Оксана Волкова и «Vivat-quartet» открывают для белорусов вокальную музыку Леона Гурвича

28 апреля артисты приглашают минчан и гостей столицы в Большой театр. Здесь, в неповторимой атмосфере Камерного зала имени Александровской, прозвучит их новая концертная программа «На струнах весны», включающая в себя, в том числе, произведения Леона Гурвича.

Леон и Оксана – друзья детства, и многие свои произведения композитор посвящает певице.

- Оксана – гордость Беларуси! – сказал он мне при нашей встрече пять лет назад, когда он приезжал с концертом по приглашению Государственного камерного оркестра Республики Беларусь.

Помимо прочего, он восхищался Оксаной потому, что она, несмотря на обилие самых лестных приглашений, осталась жить и работать на родине и здесь реализует все свои идеи как блистательная оперная певица, яркий и современный оперный режиссер, тончайший мастер камерного пения.

- Романсы – это обязательно, это очень важно, - призналась она мне в интервью несколько лет назад.

Сам же Леон Гурвич уехал из страны в те странные и уже далекие годы, когда наших лучших музыкантов – не только молодых – как будто специально выпихивали за границу. Когда польский импресарио Славомир Совуля хозяйничал в Большом театре, как у себя дома, и увозил людей пачками. Когда половина оркестра того же Большого театра вдруг ни с того ни с сего уехала в Бразилию. Многие– в том числе, Гурвич, - признаются, что на них оказывалось давление, но пока не готовы обнародовать подробности.

- Когда я пришел в Государственный академический симфонический оркестр, там творилось бог знает что! - вспоминает дирижер, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Александр Анисимов. - Сам оркестр был как осиный улей – в страшном, странном каком-то состоянии. Все говорили: «Не соглашайтесь, маэстро! Вас там сожрут с потрохами!»


И лишь энергичные меры государства и отдельных творческих людей – настоящих лидеров и настоящих государственников – помогли в достаточно короткие сроки нормализовать ситуацию и создать комфортные и творчески стимулирующие условия для работы музыкантов в стране.

А Гурвич, эмигрировав, полгода жил в порту Гамбурга на корабле с беженцами, куда даже полиция боялась заходить, и лишь с огромным трудом вырвался оттуда в обычный мир. Но ни на минуту не забывает о том, что он чужак, иммигрант. Немецкое общество, по его словам, таково, что не дает об этом забыть.

При этом он сохраняет огромную благодарность к своему родному минскому двору (он из коренной минской семьи, откуда вышел и прославленный московский театральный режиссер Леонид Хейфец), к Республиканскому музыкальному лицею (нынче Музыкальная гимназия-колледж при Белорусской академии музыки), к Академии музыки и к своему ныне покойному профессору Борису Ничкову, у которого он постигал трудное искусство игры на гобое.

- Я благодарен тому времени, потому что я застал очень хороших педагогов, которые заложили в нас особую ДНК, дали нам пилюлю, которую дети ни в одном другом учебном заведении не могли бы получить, - говорит Леон Гурвич о своей учебе в Республиканском музыкальном лицее. – Это отношение к музыке не как к бизнес-проекту: «Сколько я сейчас получу денег за то, что я сыграю», - а как к самому святому и важному в жизни, ради чего стоит грызть зубами, учиться, играть, познавать, а не смотреть на то, что это в наше время дает.

Он объяснил мне, почему в Европе и Америке к нашим талантливым детям относятся как к восьмому чуду света, и, просматривая те свои записи, я поняла, почему сейчас на Западе с таким ожесточением давят и душат все то, что относится к русской, к белорусской культуре. Потому что у них такого нет. Потому что у них по определению такого быть не может. Потому что это требует совсем иного отношения к себе, к миру, к культуре, к своему месту в жизни. Совсем иного духа и души.

Но, конечно, чему-то важному на Западе Гурвич научился:

- В Германии настоящий плавильный котел, туда съезжаются музыканты со всего мира, и можно услышать любую музыку, абсолютно любую.

Впрочем, именно Германия помогла ему понять вроде бы как простую и самоочевидную мысль, но в наши дни музыканты идут к ней годами:

- Чтобы композитору иметь своё лицо, ему всё-таки нужно обращаться к своим корням.

Сам Гурвич смешивает бесконечно разные ингредиенты для своих музыкальных яств: русский, белорусский, еврейский фольклор (или то, что на расстоянии кажется фольклором), киномузыку, джаз (это отдельная и очень успешная для него область искусства), латиноамериканские танцевальные ритмы и строгие формы современной и старинной академической музыки. Но разве не так же поступал Бетховен, смешивая в одном музыкальном котле фугу и уличную песенку?

О тех белорусских композиторах, которые изо всех сил рвутся быть «современными», Леон отзывается саркастично:

- Они смотрят на Запад, минимализмом увлекаются: Филип Гласс, Джон Кейдж, Стив Райх, но это всё звучит как копия. А копия всегда хуже оригинала.

Сам он – дирижируя, сочиняя, играя на рояле, - неотрывно думает о Беларуси. Через 15 лет отсутствия его пригласили с джазовой программой, потом, спустя несколько лет – с необарочной. Вместе с Государственным камерным оркестром Республики Беларусь он исполнил «Прощальную симфонию» Гайдна, пьесы Шнитке, Шостаковича и свои собственные, в том числе «Con anima» («С душой»), написанную специально для Беларуси, для этого оркестра.


И вот сейчас настала пора прозвучать его вокальным произведениям. 28 апреля Оксана Волкова под сводами Камерного зала имени Александровской исполнит написанную Гурвичем «Ave Maria» и несколько его романсов, в том числе «Никого не будет в доме» на стихи Бориса Пастернака.

По признанию Гурвича, этот романс был написан им в ответ на известие о смерти всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского.

- На музыку меня вдохновили гениальные строки Бориса Пастернака, – рассказал композитор в одном из своих недавних интервью. – И я посвятил это произведение большому артисту, огромному таланту и выдающейся личности – Дмитрию Хворостовскому. Может быть, он услышит с небес эту песню… а мы всегда будем помнить о нем… Очень тронут, что Оксана Волкова, мой близкий друг и невероятно талантливая певица, которая хорошо знала и работала с Дмитрием, исполнит этот романс…

Кроме того, «Vivat-quartet» в составе лауреатов международных конкурсов Анита Малюгина (скрипка), Ирина Маслова (скрипка), Владимир Куприянов (альт), Александр Иванов (виолончель) исполнят несколько музыкальных тем из турецкой киноленты «Земля Ноя», музыку к которой также написал Гурвич.

В дополнение к этому, прозвучит музыка Пьяццоллы, Вивальди, Моцарта, Чайковского, Альбениса, Бизе, Гарделя и других композиторов.

- Не нужно никогда недооценивать публику! Нужно всегда ее развивать и давать ей шанс что-то ей новое… чем-то удивлять, но в хорошем смысле, - сказал мне Леон Гурвич.

Думаю, этот концерт как раз и приоткроет для нас этот хороший и глубокий смысл

juliaandr@gmail.com

Фото из личных архивов героев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter