Объявлены победители первого республиканского конкурса «Триеннале молодых художников»

С 15 марта по 10 мая на адрес Национального исторического музея поступило свыше 200 заявок от художников в возрасте до 31 года в двух группах и девяти номинациях. Два месяца напряженного труда отборочной комиссии, затем грандиозная выставка, на которой было представлено около 140 работ, - и, наконец, итоговое решение жюри, о котором еще долго будут говорить и спорить.






- Хотелось бы и вправду поздравить этих молодых людей за их талант, за удивление, за возможность порадовать нас такими небывалыми чувствами, - сказал, открывая выставку, заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства БГАИ Владимир Зинкевич. -  Потому что истинные эмоции сейчас на выставках очень большая редкость. Мы живем в интернет-пространстве и видим слишком много однообразия. А сегодняшняя выставка поразила своим тонким чувственным изыском. У меня как члена жюри разбежались глаза, потому что выбор невероятный. 

Другие члены жюри высказывались не столь оптимистично. 

- Большого впечатления на меня эта выставка не произвела, - с горечью признался заведующий кафедрой рисунка, акварели и скульптуры БНТУ, профессор Николай Киреев. - Дерзости не хватает, смелости не хватает, очень много примеров, которые были уже апробированы другими художниками на других выставках.

И председатель жюри кандидат искусствоведения Ирина Скворцова также публично упрекала молодых за отсутствие творческих дерзаний – событие почти беспрецедентное в наш век «позитива» и неудержимых комплиментов.  

Разочарование взрослых понятно. Но откуда взяться новизне? 

- Феномен современного искусства уходит, - полагает заведующий кафедрой искусств факультета социокультурных коммуникаций БГУ, профессор, доктор философских наук Игорь Духан. - И не вполне понятно, что приходит вместо него, какова вообще ситуация сегодня. 



Отсюда и растерянность, крайним проявлением которой стало, на мой взгляд, присуждение специального диплома жюри гродненчанке Дарье Семчук (творческий псевдоним «Цемра»), которая представила на конкурс логотип Adidas в золоченой раме, снабдив его красноречивым названием «Культурный тренд».

- Этот диплом изначально не планировался, - говорит член жюри, редактор телеканала «Беларусь 3» Наталья Котько. – Но ваша работа вызвала столько разговоров, столько работы души и головы, что не отметить ее было просто невозможно.  Спасибо, что заставили нас анализировать, размышлять, искать что-то в себе…

Еще один симптом растерянности – полное несовпадение мнений публики и мнений жюри. Также и мое собственное мнение не совпало ни с тем, ни с другим. За исключением, быть может, декоративной пластики Виктории Тарасевич «Жизнь пространства», которая удостоилась премии (кстати, немаленькой – 60 базовых величин) в номинации «Декоративно-прикладное искусство», ученические и студенческие работы.

Публика выбрала работы на грани китча – «Взгляд» пятикурсницы Белорусской академии искусств Дарины Довгодилиной и «Свойства времени» преподавателя того же вуза, триумфаторки нескольких «Осенних салонов» в Минске и в Париже Алеси Скоробогатой. «Взгляд» демонстрировался этой весной на выставке «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», но остался без наград. Ныне, среди работ бесцветных в прямом и переносном смысле, он «выстрелил», хотя тоже не блещет яркостью и свежестью колористики.

Жюри в номинации «Живопись» выбрало работу «Про Явление» стипендиата специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, студентки Белорусской академии искусств по специальности  «художник кино» Елены Верстак и черно-белое «Благовещение» опытной конкурсантки Кристины Мельник.




Обе работы крайне далеки от пленэрности, в них нет свежести и непосредственности впечатления.

Среди скульпторов премии удостоилась Александра Рыбалко и единственный победитель-мужчина – Антон Ничипорук за работу «Эрозия». А в номинации «Графика» жюри и вовсе ограничилось одной премией, присудив ее Марии Кошелевой за две линогравюры из серии «Танец». При том, что в этой номинации было заявлено около 30 молодых художников.

Монументалистов же оказалось всего четверо, и премию присудили одну – студентке Анне Плотниковой за картину «Вечный шах». 

Работы молодых художников можно посмотреть во Дворце искусства до 25 августа, а следующий конкурс состоится через три года.

Фото автора и Национального исторического музея
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter