Премьера «Записки юного врача» в Белорусском государственном театре кукол – спектакль, о котором говорят

О вреде самолечения

На премьеру «Записки юного врача» режиссера Евгения Корняга в Белорусский государственный театр кукол пошел по шерсть, а вернулся стриженым. Слишком велико было предубеждение и против режиссера, с которым категорически не совпадаю чисто эстетически, и против материала. Подняв чарку шнапса за здоровье Михаила Афанасьевича Булгакова 15 мая в честь его 130-летия, про себя решил, что доктор Поляков из «Записок юного врача» для меня — отрезанный ломоть. Как и сладкая парочка Мастера и Маргариты из одноименного романа или терзающийся писатель Максудов из «Театрального романа», как цитируемый сегодня к месту и не к месту профессор Преображенский из «Собачьего сердца». Булгакова все-таки надо прочитать в 14 лет, а потом обратиться к другим авторам. Как нет ни одной удачной экранизации «Мастера и Маргариты», так и удачные спектакли по Булгакову крайне редки. 

Фото Белорусского государственного театра кукол.

Как персонаж ярко окрашенный, доктор Поляков по-своему привлекателен. Из-за острой фабулы и набора более чем пикантных ситуаций цикл ранних рассказов «Записки юного врача» и рассказ «Морфий» режиссеры ставить любят. Однако даже фильм «Морфий» Алексея Балабанова нельзя отнести к его удачам, находим среди вороха упреков даже такой: «Живописно расчеловеченная лунатичная Россия хорошо идет на рынке». (Звучащий в спектакле Корняга Александр Вертинский выглядит как реверанс в сторону фильма Балабанова.) 

Однако наш спектакль в театре кукол ошеломил и заставил поежиться в кресле — почувствовал себя пылинкой. Озорной и мускулистой прозе Булгакова режиссер нашел достойный эквивалент. Лучшего подарка в год 130-летия писателя и представить себе трудно. В нашем премьерном спектакле если и есть элементы расчеловечивания, то поданы они деликатно, без смакования, а, напротив, даже с осуждением.

Доктор Поляков в эмоциональном исполнении молодого артиста Дмитрия Чуйкова — свой в доску «парень из нашего двора», совестливый, чуткий, способный к эмпатии. Нет ничего удивительного, что одна из провинциальных медсестер с чувственным порочным ртом в исполнении замечательной актрисы Натальи Кот-Кузьма пытается с ходу завладеть вниманием молоденького врача. Внутреннее «я» Полякова, голос его совести и сомнений (Екатерина Трофимук) решена как персонаж из картин «Кабаре» Боба Фосса или «Гибель богов» Лукино Висконти. Уездная Лайза Миннелли, провинциальная Шарлотта Рэмплинг. 

Конечно, на спектакле лежит некоторая тень предыдущей постановки в этом театре — «Интервью с ведьмами»: и там, и в премьерных «Записках…» три актрисы (Анна Господарик, Наталья Кот-Кузьма и Светлана Тимохина) так же купаются в предложенном рисунке. Но Дмитрий Чуйков и примкнувший к труппе Алексей Сенчило вносят в этот психоделический матриархат здоровую долю твердости и патриотизма. Чего стоит только один так лихо придуманный и виртуозно сделанный эпизод с волками! А как вдохновенно артисты работают с разнообразными куклами — и ростовыми, и механическими, как неузнаваемо меняют голоса — это надо слышать и видеть! Те зрители, кого визуальная поэзия премьеры не захватит, вполне могут отнести спектакль Корняга по ведомству нравоучительных историй о вреде самолечения наподобие очередного выпуска программы «Здоровье» с неувядающей Еленой Малышевой. 
Художником‑постановщиком премьеры «Записки юного врача» стала лауреат Национальной театральной премии, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Нерсисян.
Добрый зритель в девятом ряду. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter