Объявлены победители II Открытого конкурса хоровых композиторов имени В.Теравского

Финальное прослушивание конкурса состоялось в концертном зале «Верхний город». Прозвучали 12 произведений 11 композиторов разных возрастов из Беларуси, России и Украины.

В самой сложной и почетной номинации – «Обработка белорусской народной песни или авторское сочинение на стихи белорусских поэтов для смешанного хора» – победила студентка второго курса Белорусской академии музыки Елена Коробович с обработкой белорусской народной песни «Дробны дожджык».

– Я сознательно выбрала «несовременный» жанр, – говорит Елена Коробович. – Меня привлекает белорусский фольклор, хотелось передать связь с древними языческими обрядами.

В июне нынешнего года «Дробны дожджык» прозвучал в Санкт-Петербурге под сводами эстонской церкви «Яани Кирик». Это была единственная нероссийская вещь в рамках большого проекта «Музыка, написанная сегодня». Должна признаться, что в исполнении камерного хора «Петербургская серенада» она меня впечатлила гораздо меньше, чем сейчас, когда на сцену «Верхнего города» вышел заслуженный коллектив Республики Беларусь музыкальная капелла «Sonorus» (хормейстер Ольга Петрова). В их исполнении песня обрела душу, в ней появился простор, задышал ветер и дождь.

В номинации «Обработка белорусской народной песни или авторское сочинение на стихи белорусских поэтов для женского хора» победила пятикурсница Белорусской академии музыки Ирина Кулагина с обработкой белорусской народной песни «А ў лесе, лесе».

Ирина Кулагина – опытный конкурсный боец. Еще в 2016 году она заняла второе место на XXV Международном конкурсе молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского в Самаре в номинации «композиция», а в 2018 году – третье место в категории «Произведения фольклорного направления» на XI Всероссийском Открытом конкурсе композиторов «Хоровая лаборатория XXI век. Музыка для детей и юношества» (Санкт-Петербург) за обработку белорусской народной песни «Вол бушуе».

И, наконец, в номинации «Обработка белорусской народной песни или авторское сочинение на стихи белорусских поэтов для детского хора» победила известный белорусский композитор Лариса Симакович. Ее замечательная хоровая пьеса «Вясна-красна» хоть и не обработка народной песни, но явно написана на народном материале. Нужно было видеть, с каким увлечением и радостью пела детвора из учебного хора «Клавиши» ДМШИ № 13 (художественный руководитель Алёна Грязнова, концертмейстер Анна Мкртчан), и как восторженно аплодировали взрослые.

Спасибо энтузиастам из Минского государственного колледжа искусств (директор Юрий Лейко) и Белорусского союза композиторов, которые смогли «на голом энтузиазме» провести уже второй по счету конкурс хоровых композиторов. Первый состоялся в 2017 году и был гораздо скромнее по масштабам.

– В прошлый раз композиторы сосредоточили свое внимание на сочинениях для женского состава, – говорит автор этого проекта и глава оргкомитета, председатель цикловой комиссии «Дирижирование академическим хором» Минского государственного колледжа искусств Вячеслав Ларин. – Сейчас мы услышали произведения и для детских, и для женских, и для смешанных хоров. Очень хочется верить, что эти сочинения обрели жизнь в хоровом пространстве, в репертуаре хоровых коллективов. Общение с руководителями хоров, которые представляли нам сегодня эти сочинения, лишь укрепило меня в этом убеждении.

В концерте-презентации участвовало шесть хоровых коллективов. Два детских хора: уже упомянутые «Клавиши» и Образцовый камерный хор «Мы – дирижеры» ДМШИ № 4 (художественный руководитель Елена Барабицкая, концертмейстер Ирина Потапович). Сочинения для женского состава представлял Молодежный хор «BREVIS» Минского государственного колледжа искусств (художественный руководитель Вячеслав Ларин) и Женский хор Белорусской государственной академии музыки (художественный руководитель Инесса Бодяко, хормейстер Анна Арлукевич, концертмейстер Виктория Слайковская). А в самой сложной, «смешанной» номинации, помимо прославленной капеллы «Sonorus», выступила Народная хоровая капелла Белорусского национального технического университета (художественный руководитель Елена Климова), которая по мастерству даст фору многим профессионалам.

А вот для сочинения хоровой музыки профессионализм, как оказалось, необходим. Несмотря на то, что конкурс был открыт для всех желающих без профессиональных и возрастных ограничений, ни один любитель не пробился в финал.

– Сегодняшний концерт подтверждает, что композиторскому письму нужно учиться, и случайных людей среди победителей сегодня не будет, – сказала председатель жюри, глава Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич.

Корпоративная солидарность тут ни при чем. Все сочинения были представлены анонимно в виде распечатанных нот, так что жюри вплоть до заключительного концерта не знало, кто скрывается под девизами. В результате юные студентки сокрушительно побеждали лауреатов государственных премий, но любители так и остались аутсайдерами.

Еще один важный вывод по итогам конкурса – наши композиторы замечательно научились работать с фольклором. С авторскими произведениями для хора у нас пока сложнее.

И еще любопытно, что сочинение музыки, особенно хоровой, все больше становится женской профессией. Белорусские женщины все свободнее чувствуют себя в самых разных видах художественного творчества. С нетерпением жду от них монументальных оперных полотен и хоровых симфоний. В Большом театре уже идет опера «Доктор Айболит» Марины Морозовой, а в Музыкальном театре – балет Екатерины Шиманович «Джеймс и Персик-великан». Пора от детской музыки переходить к взрослой, а лучше – к музыке, которая понятна и взрослым, и детям.

По итогам II Открытого конкурса хоровых композиторов имени В.Теравского будет издан нотный сборник, и это еще один приятный момент. Ноты лучших хоровых сочинений современной Беларуси будут доступны в городах и поселках, в школах и библиотеках. Их можно будет исполнять, по ним можно будет учиться.

Осталось распространить этот опыт на другие жанры композиторской музыки. Сколько пользы, к примеру, мог бы принести конкурс фортепианных композиторов имени Алексея Клумова, или композиторов-песенников имени Исаака Любана, или композиторов-симфонистов имени Николая Аладова, и так далее! Дело за малым – организовать и провести.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter