Особые из Особой

Об этих уникальных людях давно надо было бы рассказать.
Об этих уникальных людях давно надо было бы рассказать. Да все что-то мешало: то их удивительная скромность, то хроническое отсутствие времени и загруженность на службе, то определенные особенности их (извините за тавтологию) особой работы. И вдруг на днях узнаю, что их командиру 23 февраля исполняется 50 лет, и все - шлемофон на гвоздь: увы, пенсия...

За плечами у Казимира Блина 32 года в небе! Крайние пять из них - в кабине вертолета особого назначения Ми-172, где ему и его экипажу было доверено не только небо...

Командир 248-й отдельной вертолетной эскадрильи особого назначения полковник Казимир Блин выполнял задачу особой важности: перевозка первого лица нашего государства - Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Выполняли без замечаний и, как говорят профессионалы, "предпосылок к летным происшествиям". Особый экипаж...

Все знают энергичный, деятельный характер нашего Президента, и уж наверняка не осталось ни одного уголка в Беларуси, где за эти годы не приземлялся бы этот белоснежный, с национальной символикой на бортах "вертолет особого назначения". Управлял им, как правило, экипаж полковника Казимира Блина, чей фирменный пилотаж не спутать ни с чьим. Хотя бы по особой посадке: с хода, без зависания, с минимальным радиусом разворота, в минимальное время... Так называемый "афганский" вариант.

От "придворных" и "смешных" - к Особой

В военной авиации всегда были не только особые экипажи, но и свои особые, если хотите знаковые, аэродромы. Они дислоцировались около городов, в которых размещались штабы воздушных армий. За это они получили от авиационных острословов прозвище "придворные". На этих аэродромах в союзные времена базировались отдельные авиационные полки и вертолетные эскадрильи с особыми задачами по перевозке VIP-персон, коими считались военачальники, государственные руководители, а также их почетные гости. "Придворные" эскадрильи и полки обычно бывали смешанными или, как говаривали на авиационном жаргоне, "смешными". Это по причине разномастности авиатехники в этих частях. Типаж самолетов и вертолетов в "смешных" эскадрильях был действительно на любой вкус. В свое время на аэродроме под Минском квартировали 66-я и 248-я отдельные смешанные эскадрильи, слившиеся впоследствии в 50-й отдельный смешанный авиационный полк с удивительным "разнотравьем" крылатых машин. На стоянках мирно соседствовали самолеты и вертолеты самых разных типов: Ту-134, Ил-22, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ми-24, Ми-9, Ми-22, Ми-8... Кроме перевозок особо важных персон, перед авиаторами этой части стояли особые задачи по обеспечению военачальников связью в целях непрерывного и оперативного управления войсками. Отсюда и такое разнообразие парка летательных аппаратов.

Когда в 1992 году начали создаваться наши белорусские ВВС, от подобной структуры смешанной части отказались. Тогда-то 248-я эскадрилья и стала называться "отдельная вертолетная особого назначения".

"Ну, вы, Блин, даете..."

Наверняка не найдется в нашей Беларуси места, где бы не будил небо лопастями своего вертолета Казимир Блин. Все вокруг знакомое, близкое и родное.

Родился он в деревне Ахремовцы, что на Браславщине, 23 февраля (надо же!) 1952 года в семье с удивительными авиационными традициями. Его дед летал еще в годы первой мировой войны на первом (аж дух захватывает!) в истории авиации стратегическом бомбардировщике "Илья Муромец". Летал и бомбил смело, отчаянно, героически. На что командир эскадры "Муромцев", покручивая пальцами пышные гвардейские усы, только приговаривал: "Ну, вы, Блин, даете..."

В 1916 году в воздушном бою отважный летчик получил ранение, списался с летной работы в отставку и вернулся на Браславщину. 15 гектаров земли, 6 сыновей и 3 дочери... Работы на земле - невпроворот. Но гены есть гены. Внука Казимира позвало небо. С 12 лет, кроме профессии летчика, для него уже ничего не существовало. Запоем читал книги об авиации, строил модели самолетов, планеров...

В 1969 году собрал нехитрые вещички и поехал поступать в Тамбовское высшее авиационное училище летчиков им. М.Расковой, единственное в Союзе, готовившее пилотов для стратегических бомбардировщиков. Хотел, как дед... Но - увы. Первое, и такое горькое разочарование: "зарезала" медкомиссия. Вывод ее был страшен и, казалось, безысходен: "не годен".

Но нужно было знать его особый характер. Казимир решил сразу же и окончательно: на следующий год - на второй заход. Если понадобится, то пойдет и на третий. Но вдруг неожиданный подарок судьбы. В военкомате предложили поступить учиться летать на вертолете в учебный авиационный центр при Витебском аэроклубе. Вертолет - это, конечно, не самолет, но, чтобы зря не терять год, согласился. Так вот случайно, как это часто бывает в жизни, и состоялся его главный выбор, выбор длиною в 32 года службы в винтокрылой авиации.

Оказалось, что управлять вертолетом, что шарик ртути катать, - дело архисложное. Чтобы развернуть вертолет в полете влево или вправо - шуруй педалями, надо подняться вверх или опуститься вниз - двигай рычаг "шаг-газ", а ручка управления - для движения вперед, вправо или влево... Словом, три в одном. Но раз уж взялся за гуж...

Учеба захлестнула молодого паренька с головой. Старался, не жалея ни времени, ни сил. Уж очень хотелось "оседлать" норовистый Ми-2 и поднять его в родное небо Витебщины. Взлет, разгон, набор высоты, торможение, зависание, посадка - это были его первые и обязательные ступеньки в небо. Через год он закончил учебу, получил звание младшего лейтенанта, а 16 ноября 1971 года был призван в армию и направлен служить в далекий и неласковый Хабаровск летчиком-штурманом вертолета Ми-4, в 8-ю отдельную эскадрилью при танковой армии. Памятная на всю жизнь четырехлетняя закалка суровым дальневосточным небом... В 1972 году без проблем и длительного отрыва от Хабаровска экстерном сдал за полный курс Сызранского военного вертолетного училища летчиков. В 1974 году в дом Казимира Блина постучалась большая по тем временам удача - замена в Группу советских войск в Германии! Да еще куда - в Дрезден, в 6-ю отдельную вертолетную эскадрилью при штабе легендарной 1-й гвардейской танковой армии. Здесь-то он и вышел на настоящую, широкую вертолетную дорогу. Был назначен командиром экипажа, освоил новый вертолет Ми-8, успевал заниматься и вертолетным спортом. Вскоре пришел и первый успех: серебряный призер первенства ГСВГ! Получил звание мастера вертолетного спорта. Но - новый поворот в судьбе, и после благоустроенной Германии он вновь на Дальнем Востоке: город Белогорск Амурской области, 178-я отдельная вертолетная эскадрилья... Но и это, как оказалось, еще был не предел. Очередной приказ забросил его еще дальше - на Курильские острова, на аэродром с весьма символическим названием - Буревестник. Попав туда, Казимир Евгеньевич оценил ситуацию по-философски: восточнее уже не бывает, и то хорошо. Иногда, правда, все же щемило сердце. Это когда подходил к висящей на стене огромной карте Советского Союза. От Курил до родных мест, как шутили дальневосточники, было "семь монтировок по карте".

Летать в 213-й отдельной смешанной вертолетной эскадрилье командиру отряда Казимиру Блину приходилось на самые трудные задания. Хотя, по правде, простых там не было. Погода, что настроение у Бабы Яги, менялась по несколько раз на дню. Взлетели - солнце, а через пять минут - сплошной туман. Не знаешь, где летишь, ориентируешься только по приборам, а под тобою - море. С трудом заставляешь себя верить показаниям приборов, которые, как назойливо кажется, врут. Ощущение, что вертолет летит с большим креном то на правый, то на левый бок. Но "потеряешь" горизонт - и все, к рыбам в гости, в царство Нептуна. Иллюзии... И заблудиться-то было нельзя - рядом, за углом, Япония. Однажды, во время перелета с острова Кунашир на Итуруп, неожиданно "онемели" оба двигателя вертолета Ми-8. По инструкции - надо бы выбрать площадку и пытаться садиться на режиме самовращения винта. Но это если внизу суша, здесь же - студеная вода. Вертолет неумолимо "сыплется" вниз, а повторный запуск остановившихся двигателей, по той же инструкции, категорически запрещен. Но они тогда совершили невероятное. Запустили! Успели запустить оба (!) двигателя, чем отказали себе в первом и наверняка последнем зимнем купании в открытом море. Моржеванием в экипаже, увы, никто не баловался. После посадки на своем аэродроме, сбежавшиеся к их вертолету однополчане только восхищенно цокали языками: "Ну, вы, Блин, даете..." Начальство оценило мастерство Казимира Блина еще выше - орденом Красной Звезды.

Закалка Курилами - это закалка на всю жизнь. Здесь Казимиру Евгеньевичу со товарищи пришлось вдоволь и "повоевать": бомбили, "долбили" НАРами, "сеяли" мины с помощью вертолетного раскладчика... Местные "дикорастущие" точки ПВО как манны небесной ждали очередной прилет вертушек с Буревестника. Грузы и вооружение для них возили зачастую на внешней подвеске, на тросах. Неожиданные шквалистые порывы ветра делали такие полеты похожими на ходьбу по канату над пропастью. Везло. Курилы для Казимира Блина - это еще и память, память о спасенной человеческой жизни и о своем крестнике.

...В тот день экипажу Блина во что бы то ни стало нужно было снять с острова и срочно доставить в больницу роженицу. Женщина была в тяжелом состоянии, торопились. И вдруг во время полета вертолет резко рвануло вправо. Отказал двигатель! Казимир Евгеньевич мгновенно отклонением ручки управления и педалей парировал крен и разворот, уменьшил шаг винта. Второй двигатель вывел на взлетный режим. Так лететь можно было всего 6 минут. Внизу - море... Надо дотянуть до ближайшего острова, надо... Дальше все было, как в песне: "Набрал высоту, оглянулся в отсек, борттехник кивнул: все в порядке. Лети, вертолетчик, живи, человек, счастливой, ребята, посадки. Беснуются лопасти над головой, дрожит рукоять управления, заходишь от солнца и то, что живой, сверяешь с наземной тенью". Долетели. Сели. Спасли...

В январе 1982 года Казимир Блин вернулся на родину. В 248-ю эскадрилью в Липках. И вот уже ровно 20 лет бороздит белорусское небо. В 1986 году ощутил он жуткое дыхание Чернобыля. Это в сердце навсегда. Май - июнь того страшного года, аэродром у Гончаровского, что на Черниговщине. 48 полетов над реактором на радиационную разведку, фото- и киносъемку. Глотнул полынной горечи радиации... Об этом тогда не сообщалось, но во время выполнения спецзадания в 1986 году был потерян военный вертолет Ми-8. Он упал на третий, неповрежденный энергоблок, задев его, по счастью, только хвостовой балкой. Погибли вертолетчики: капитан В.Воробьев, старшие лейтенанты А.Югнинд и Л.Христич, прапорщик Н.Ганжук.

В 1993 году пришлось Казимиру Блину участвовать в спасении горе-рыбаков со льдины в Минском море. Особо тогда отличившийся майор Геннадий Козлов получил медаль "За спасение утопающих". И вот уж горькая судьбинушка - сам Геннадий утонул, утонул позже, уже будучи на пенсии.

В феврале 1997 года Казимир Евгеньевич стал командиром большого (5 вертолетных отрядов - более 400 человек личного состава) и беспокойного хозяйства - 248-й отдельной вертолетной эскадрильи особого назначения.

Особая служба Казимира Блина имела и свои, присущие только ей особенности: выход на связь в рабочее время через каждые 15 минут, в нерабочее - через 40 минут. И это круглосуточно. И в таком режиме с 1995 года. И, кстати, без мобильного телефона. Представляете, каково, а? На их аэродроме круглосуточно дежурят в двадцатиминутной готовности два вертолета: один поисково-спасательный, другой - на случай чрезвычайных ситуаций в интересах МВД. Еще два вертолета в часовой готовности. Случаи бывают самые разные.

В 1998 году в Горках возникли волнения в местной колонии строгого режима. Казимир Блин вылетел на место с оперативной группой на борту и в кромешной тьме посадил вертолет в чистом поле на необорудованную площадку. Поднимался по тревоге и на поиски беглеца с оружием, и на пожары... Ну а VIP-персон перевез столько, что и вспомнить всех затруднительно: министры, премьер-министры, президенты, военачальники...

Мне судьба тоже подарила счастливую возможность полетать с Казимиром Евгеньевичем. Это был не полет, а настоящее, как говорится, "чкаловское чаепитие". Если бы в блюдце налить до самых краев чаю, то от взлета и до посадки не расплескалось бы ни капли. Вот это - класс!

...За свою 32-летнюю летную карьеру Казимир Блин неоднократно награждался и поощрялся. И все же Казимир Евгеньевич всегда с особой теплотой вспоминает награду, полученную из рук Президента Александра Лукашенко, - наручные часы с дарственной надписью...

На снимках: Казимир Блин (в центре) и его винтокрылая машина.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter