От Николая Чудотворца до Деда Мороза

Среди традиционных новогодних атрибутов одним из самых занимательных и интригующих является поиск правдивого ответа на классический вопрос: "Существует ли Дед Мороз на самом деле?" Можно, конечно, смеяться, иронизировать, но то, что хоть однажды в жизни каждый из нас задавался им, - факт, не требующий доказательств.
Среди традиционных новогодних атрибутов одним из самых занимательных и интригующих является поиск правдивого ответа на классический вопрос: "Существует ли Дед Мороз на самом деле?" Можно, конечно, смеяться, иронизировать, но то, что хоть однажды в жизни каждый из нас задавался им, - факт, не требующий доказательств.

А если кто будет возражать - не верьте: лукавит.

Вообще же поиск этой непростой разгадки изначально крайне затруднен: уж очень тесно сплелись в необычной фигуре Деда Мороза вымысел и реальность.

Кстати, слово "чудо" можно считать кодовым ко всей зимней праздничной феерии, а Деда Мороза по праву - "чудотворцем". Почему по праву? Да ведь он не кто иной, как новогодний образ широко почитаемого в христианском мире святого Николая Чудотворца (Мирликийского).

Конечно же, вера в чудо глубже всего в детских душах. Быть разуверившимся реалистом - удел взрослых. А пока человек мал и неискушен, так замечательно, когда его хрустальная мечта внезапно превращается во что-то конкретное, заманчиво предметное. По всему видно, это хорошо чувствовал и понимал и самый что ни на есть земной прототип нашего Деда Мороза и западноевропейского Санта-Клауса архиепископ древнего города Миры, когда-то входившего в античный Ликийский союз. Недаром именно он, Святитель Николай, стал небесным покровителем и защитником детворы.

Родился Николай в благочестивой христианской семье примерно в 280 году, во времена правления императора Валериана, в Малой Азии, в ликийском городе Патары - сейчас это территория Турции. С самых ранних лет проявлял доброту, благочестие, скромность, умеренность в собственных потребностях и вместе с тем огромное, бескорыстное желание помогать ближним. Недаром о деяниях Николая сложено множество легенд. Некоторые из них напрямую касаются современных новогодних традиций. Например, эта.

В бытность архиепископом Мир Ликийским Николай прославился своей потрясающей чуткостью и отзывчивостью к чужим бедам и проблемам. Он любил бродить неузнанным по улицам города и наблюдать за тем, как и чем живут простые люди. Однажды, проходя мимо одного из домов, Николай услыхал горестный разговор отца с дочерьми. Девушки были уже на выданье, но для того, чтобы найти им мужей, каждой требовалось дать приданое. Семья же жила очень бедно. И тогда старшая из сестер ради счастья других предложила пожертвовать собой - согласилась отправиться в рабство. Ей заперечила средняя: мол, будет лучше, если это сделает она. Не промолчала и младшая. Необыкновенно растроганный такой сценой, Николай тихонько подошел к открытому окну и бросил через него кошелек с золотыми монетами, которых как раз хватало на приданое одной из сестер. Спустя время в доме сыграли первую свадьбу. Ровно через год Николай снова появился возле знакомого дома, и снова в окошко полетел кошелек - уже для второй девушки. Миновал еще год. Ожидала помощи и третья сестра. Но когда Николай подошел к жилищу семьи, окна оказались запертыми, так как с моря дул сильный, холодный ветер. И тогда благородный человек забрался на крышу и бросил деньги прямо в дымоход. Возле очага сушились чулки, и кошелек ровнехонько свалился в один из них.

А вот еще небольшая история.

В декабре, накануне праздника Рождества Христова, сердце Николая всегда переполняла огромная радость, и ему очень хотелось поделиться этим светлым чувством с окружающими. И тогда он стал собирать мешочки со всякими нужными и полезными вещами, игрушками, сладостями и ночью, накануне Рождества, разносил их по городу и оставлял под дверями домов, где жили самые бедные семьи с детьми. Каковы же были изумление и радость малышей, когда наутро они выходили на улицу и находили на пороге чудесные сюрпризы! Мне кажется, в тот момент их лица ничем не отличались от счастливых мордашек сегодняшних мальчишек и девчонок, с восторгом извлекающих из-под новогодней красавицы елки подарки современного Деда Мороза.

И спустя столетия деяния архиепископа Мирликийского не забылись. Вот только приобрели несколько необычную интерпретацию. Рождественскую, новогоднюю. Правда, добродушный европейский Санта-Клаус переселился куда-то в бескрайние заснеженные просторы Лапландии, а славянский кудесник Дед Мороз, говорят, облюбовал сказочные леса российского Севера. Да и то, как же иначе, если в родных местах Николая снега вообще не бывает. Тем не менее именно там, на берегу теплого Средиземного моря, стоит статуя святого Николая, необыкновенно похожая на традиционные изображения новогоднего деда, - в подпоясанном длинном одеянии, на голову надвинут островерхий капюшон. Святой держит в руках заброшенный за плечи мешок (конечно, с подарками, с чем же еще?), к его ногам льнут дети. Скульптуру поставили во дворе церкви, где много веков назад священника Николая избрали архиепископом города Миры.

Богоугодная деятельность Николая высоко оценена в христианском мире, в том числе и верующими в Беларуси. Известно немало замечательных икон, изображающих этого святого. В наших городах и селах в его честь возведены десятки храмов.

Неплохо сохранился до наших дней и храм святого Николая в Мире. Это действительно впечатляющее архитектурное сооружение. В нем ведутся реставрационные работы. Кстати, их первый этап пришелся аж на XI век. На протяжении XIII столетия и позже церковь в Мире оставалась в бездействии и запустении, но в средние века возродилась. Историки считают, что в один из "живых" периодов существования храма с ним даже непосредственно соседствовал большой монастырь. Еще в середине XX века значительную часть церкви святого Николая в Демре (так сейчас называется место, где она расположена) покрывал толстый, в несколько метров, слой речной грязи. Сейчас от него не осталось и следа: в последнее десятилетие здесь активно проводятся исследовательские и реставрационные мероприятия, уже дающие ощутимый результат.

Что и говорить, история этих мест по-настоящему грандиозна. Ну а мифы... Возможно, кому-то они и не нравятся. Вполне допускаю, что кто-нибудь даже узрит настоящую крамолу в "родстве" доброго и бескорыстного епископа Николая и не менее доброго и бескорыстного Деда Мороза. Вольному воля. Мы же в этот замечательный период праздников искренне поблагодарим святого угодника за заступничество бедных и сирых и попросим у новогоднего деда также не обминуть их своей щедростью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter