Полотно «Ленин с молодежью. ВХУТЕМАС. 1921» отсылает нас одновременно к эпохе становления «сурового стиля» в искусстве (художник написал картину в 1967 году) и к событиям начала 1920‑х, когда речь в новорожденном Советском Союзе шла ни много ни мало о создании собственного направления в искусстве, отличного от буржуазного западного. Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был задуман как кузница творческих кадров, декрет о его создании Ленин подписал в 1920‑м, а год спустя нашел время, чтобы пообщаться с молодыми художниками, — именно эту историческую встречу и изобразил Владимир Стельмашонок. К слову, не единственный из советских авторов: тема общения Ильича с футуристами в искусстве соцреализма достаточно широко раскрыта. Но полотно Стельмашонка интересно не только как памятник эпохи, а еще и потому, что именно в нем молодой еще художник впервые продемонстрировал свой сложившийся авторский почерк.
Владимир Стельмашонок всегда был значимой фигурой в культурном ландшафте Беларуси: четыре десятка лет преподавал в академии искусств, дважды возглавлял Белорусский союз художников, создавал картины, многие из которых стали хрестоматийными еще при жизни мастера, по его эскизам оформлялись станции Минского метрополитена…
— Человек с открытой душой, доброжелательный и самоотверженный, он с искренностью и теплотой относился к каждому человеку, был патриотом Беларуси, мыслил масштабно, по-государственному, — говорит генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов.
В фондах НХМ хранится 23 холста и 94 графических произведения народного художника, большая их часть была передана в дар автором.
ovsepyan@sb.by
Фото Национального художественного музея.