Пока мы слушаем друг друга – мы спорим. Как только перестаем слушать, может начаться мордобой

Письма протеста

В последние дни приходится много чего доказывать незнакомым людям. Они пишут мне после каждой колонки. Кстати, пожеланий типа «чтоб ты сдох» становится все меньше – видимо, весь пар ушел в свисток. Но я не об этих.

О тех, с кем можно дискутировать. Что-то объяснять. Разговаривать, в конце концов. Слова говорить, а не морды бить – мы ведь вроде бы все этого хотим? Кого ни спроси: «Мы за мир. А мы за любовь. А мы против насилия, не определились пока, за что». Ну так давайте – разговаривать.

Я понимаю, что ничего не смогу ни объяснить, ни доказать тем мамашам, которые на «мирный протест» выходят с детьми и колясками. Им природа не смогла – куда мне-то?

И тем 16–22-летним, которые ночами играют в войнушку. А че, жратвы полно, квартира-машина, коммуналка смешная – че не поиграть? Надоест – кину все да съеду, что, меня держит тут что-то? Они читают «телеги», где им все доступно: иди туда, беги сюда, стой там.

Но с остальными хочется именно разговаривать. Как-то в эйфории ходьбы по улицам, езды с клаксонами и стояния с цветочками все участвующие в этих забавах забыли, что я – тоже гражданин этой страны. И у меня, и у многих других, которые думают, как я, есть точно такие же права, как и у них. Кто-то готов услышать, что мы не хотим толп на тротуаре, перекрытых улиц, назойливого гудения и пошлого, как по мне, стояния на остановках?

Кто готов – с теми продолжаем. Для вас, для ваших эмоций, требований, негодований и прочего в Минске есть специальный парк, называется Дружбы народов. Вы сами считали – вас там «семьсят тыщ» уже помещалось и еще столько же поместится. Там – вы знаете – безопасно. Так идите туда «гулять» – и обсуждать, и предлагать, и принимать решения.

Почему вы считаете себя гражданами и «правыми» больше, чем я и мои товарищи? Вот письмо другого гражданина нашей страны:

«Все здравомыслящие люди понимают, что нас тянут в гражданский конфликт. Со мной работают много людей из Беларуси, так почти все голосовали за Лукашенко, хоть во многом с ним не согласны. Возможно это или нет, но опыт Китая со своим интернетом хорош. В любом случае после этой чехарды необходимо что-то менять. А то они каждый день з кветкамі па праспектах будуць шастаць. На пацеху нашым ворагам. Маю на ўвазе ворагаў Беларусі. Даруйце за турботы. Дзякуй». Это пишет мне Алексей, полешук. Ни слова ни добавил, запятой не изменил.

Я фамилий своих читателей не называю специально, и вы знаете, почему: пусть только мой адрес будет широко известен. Но люди это – реальные, захотят – сами о себе скажут.

Вот письмо из Гомеля, от Дениса: «…Просто поражает презрение к трудящимся людям: "Ничо, коммунальное быдло уберет за нами…" Если они убежденно идут громить ОМОН, то что им стОит убивать таких людей, как я, только за то, что имею отличное от их мнение?»

У него, Дениса, тоже есть свое мнение, верите? Так выслушайте и его: «Что для меня "свобода"?! Это не право расписать скульптуру Чайковского у музыкальной школы, в которой работает моя жена и в которой учится моя старшая дочь, зеленой краской "3%" и кричать: "Верым, можам, пераможам", для меня это возможность трудиться и получать хорошую зарплату. Это возможность выйти в выходной с семьей в парк Паскевичей и покататься на карусели. Это возможность два раза в год приехать в Минск и посетить цирк и аквапарк «Лебяжий», а меня этой свободы лишили, пусть и временно, значит, я несвободный человек».

И таким – несвободным – его делаете вы. Ладно, предположим, вы лучше нас. Выше. Демократичней. Тогда послушайте мнение еще более демократичного, чем вы. Никто же из вас не станет отрицать, что у нас тут – режим и диктатура, а в Украине – демократия мечты? Читайте, что пишет сосед, Игорь из Украины:

«Вчера первый раз за последние восемь лет наконец выбрался из пыльного, загазованного и коронавирусного Киева в свою скромную хатку в обычном среднестатистическом украинском селе в Нежинском районе Черниговской. На костерок подтянулся сосед, с которым в силу обстоятельств не виделись и не общались все эти восемь лет. Поговорили о житье-бытье. И вдруг ни с того ни с сего, зная, что я этнический белорус, сосед спросил, как там Беларусь и Лукашенко. Оказывается, человек следит за событиями в Беларуси. Он пожелал Лукашенко победы и сказал, что очень бы хотел бы, чтобы когда-нибудь Президентом Украины стал такой вот человек.

Не подумайте, мой сосед не какой-нибудь забитый селюк с сизым носом. Это настоящий хитрый хохол лет сорока с образцовым хозяйством, постоянной работой и с хорошей семьей, малопьющий (от слова "совсем"). При этом разбирается в компьютерах и проводит некоторое время в интернете. Человек, четко знающий, чего он хочет в жизни. Мужик от сохи, который никогда не отдаст свой земельный пай за копейки и готовый отстаивать свои права даже с оружием в руках. Человек, имеющий свое крестьянское мнение и о Порошенко, и о Зеленском (догадайтесь с одного раза – какое?). И этот человек при всех своих житейских проблемах за 8 лет посчитал важным спросить о Беларуси и Лукашенко и пожелать ему удачи».

Вот, земляки, есть и такие мнения. С ними – как, по-вашему, быть? По-моему, садиться и разговаривать. Не толпой против одного мэра или директора выходить, а выделять пару толковых – и отправлять на разговор. Сколь угодно жесткий, но именно разговор, чтобы конструктив был.

Потому что – вы обратите внимание – в толпе пара человек начинает орать, и уже ничего разумного вы не решите, толку от этого крика – только вздернутые нервы. У всех. И хорошо еще, кстати, если эти крикуны – ваши. А не заехали специально, чтобы именно разговор-то и превратить в крик.

Еще один белорус – Денис, пишет о своих корнях: «Мой прадед по матери, Модулев Семён Лукьянович (1900–1944), белорус, с Могилевщины, был одним из основателей московского завода "Прожектор", с которого на фронт отправляли "катюши". Мой дедушка, Зенкин Иван Кириллович (1931–2001), калужанин, был главным инженером того завода, у него было персональное клеймо "не проверять", он был членом партии и вступал в нее не в качестве "прививки от чумы", а по убеждениям. У него случился первый инфаркт, когда он видел, как снимали флаг нашей Родины в 1991-м, он до конца жизни не мог простить ельцинской власти развал "Прожектора", когда завод, на котором работало 12 000 человек, "перепрофилировали" на гаражи. Мой прадед по матери, полукалмык-полубелорус, до 1949 года отлавливал в пинских болотах прадедов нынешних бчб-шников, и сохранилась его тетрадка, где была всецело описана жестокость, которую проявляли коричневые недобитки по отношению к местным жителям».

Это Денис о прошлом, а вот о настоящем: «Думаю, всем понятно (лично мне – уже к утру 12 августа), что коричневый реванш в Беларуси провалился, но гибридная война заканчиваться и не думала. И в том, что молодые пацаны выходили на улицы под бчб (соглашусь, конечно, про пропаганду нацизма), поверив "нехтамотолькам", есть прямая вина власти, тех, кто на местах, отсутствие внятной идеологической работы. Напомню: через пять лет голосовать смогут те, кто в 8-м классе, кому сейчас 13–14. А те, кому сейчас 20–25, они к 25–30 годам окрепнут еще сильнее и физически (под Могилевом и Гомелем уже спецлагеря, как на Украине, готовят "патриотов"), и ментально (в том ключе, в котором их повернут промывающие мозги телеграм-каналы), и дело будет пострашнее, чем у наших южных соседей. Время тикает без остановки, Андрей!»

Всем же понятно, что идеология – капиталистическая, националистическая, распродажно-предательская, государственно ориентированная – она всегда будет. Она есть, она должна быть – и она будет, хочет кто-нибудь того или нет. Так, может, мы об идеологии своего государства поговорим-поспорим? Не на митингах и площадях и не в фейсбуках с телеграмами, а за круглыми столами и как положено?

Напоследок другое письмо, от того же Игоря, земляка нашего киевского. Со стороны, говорят, виднее – так давайте посмотрим:

«Нам всем, кто считает себя белорусом, с понедельника, а лучше немедленно, нужно принять для себя правило ЗЕРКАЛА – перед тем, как что-то вякнуть, посмотри в это уникальное изобретение человечества и просто подумай: а надо ли? Может, просто для начала пойти и выбросить мусор в нужный контейнер, подкрасить детскую площадку во дворе, сделать замечание малолетнему оболтусу, бросившему бумажку на улице, а еще хуже, в лесу. Это как минимум. А как максимум – подумать, все ли ТЫ сделал для того, чтобы иметь право качать права у государства».

Это – тоже мнение. И его нужно выслушать и понять.

Готовы мы – слушать и разговаривать?

mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter