Зачем детям дают странные имена?

О имена, о нравы!

Сегодня причиной дискуссии в нашем «Спор-клубе» стал случай, произошедший в Пензе. Там молодой маркетолог назвал своего новорожденного сына… Маркетинг! Именно так: на свет появился Маркетинг Дмитриевич Банчуков. Незадачливый папаша объяснил свое решение тем, что в отличие от американского бизнесмена Котлера, которого называют отцом современного маркетинга, возжелал стать родителем Маркетинга в буквальном смысле.



Эта история вызвала волну возмущения у части публики, обвинившей Банчукова-старшего в безответственном отношении к будущему своего ребенка, которому предстоит жить со столь неблагозвучным именем. Другая часть общественности не увидела в происшедшем ничего предосудительного, напоминая об известной поговорке: называйте хоть горшком, только в печь не ставьте. Столь же полярные позиции оказались и у наших спорщиков, каждый из которых попытался аргументировать свое мнение. Кто в итоге оказался убедительнее, решил неподкупный арбитр этого словесного поединка.

Превед, Медвед

Новость из Пензы меня, Роман, не особо удивила. Ну решил папаша хайпануть, с кем не бывает? Вообще, с причинами, по которым мамы с папами выбирают своим детям необычные имена, все давно ясно. Как правило, основная — желание выделиться. Родители новорожденного убеждены: их ребенок будет самым необыкновенным, следовательно, и называться должен соответственно. В случае с мальчиком Маркетингом и его папашей проглядывается другая причина: желание нажиться на информационном поводе. Может, на какое телешоу позовут. Или кто-то из известных экономистов согласится, пусть и шутки ради, стать крестным отцом Маркетинга. Это даже не смешно. А для тех, кто по вечерам смотрит по ТВ ток-шоу «Пусть говорят», новость ничем особым не выделяющаяся.


— Меня зовут Лиза.

— Вы в этом не виноваты.

(Диалог героев Орнеллы Мути и Адриано Челентано из фильма «Укрощение строптивого»).

Ты, не исключено, скажешь, что своим решением папаша может испортить жизнь юному Маркетингу? Да помилуйте, сударь! В наше-то время! Возбудятся разве что чересчур впечатлительные родственники. В детском саду мальчика будут называть Марком, в школе — тоже. Или прозвище от одноклассников получит — Маркет, например. И все. А по достижении 14 лет благополучно сменит имя на менее экзотичное.

Может, помнишь, Роман, историю про российского мальчика по имени БОЧ рВФ 260602? (Биологический объект человек рода Ворониных — Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года)? Так вот, плохо то, что он долгое время жил без свидетельства о рождении. Но есть и хорошее: я покопался в интернете и выяснил, что в 14 лет подросток сменил имя, назвав себя Игорем, и в его жизни все стало на свои места. Интересно, кстати, что спустя годы скажет Игорь Вячеславович папаше и мамаше по поводу их упертости в отстаивании нестандартного имени?

Не испытывает (пока) проблем и юный Люцифер Меньшиков, родившийся в 2014-м у пары неформалов из Перми. Семейка, кстати, еще та. По внешнему виду молодые родители оказались типичными сатанистами. Спустя некоторое время у малыша появился брат Вольдемар. В 2017-м папа мальчиков на некоторое время ушел жить к любовнице. После воссоединения пары мамочка вроде завязала с частым употреблением алкоголя. Впрочем, сменить имя сына поклонники темных сил не спешат. Женщина зарабатывает на оплату счетов, развивая в одной из соцсетей паблик «Мама Люцифера (Mother of Lucifer)». Предлагает за деньги проводить обряды: расклад на ситуацию, чистку восковыми отливами, гадание на картах Таро. «Я единственный добытчик в семье из четырех человек», — пишет она. Юный Люцифер в миру пока просто Люцик.

По моему мнению, Роман, с экзотичными родителями не так все плохо, как полагают иные поборники традиционных устоев и высокой морали. Забавные новости лишь отражают реалии жизни. Эгоисты и люди, скажем так, с чересчур оригинальным мышлением существовали и будут существовать всегда. Не зря ведь говорят, что каждый сходит с ума по-своему. Терпимее нужно быть к окружающим. Можно, конечно, осудить. Но надо помнить и о том, что чрезмерно оригинальных личностей всегда ограничат специально обученные люди. Возьмем те же имена. В прошлом году в Беларуси появились девочки с именами Айсель, Веселина, Златославия, Миледи, Вирсавия, Сена, мальчики Марс, Мейлис, Леонардо… Да уж, молодые родители нынче с богатой фантазией. А вот Маркетинга, Люцифера и прочих БОЧ рВФ 260602 в белорусских загсах вряд ли зарегистрируют. Ибо нравственные устои надежно оберегает Кодекс о браке и семье, один из пунктов которого гласит: «Орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям». Убежден: на страже морали и традиций у нас стоят опытные, проверенные и неподкупные люди — никакой Маркетинг не проскочит. Не то что Люцифер.

nesterov@sb.by

Александр НЕСТЕРОВ

Ярмарка тщеславия

Меня пугает твое благодушие, Александр. Всего двумя словами ты легковесно обозначил свою позицию: ничего страшного. Мол, ребенок перетерпит насмешки ровесников, а потом благополучно сменит странное имя. Родитель-самодур потешит тщеславие, немного покатается на гребне информационной волны, а затем успокоится. И все живы-здоровы, не о чем беспокоиться. А мне вот страшно как раз от отсутствия беспокойства у тебя и тебе подобных. Это ведь история не столько о нелепом имени, сколько о родительском эгоизме. О явлении, которое набрало обороты в последние 20—30 лет. Заметь, сколь ни прекрасно показала себя во время войны дивизионная пушка образца 1942 года, никому из недавних фронтовиков не приходило в голову назвать свою дочь ЗИС-3 в честь этого самого массового артиллерийского орудия. И мальчиков с именем славного танка Т-34 не появилось. Потому что те поколения людей все-таки думали о будущем своих детей, вот и выходили спокойно в жизнь обычные Саши, Пети и Жени. Да, родители тех времен тоже желали гордиться своими потомками, но им не приходило в голову делать из ребенка предмет собственного бахвальства.

«Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи» (Дейл Карнеги, писатель).

То, что ты считаешь безобидным баловством или легкой простительной придурью, для меня — еще одна яркая примета пересмотра ценностей, идущего тихой сапой. Потребительство начинает побеждать даже в тех сферах, которые еще недавно казались неприкосновенными. Казалось, что это аксиома — дети священны, их нельзя как-либо использовать, тем более для удовлетворения личных родительских амбиций. Однако взгляни на мир теперь. Сплошь и рядом папы и мамы тешат самолюбие, делая из ребенка всего лишь статусную вещь. Вроде дорогой машины, чтобы соседи задохнулись от зависти. По-моему, уже можно ставить знак равенства между фразами: «а у моей машины 250 лошадиных сил под капотом!» и «а наша-то девочка уже третий язык учит!». Обе произносятся с интонацией напыщенного превосходства. Папаша из Пензы гордо добавит в этот разговор, что его сыночка вообще кличут Маркетингом. Ну и где здесь об интересах ребенка? Детей пихают в модельные студии и на музыкальные конкурсы, хотя им охота заниматься совсем другими, свойственными возрасту делами. Но если девочка вместо надоевшей зубрежки займется куклами, а мальчик — дворовым футболом вместо опостылевшей скрипки, то чем тогда станут гордиться родители? Вот и приносятся в жертву взрослому бахвальству детские желания, а то и будущие взаимоотношения со сверстниками. Как в случае с дурацкими именами. Папа Дима и на йоту не представляет, как будет уживаться с одноклассниками его несчастный Маркетинг. По этому поводу кто-то мудро заметил: «Родители, которые дают своим детям смешные имена, должны также давать им уроки бокса». Но разве задумался над этим маркетолог, озабоченный лишь самопиаром?

Белорусский психотерапевт Андрей Метельский в одном из интервью очень точно объяснил глубинную причину этого морального перекоса, рассказав о родительском эгоизме: «Родители не любят ребенка, родители любят себя в ребенке…» Точно так же мы любим себя в какой-то машине, навешивая на нее спойлеры, делая тюнинг и хвастаясь перед друзьями: «Смотри, какая у меня крутая тачка!» Точно так же мы любим супруга или супругу — не этого отдельного человека, а себя в нем: «Смотрите, какая длинноногая блондинка со мной ходит. Это не она такая классная, а я крутой, потому что она выбрала меня».

 Точно по той же схеме строятся и современные отношения родителей с детьми. Когда я был ребенком, у взрослых присутствовали другие мотивы: они больше думали о том, чтобы их отпрыску не пришлось испытывать нужду. Все наше воспитание было ориентировано на то, чтобы мы усвоили базовые моральные принципы, не ошиблись с выбором профессии и не пошли по скользкой дорожке. Родительское тщеславие если и имело место, то где-то очень глубоко, на пятом плане. Пожалуй, пора возвращаться к сильно забытым старым подходам.

rud@sb.by

Роман РУДЬ

Брейк!

Пришлось мне в молодые годы уделить внимание антропонимике, а говоря проще — науке о человеческих именах. Мода на имена накатывает волнообразно, но если Александрами как нарекали много веков назад, так и еще столько же будут нарекать, то мы с Романом (которому я все же отдаю победу, ибо диагноз современному обществу он выставил верно) со своими, казалось бы, привычными именами молодежью уже воспринимаемся как редкие экзоты. Впрочем, это, так сказать, естественная прибыль и убыль. Куда хуже родительский креатив в самом порой идиотическом ключе — и включается он, так уж исторически сложилось, в годы, когда необратимо рушится общественный и бытовой уклад, а мир сотрясают разнообразные пакости, нормальному человеку отвратительные. Именно в эти минуты роковые что-то щелкает в не шибко умных головах, требуя выдумывать детям имена согласно новой идеологии: если помните, лет эдак шесть назад в Украине было дико популярно имечко Майданелла, даром что звучит как возбудитель дурной болезни. В 1990-е дочерей называли Изаурами, а сыновей Мейсонами: на руинах погибшего ­СССР родители пытались выстроить новую реальность, непременно с «импортным» колоритом. Ну а советское имятворчество — популярная тема научных исследований, одна Дрепанальда чего стоит! Расшифровывается, кстати, вполне невинно: «дрейф папанинцев на льдине». А если вспомнить несчастных детей 1920–1930-х, то там были и Электрификация, и Трактор, и даже Канализация. Канализация Ивановна — это звучит! Ну а Полиграф Полиграфович Шариков — и вообще наше все, вот только стоит ли ему подражать?

Ирина ­ОВСЕПЬЯН.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter