Борщевик Сосновского — растение‑монстр, настоящая ботаническая катастрофа

Под стать Гераклу

Борщевик Сосновского — растение‑монстр, настоящая ботаническая катастрофа. По внешнему виду он напоминает укроп‑переросток: до 3 м в высоту с огромными, до 1,5 м в диаметре, шапками‑зонтиками. Но это никакое не растение‑мутант, как думают многие, а самая обыкновенная трава из рода heracleum, гераклова трава. Такое название дано ему за «нетравяные» размеры и большую скорость роста.



Борщевик вредит не только экосистеме, но опасен и для людей. Сок из его стеб­ля, попадая на кожу, вызывает фотохимический ожог. Этот яд обжигает сильнее крапивы и даже кипятка. Кожа зудит и покрывается волдырями.

Борщевик необычайно живуч и ядовит! Все части растения содержат фурокумарины — ядовитые вещества, в сотни раз повышающие чувствительность кожи к ультрафиолетовому излучению. Особенно опасно оно в жаркую погоду, во время цветения. Тогда фотохимический ожог вам обеспечен.

Борщевик — реликтовая культура, более чем за 200 миллионов лет приспосабливавшаяся к жизни в различных условиях. Она эволюционно готова к тому, чтобы поедались (или просто уничтожались) ее листья. Поэтому от их уничтожения растение не очень‑то и страдает: площадь листьев по сравнению с корневой системой значительно меньше.

С растением трудно, практически невозможно бороться. На месте кострища в течение нескольких лет ничего не растет. Борщевик же начинает подниматься из пепла уже через 3 — 4 недели. Если многие огородные культуры гибнут при двукратном превышении нормы внесенных удобрений, то борщевик продолжал расти и после того, как в его полые стебли стаканами засыпали химию. Пробовали травить и гербицидами, но растение погибает только от таких концентраций «Раундапа», от которых засыхают большие деревья. Тяжело его и косить. Ручные косы ломаются о толстые (до 5 см в диаметре) стебли, а при механической косьбе во все стороны разлетаются лепестки и семена, проникая через тонкую одежду и обжигая кожу. Мелкие же брызги сока попадают в дыхательные пути.

Неужели нельзя найти управу? Можно. Ученые пристально изучают борщевик и ищут способы борьбы с ним. Из химических препаратов самыми эффективными оказались «Агроксон», «Агростар» и в качестве усиливающей добавки к ним гербицид общего действия «Торнадо».

Бороться с геракловой травой можно, уничтожая не листья, а корни. И начинать борьбу надо не в мае — июне, когда есть только три листа, а позже. Дело в том, что первые листья практически не участвуют в фотосинтезе. Они, как все «малыши», тянут соки из родительского корня, не возвращая в него никаких веществ. Следующие же листья (особенно с 4‑го по 12‑й) активно обмениваются с корневой системой элементами питания. И когда мы обрабатываем их гербицидами, яды, проникнув внутрь листа, спускаются и доходят до корня, тем самым отравляя его. И чем выше сам борщевик, тем эффективнее работают препараты.

   
Как показали ис­сле­дования, за один ка­лендарный год вполне реально расправиться с борщевиком, обработав его всего лишь дважды. Первый раз, когда растение готовится к цветению, по завязавшимся семенам еще восковой спелости. Большая их часть (а может и все) погибнут. Да и препарат, пройдя по стеблю, дойдет и до корней. Вторую обработку надо провести уже в сентябре — октябре, когда покажутся выжившие всходы. После зимней спячки борщевик может вновь заявить о себе.

ЦИФРА

С одного зацветшего растения высыпается около 10 тысяч семян, которые затем разносятся с потоком воздуха или воды.

В ТЕМУ

Борщевик, растущий на солнце, быстрее гибнет под действием гербицидов, чем тот, что находится в тени.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter