В Екатеринбурге открылась этнографическая выставка «Белорусы Урала»

По следам белорусов-самоходов

В Екатеринбургском центре традиционной народной культуры открылась этнографическая выставка «Белорусы Урала».

Посетители подолгу рассматривают старинные костюмы, которые организаторы привезли из соседнего Зауралья.
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА

В витринах ярко пылают маками и васильками домотканые полотенца из деревни Пальмино Таборинского района, красуются корзины, туеса, столетние лапти и плетеный кнут из села Оверино... Посетители долго рассматривают старинные костюмы, цветные накидки на сундуки и деревянные цимбалы — организаторы привезли раритеты из соседнего Зауралья.

Здесь же — коллекция белорусских «зайчиков» и подлинный концертный костюм знаменитого песняра Владимира Мулявина. Однако настоящим открытием для зрителей стали подвешенные под потолком «павуки» — огромные украшения-обереги из соломинок и ниток. Старинные предметы интересны и сами по себе, но от звуков белорусских песен они буквально оживают. Чтобы послушать старинные напевы в подлиннике, участники этнографической экспедиции не раз приезжали в уральскую глубинку — туда, где издавна селились белорусы-самоходы.

— Белорусский фольклор мы изучали во многих селах Таборинского района. Белорусы, в отличие от русских, сохранили многие календарные обряды и песни. Например, посвященные празднику Купала, — говорит этнограф и руководитель фольклорного ан­самбля-студии «Погодушка» Ольга Ворончихина.

По статистике, сегодня в более чем 4‑миллионной Свердловской области проживают более десяти тысяч белорусов. Самые первые «самоходы» появились здесь 150 лет назад. После отмены крепостного права в 1861 году крестьянам разрешили переезжать, и некоторые белорусы этим воспользовались. Вторую волну добровольных переселенцев вызвали Столыпинские реформы. В начале XX века государство не только выдавало «самоходам» участки отдаленных земель, но и предоставляло некоторые налоговые льготы. Кстати, белорусы, в отличие от русских переселенцев, не занимали берега рек, а уходили в глубь лесов.

В Тавдинском и Таборинском районах они основали такие населенные пункты, как Павинская, Озерки, Альтовка, Таборы... По словам этнографов, во многих поселках до сих пор стоят характерные добротные пятистенки, при каждом — большое подворье. А в некоторых семьях по сей день готовят холодник из щавеля и картофельную драчену. Мощную волну переселения принесла Великая Отечественная война. В Свердловск переезжали целые предприятия, например, Гомельский станкостроительный завод, Витебская трикотажная фабрика. В те годы число «уральских» белорусов выросло до 22 тысяч.

— Нас здесь мало, но мы очень трепетно относимся к своим традициям, своему языку. И очень приятно, когда благодаря музеям нашу культуру продвигают, — подытожила Елена Таратын, представитель «Белорусов Урала».

Татьяна Казанцева

kazantseva.pressa@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter