Рассуждаем, как можно вызвать интерес молодежи к теме Великой Отечественной войны

Подростки хотят знать о нашей Победе

Нынешний год проходит для всех жителей страны под особым знаком — 80‑летия освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков. Для каждого из нас эта тема близка. К ней прикасаемся с гордостью за победителей и болью за нанесенные фашистами раны. В каждом селе, райцентре, городе хранят память о тех трагических и героических годах, в семьях детям рассказывают о сражавшихся на войне предках. Нередко от представителей старшего поколения можно услышать, мол, не интересуется военным прошлым нынешняя молодежь, а прежние форматы работы с ней утратили актуальность. Во‑первых, не надо обобщать. Во‑вторых, повысить степень заинтересованности к истории можно, выйдя на площадки, где молодежь чаще всего бывает. Я о социальных сетях.


Подрастающее поколение формируют несколько составляющих. Семья, школа, друзья. А с недавнего времени — еще и соцсети. До того, чтобы использовать мультимедийные платформы для пользы дела, дошли немногие. Почему‑то не сомневаюсь, что станут популярны в молодежной среде, «залетят в тренды» короткие видео, посвященные конкретным фактам о войне. И желательно, чтобы подавали их такие же подростки. И не читая с листочка написанный научным стилем текст, а более живо. Допустим: «Знали ли вы?» И рассказать о захватывающем факте, например, биографии того или иного героя. Если создать ряд таких цепляющих роликов, с их помощью подросткам можно вложить знания, а у некоторых даже вызвать интерес, чтобы пойти дальше и загуглить более полную версию истории.

Рилсы и шортсы вам не по нраву? Желаете что‑то более масштабное, но подходящее молодежи? Достаем из сундука старый проверенный формат викторины, отряхиваем его от пыли, приглашаем в качестве ведущего популярного у подростков блогера, готовим несколько заданий на знание истории и запускаем в студию две команды школьников. Вуаля! Новое еженедельное шоу для YouTube готово. При правильной подаче и грамотной раскрутке через месяц‑другой вам на ящик будут приходить десятки писем от подростков, желающих принять участие в съемках. Естественно, чтобы не упасть в грязь лицом перед сверстниками, любимым блогером, да и просто многотысячной аудиторией, заранее придется проштудировать учебники. А зрителям даже этого не нужно: исторические факты они узнают благодаря просмотру шоу.

Засиделись перед монитором? Выходим искать подходящие для подростков форматы вне интернета. А чтобы молодежь не переживала, что ее оторвали от «черного зеркала», приглашаем ее в зрительный ряд на историческое кино на большом экране. «Брестская крепость», «В августе 44‑го», «Вам — задание», «Днепровский рубеж», «Пойти и не вернуться», «Покушение» — лишь несколько лент на военную тему, снятых «Беларусьфильмом». Вопрос, видели ли их рожденные в этом столетии белорусы, оставим за скобками. Иная, но тоже привлекательная форма — спектакли. Например, буквально месяц назад в Купаловском отгремела премьера по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Весной 2022‑го РТБД представил «Альпийскую балладу» по Василию Быкову. Есть актуальные постановки и в других театрах. И, кстати, после каждого фильма или спектакля хорошо бы оставлять молодежь в зале и давать время на обсуждение увиденного, чтобы ребята могли поделиться своими переживаниями и прочими эмоциями.

Особо любознательных и предпочитающих интерактив подростков стоит привлекать к раскопам на местах геноцида белорусского народа. По словам бойцов 52‑го отдельного специализированного поискового батальона, с которыми мне посчастливилось общаться, такая встреча с исторической реальностью здорово отрезвляет и навсегда остается в памяти. А если к физической деятельности ребята и девчата пока не готовы, отправляйте их в музеи. Тем более что и в этом году школьники и учащиеся колледжей по последним средам месяца могут с экскурсией посещать музеи бесплатно. В списке — 152 учреждения, почти в каждом из них есть экспозиции на тему Великой Отечественной войны. Причем во многих уже успели подстроиться под требовательную молодежь. Так, один из основателей комплекса «Линия Сталина» Александр Метла, рассказал мне, что у них можно забраться куда угодно, зайти в бронепоезд, почувствовать себя пулеметчиком или автоматчиком. Такой интерактив приносит свои плоды. «Поначалу пацаны и девчонки воспринимают все в штыки, — не скрывает Александр Михайлович. — Но, пробыв час‑полтора, становятся совершенно другими. Задают вопросы, проявляют интерес».
…Любая война, какой бы далекой она ни была, несет только боль. Но если не знать об ужасах, которые пережили наши героические предки, о победах, которых добились они же, сражаясь за мирное небо, не помнить об этом, кто же мы тогда будем?..
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter