать новый маршрут, понять, где начать тормозить, чтобы остановиться в пределах платформы. На пропуске пробного поезда присутствовал и Президент.

А совсем скоро, в 1997 году, открыли новый участок второй линии — от станции «Тракторный завод» до станции «Автозаводская» протяженностью 3,55 километра. За ним последовало открытие станции «Могилевская» в 2001 году, а в 2003-м — электродепо «Могилевское». В 2005 году ввели в строй участок продления второй линии от «Пушкинской» до «Каменной Горки» с тремя станциями, в 2007 году — от «Востока» до «Уручья» с двумя станциями. «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» приняли первых пассажиров 7 ноября 2012 года, а 3 июня 2014 года открылся участок от «Петровщины» до станции «Малиновка». 


При создании станции «Пушкинская» особый акцент сделали на использовании арок, сводов, характерных для культурных сооружений пушкинских времен.

Сегодня задачи стоят не менее масштабные: метростроители работают над возведением третьей линии Минского метрополитена, которая соединит южные и северные жилые массивы города с центром. Как и прежде, много внимания этой теме уделяет Президент. Первый пусковой комплекс первой очереди включает четыре станции — «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода». Пересадочными станут «Юбилейная площадь» со станцией «Фрунзенская» (2-я линия) и «Вокзальная» со станцией «Площадь Ленина» (1-я линия). Такой треугольник разгрузит пересадочный узел «Октябрьская» — «Купаловская». Во второй пусковой комплекс третьей линии войдут станции «Слуцкий Гостинец», «Неморшанский сад», «Аэродромная» и электродепо. Всего Зеленолужская ветка будет иметь протяженность 17,2 километра и насчитывать 14 станций.


«Петровщина» приняла первых пассажиров 7 ноября 2012 года
Фото БЕЛТА

Планируется, что так будет выглядеть станция «Юбилейная площадь».

Строить третью линию метро начали в 2013 году. Метростроители уверены: четыре новые станции первого пускового комплекса сдадут уже в 2020 году, в соответствии с установленным графиком. К слову, «Юбилейная площадь» станет самой глубокой станцией в Минском метрополитене: на сегодняшний день глубина котлована составляет 28 метров. Тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся» проложил два тоннеля, соединившие станции «Вокзальная» и «Юбилейная площадь», а сейчас работает над правым перегонным тоннелем под станцией «Вокзальная» до «Ковальской Слободы». В части строительно-монтажных работ станции «Площадь Франтишка Богушевича», «Ковальская Слобода», «Вокзальная» готовы практически на 90 процентов. Третья линия порадует новшествами: на всех станциях для безопасности пассажиров появятся перронные ограждения в виде стеклянных раздвижных дверей, а рельсы установят на специальных бетонных блоках, расположенных на резиновой подушке, что обеспечит снижение вибрации и шума. 

matuzova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter