Письменные материалы по делу "Нехты" будут оглашаться в закрытом режиме

Минский областной суд, рассматривающий уголовное дело в отношении Степана Путило, Яна Рудика и Романа Протасевича в помещении суда Минского района, допросил свидетеля и огласили показания второго свидетеля, отсутствующего на территории Беларуси.

Свидетель Пушкин

Пушкин Максим Михайлович, 1996 года рождения, родственных связей с обвиняемыми нет, предприниматель. Сейчас занимается развитием своего блога в Instagram.

С Протасевичем познакомился в 2011-2012 году, когда оба работали для одного из запрещенных сейчас новостных порталов. Протасевич тогда работал журналистом, свидетель был фотографом. Вместе проработали около года. Затем Протасевич перешел в другое СМИ и общение закончилось.

С Путило обвиняемого познакомил Владимир Чуденцов, который подбирал команду молодых журналистов для обучения и совместной работы в дальнейшем.

С Рудиком Пушкин знаком не был.

Сам свидетель создал Telegram-канал «Работаем с Пушкиным», с новостным и развлекательным контентом. Информацию тырил у других интернет-источников, сам контент не производил, обходился репостами. Канал имел более 40 тысяч подписчиков и прекратил свое существование в 2022 году.

Во время событий 2020 года свидетель размещал на своем Telegram-канале официальную информацию о происходящем, которую брал с БЕЛТА.

В начале 2020-го кто-то добавил свидетеля в чат «Хата», из которого Пушкин удалился перед событиями 9 августа, поскольку обсуждение политики его не интересовало.

Свидетель характеризует Протасевича как несобранного, постоянно опаздывающего по работе. Но как человек Протасевич был, по мнению Пушкина, неплохой.

И это все, что свидетель смог сообщить суду.

Первый студенческий

Второй свидетель Игорь Полюшков в суд не явился. Было установлено, что он еще в 2022 году выехал из Беларуси в Польшу и назад не возвращался. Хотя в то время, когда Полюшков допрашивался, выезжать из Беларуси он не собирался.

В связи с невозможностью явки свидетеля, его показания, данные им в ходе предварительного следствия, были оглашены государственным обвинителем.

В период обучения Полюшкова в ВУЗе, какие-либо информационные молодежные и студенческие ресурсы в Беларуси отсутствовали. Не было и Telegram-каналов, которые были бы посвящены студенческой жизни или жизни молодежи. Поэтому Полюшков решил завести Telegram-канал под названием «Отчислено» специально для освещения студенческих проблем и интересов.

Администрированием Telegram-канала «Отчислено» свидетель занимался сам. Помимо него, доступ к каналу в качестве администратора имела его девушка, но она на канале никогда и ничего не публиковала. Для создания контента на канале работали редакторы, которые не имели доступа непосредственно к администрированию канала, просто создавали контент.

Telegram-канал «Отчислено» существует до настоящего времени. Его развитием сейчас занимается сам свидетель, без привлечения помощников.

Весной 2020 года количество подписчиков Telegram-канала «Отчислено» начало резко увеличиваться и достигло 75000 человек к декабрю 2020 года. Сейчас количество подписчиков не превышает 55000 человек.

Telegram-канал «Отчислено» зарабатывает деньги на рекламных контрактах от рекламных публикаций предприятий Беларуси. Деньги рекламодателями перечисляются на банковскую карточку. При этом налоги, согласно рекламным контрактам, уплачивают сами предприятия.

Telegram-канал по-прежнему популярен у молодежи, которая боится обращаться со своими проблемами в органы власти, но охотно пишет о них на канале анонимно.

Когда в 2020-м общество начало интересоваться политикой, каналу пришлось отвечать на запросы общества и делать публикации, касающиеся политической ситуации в стране. Чаще всего Полюшков публиковал информацию, которую ему присылали подписчики. В частности, их интересовали протестные акции студентов. При этом социальные вопросы и проблемы молодежи практически перестали интересовать пользователей. А если такие публикации делались, Полюшкова в комментариях обвиняли в замалчивании политической ситуации в стране.

Особо радикальную информацию о ситуации в стране свидетель в своем Telegram-канале старался не публиковать. Контролировал, чтобы не публиковались никакие призывы. Поэтому Telegram-канал «Отчислено» никогда не признавался в Беларуси экстремистским.


Чат «Хата» и радикальные идеи Протасевича

Полюшков один раз в жизни встречался с Протасевичем лично. С остальными администраторами крупных Telegram-каналов (Мотолько, Пальчис, Протасевич, Лосик и др.) чаще общался в Twitter.

Про Протасевича в Twitter шутили, что он часто женился и быстро разводился, а также побывал во всех белорусских СМИ, из которых уходил из-за конфликтов.

Пальчиса свидетель знал по протестантской церкви, активным сторонником которой был Пальчис. Свидетель характеризует Пальчиса как обычного, непримечательного человека. В своих публикациях Пальчис выступал больше как историк и аналитик, сильный пробелорусский националист.

Лосика и Мотолько свидетель лично знал мало. Лосик был «повернут» на информации, фактически жил в соцсетях.

Лично с Лосиком свидетель один раз пересекался на концерте. Знает, что Лосик работал на «Радио Стыдобе», фактически под управлением Госдепа США. Поэтому Лосик был убежден, что в Беларуси его никто не посадит, даже несмотря на явно оппозиционную направленность деятельности Лосика и контента его интернет-ресурсов. Ведь никому не нужен конфликт с Госдепом США, а он неизбежен в случае ареста Лосика …

Ничего себе самомнение было у человека, который, несмотря на неизбежность «конфликта с Госдепом США», отправился в колонию на 15 лет. И Госдеп почему-то не помог. Видимо был не в курсе, что Лосик вообще существует.

Мотолько свидетель охарактеризовал как человека со слишком высоким мнением о самом себе, который считает себя практически центром Вселенной. Судя по всему, за Мотолько, в случае ареста, должны были заступаться уже инопланетные цивилизации. Но он почему-то не стал экспериментировать и сбежал за границу. И правильно сделал, тут Госдеп оказался ненадежным, а вдруг и инопланетяне бы подвели …

Состоял Полюшков и в чате «Хата», который покинул в сентябре 2020-го, потому что не интересовался политическими вопросами и не собирался участвовать в протестах.

В чате «Хата» состояли все те же Антон Мотолько, Эдуард Пальчис, Степан Путило, Роман Протасевич, Игорь Лосик, Малаховский, Сергей Беспалов, Андрей Стрижак, Даниил Богданович, Ян Авсеюшкин с БелАПАН, следователь Евгений Юшкевич, Артем Шрайбман, жена Пальчиса Виктория, Анастасия Рогатко, Франак Вечерко. Добавлялись в чат и другие участники, которые были изначально ориентированы на оппозиционно-политическую тематику. Самыми активными в чате были те, кто находился за границей и не собирался возвращаться в Беларусь.

Чат «Хата» периодически пересоздавался под другими названиям, например, «Love Хата» и другие. Это делалось в целях обеспечения безопасности участников.

Полюшков не хотел быть причастным к оппозиции, а также его возмущало то, что помимо него кто-то использует в своих целях молодежную и студенческую повестку. Особенно когда она была связана с протестами и сопротивлением правоохранительным органам.

В чате "Хата", при обсуждении планов оппозиции, Протасевич призывал захватывать здания, брать власть в свои руки, назначать своих руководителей исполкомами и другими государственными органами. Даже на фоне остальных участников чата идеи Протасевича выглядели слишком радикальными. Свидетель считает, что на позицию Протасевича повлиял его украинский опыт. Другие участники чата идеи Протасевича не поддержали и в дальнейшем он высказывал менее радикальные предложения.

А еще Лосик в чате рассказывал интересное. Оказывается, что у Франака Вечорко были политические амбиции – хотел он стать президентом Беларуси. И планировал, когда ему исполнится 35, участвовать в президентских выборах в качестве кандидата. Идея была такая, что Вечерко идет на президентские выборы в 2025 году, а вся оппозиционная интернет-общественность и СМИ поддерживают его кандидатуру.

То, что Вечерко сейчас работает в штабе Тихановской, это его задел на политическое будущее для себя, - считает свидетель.

Немного о себе

Про себя Полюшков рассказал следствию следующее. Работает (на момент допроса) инженером-программистом, с марта 2020 года - на удаленке. Конкретно ему плохо в Беларуси не жилось никогда. Как программист он получал зарплату 1000-1500 долларов в месяц и этого было вполне достаточно.

Политикой Полюшков никогда не интересовался, в протестах участия не принимал. В настоящее время поддерживает политику действующей власти, активно сотрудничает и взаимодействует с ее представителями.

Раньше отношение к государственной власти у обвиняемого было другое. Он верил информации, которую размещали оппозиционные Telegram-каналы, а оценить реально происходящие в стране процессы не имел возможности. В тот период, в 2019-2020 годы, государственные СМИ, к сожалению для обвиняемого, не давали достаточно информации, чтобы она могла опровергать то, что публиковали оппозиционные ресурсы.

Но, осознав к чему ведут Беларусь оппозиционеры, свои «отношения» с ними Полюшков прекратил в сентябре 2020 года, когда покинул все оппозиционные каналы и ресурсы. За что оппозиция до сих пор считает его провластным предателем.

На этом допрос заявленных свидетелей Минским областным судом закончен. Суд перешел к исследованию письменных материалов дела. По ходатайству государственного обвинителя исследование будет проходить в закрытом режиме, т.к. письменные материалы содержат не только экстремистские публикации, но и материалы, составляющие государственную тайну. Журналисты из зала суда удалены до окончания исследования письменных материалов.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter