Почему лучше выбирать коричневую, а не медово‑желтую курагу: как в лаборатории проверяют качество продуктов

Подозрительно яркая

Аппетитный аромат, привлекательный вид и приятная цена — такими соображениями мы руководствуемся при выборе продуктов, особенно лакомств. Белорусы привыкли, что товары, которые попадают на полки магазинов и рыночные прилавки, хорошего качества по умолчанию. И в большинстве случаев это действительно так. Но периодически в новостях мелькают сообщения о продуктах питания, которые изъяты из продажи и запрещены к ввозу и реализации из‑за несоответствия нормам безопасности и качества. Это — результат постоянной, не видимой потребителю работы специалистов по защите его здоровья. Мы посмотрели, что происходит в отделе испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции Белорусского государственного института метрологии.

Точечные удары

Радужные конфетки‑драже, медово‑желтая курага, красный кетчуп — при одном взгляде слюнки текут. Интерес к таким ярким продуктам, но не гастрономический, а исследовательский, проявляют и специалисты в области государственного контроля: велика вероятность, что в них в больших количествах содержатся синтетические красители, которые вредны для человека.

— Для выявления на рынке продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС и заявленным характеристикам, инспекции Госстандарта проводят проверки и мониторинги, — отмечает Ольга Мажейка, начальник управления государственного контроля (надзора) Госстандарта.  В основе выбора объекта лежит рискориентированный подход. Инспектора проводят большую аналитическую работу, учитывают имеющуюся надзорную практику, обращения граждан. Это позволяет принимать обоснованные решения о назначении проверки или проведении мониторинга. Ведь надзор должен быть максимально точным и выводить с рынка тех, кто не заслуживает присутствия на нем.


Отобранные для контроля продукты поступают в аккредитованные лаборатории. Например, в отдел испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГИМ.

В физико‑химической лаборатории проверяют соки, овощные и фруктовые пюре, кетчуп и томатную пасту, джемы и варенье, сухофрукты и цукаты на содержание диоксида серы. Вообще‑то это разрешенная добавка, благодаря которой фрукты и овощи хорошо хранятся. Вот только перед переработкой или продажей ее нужно извлечь, потому что в больших количествах она может вызывать аллергическую реакцию. Вниманию любителей кураги: сушеный абрикос частенько попадается на превышении дозволенного количества диоксида серы. Но для кураги коричневой это менее вероятно, чем для аппетитной медового цвета.

Прежде всего образец продукта переводят в раствор — для этого он проходит процесс дистилляции. Колба с раствором помещается в специальный аппарат, где в результате химических реакций выделяется серная кислота. Затем определяется ее концентрация в растворе.
Для каждого продукта есть своя допустимая норма содержания диоксида серы — как правило, очень небольшая. Если она будет превышена, это зафиксируют в протоколе и передадут инспекторам. Результатом будет запрет на реализацию продукта и изъятие его из торговой сети.

Когда икра и мороженое не в радость

Группа хроматографического анализа проверяет продукты на наличие синтетических красителей. Вообще, без них не обойтись, ведь при переработке или хранении многие продукты становятся не совсем аппетитного колера.


— Красители помогают восстановить природную окраску, создать привлекательный внешний вид продуктов, — рассказывает Наталья Вощула, начальник отдела испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГИМ. — Преимущество, конечно, отдается натуральным красителям, но порой применяются и синтетические. Их содержание в продуктах требует постоянного контроля, ведь некоторые из них являются аллергенами, могут спровоцировать проблемы с желудком или даже вызвать гиперактивность у детей. К слову, в детском питании, продуктах переработки овощей и фруктов синтетических красителей не должно быть совсем.

Сегодня в лаборатории исследуют подозрительно яркие драже. Сначала готовят пробу: кусочек глазури растворяется в воде и хорошенько взбалтывается. Затем раствор наливают в крошечные флакончики — виалы — и помещают в жидкостный хроматограф. Умный аппарат, соединенный с компьютером, внимательно «прочитает» состав раствора и выведет данные на монитор, сразу отметив все примеси. А вот дальше — работа специалиста, который проверит, действительно ли это синтетические красители и есть ли превышение их нормы для конкретного продукта.


— В последнее время преобладают нарушения, связанные с превышением допустимого уровня содержания пищевых добавок, а также отсутствием сведений о них в информации для потребителя, — продолжает Ольга Мажейка. — Зачастую изготовители «забывают» указать сведения о входящих в состав продукта синтетических красителях, консервантах, а иногда и вводят в заблуждение потребителя, указывая в маркировке натуральные красители, а по факту применяя синтетические.
Растет количество случаев, когда содержимое упаковки не соответствует заявленному в наименовании или составе продукта. Например, встречаются мороженое, практически полностью состоящее из растительного жира, лососевая икра, которая в принципе не содержит ДНК лососевых рыб. Такие продукты получают запрет на ввоз и обращение на белорусском рынке.
ЦИФРЫ

За 9 месяцев 2023 года Госстандартом проведено 1163 проверки соблюдения требований технических регламентов ЕАЭС и законодательства при реализации пищевой продукции. Контролю подвергнуто 10 639 наименований. По результатам запрещен ввоз в Беларусь 251 наименования опасной пищевой продукции (кондитерских изделий, приправ, ­специй, сухофруктов, цукатов, орехов, консервов мясных, рыбных, овощных, соусов, рыбной, мясной, молочной, плодоовощной и соковой продукции, вина, масложировой продукции, джема). Прекращено действие на территории нашей страны 211 документов о подтверждении соответствия требованиям ЕАЭС.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter