Будет ли у поколения наших внуков классическая славянская «бАбушка»

Никакая я не бабушка!

— Когда ты станешь бабушкой? — интересуется сын.

— Не скоро! — бодрюсь.

— Эх, — вздыхает.

— А ты что, хочешь, чтоб я бабушкой быстрей стала?

— Да! Бабушки все время дома и вкусно готовят...

pixabay.com

Смеюсь и понимаю суть его запроса, но говорить правду не стану, правду о том, как я не останусь на весь день дома, не свяжу шарфик и не стану часами стоять у плиты, осуществляя задуманный завтрак с оладушками, обед с борщиком и пирожками да ужин из классических позиций: котлетка, воздушное пюре и компот. Будет ли у поколения наших внуков классическая славянская «бАбушка»? Задумалась...

Бабушки в нашем микрорайоне-новостройке появились не сразу. Сначала молодые семьи пробовали жить «своим умом», но, отчаявшись все успеть, а работа у людей была с восьми до пяти и час в каждую сторону на общественном транспорте, а потом в магазин и домой готовить ужин, поколение наших родителей сдалось и начало перевозить к себе бабушек. Они не очень-то хотели бросать свои дома, комнаты и бараки, потому что жизнь их послевоенная там проросла, и все эти огромные старые ветвистые яблони, вишни, сливы уже хоть и не плодоносили, как встарь, а были частью судьбы, которая, между прочим, чем тяжелее, тем больше ценишь жизнь. Бабушки поскрипывали: «Что я поеду в этот город у вас на шее сидеть!» Но дети молили поднять на ноги внуков, а у бабуль как? Долг значит долг! Они всю жизнь были заточены на исполнение общественно важных задач, на войне и после, оставшись без мужчин, тянули по трое-пятеро детей, сами огород вспахивали, сами картошку убирали. Проплакали все глаза по не вернувшимся с войны сыновьям и мужьям и желали детям лучшей доли, а внуков просто боготворили. Собрав свой нехитрый скарб, бабули начали переезжать в новостройки. 
Есть в этом своя прелесть: бабушка-горнолыжница, обучающая внука правильно врезаться в снежный наст.
Ситцевое платье, кофта без формы и цвета, платок, узлом завязанный под подбородком, они кашеварили с утра, ходили стоять в огромные очереди за дефицитным товаром и вывязывали невероятной красоты макраме. Помню, в 80-е был популярен такой шарф-шапка, назывался «труба», что полностью отражало суть вещи. Вязать несложно, но у нас, неусидчивых девочек, плохо получалось, и вот я заказала бабушке такое изделие, а она в то время все коврики плела из обрезков тканей, посмотрела в журнал «Бурда моден» и, полистав, согласилась, что вещь интересная. Я ей только и успевала потом свежие выпуски подбрасывать, и если бы не сумеречные цвета ниток, которые удалось добыть в ГУМе, все эти мои свитера и «трубы» могли бы претендовать на дизайнерскую коллекцию осень-зима. Вот какие у нас были бабулечки! А про дранички и супчики из печи я и вовсе молчу. Моя бабушка, кстати, в город не поехала, жила недалеко, в деревне Седча, всегда можно было к ней подскочить на все выходные, высушить в печи тыквенные семечки и, развалившись на диване, смотреть телевизор. А бабушка все время то в огороде, то в сарае, то на кухне и ни разу не сказала: «Чего лежишь целый день! Могла бы и помочь». У нее это как должное было — работать от рассвета до заката, а у меня как должное — отдыхать у бабушки. Правильно-неправильно, но вот так.

Наши мамы и папы считывали манеру поведения и, войдя в соответствующий статус, тоже открыли производство теплоты и уюта. Правда, у них уже прически вместо «хустачак», маникюр и любовь к себе имеется. Но тоже блинчики, тоже хорошо, внучкам у бабушки ничего делать не нужно. По возвращении расслабленные светлые головки получают от меня строгую информацию: «Все! Закончилась лафа, тарелочки за собой убрали, порядок навели!» Сурово говорю, как бабулечка не скажет, вот дети и вздыхают, ждут, когда я присмирею, надену фартук и добрую улыбку.

Мне только кажется чего-то, что я их разочарую. Мы, поколение динамичных спортсменок, комсомолок и просто красавиц, не очень-то склонны к домоводству, скорее, на пенсию у нас другие планы — как то объехать все великие горы и посетить оперы. Но вот попросил меня сынок стать бабулечкой, и я подумала, что люди и на Марс заберутся, и в черные дыры заглянут, разовьют высокие технологии и наделают сверхроботов. А все равно будет хотеться человеку проснуться поутру и услышать, как бабушка ставит на плиту сковородочку, и аккуратно льется тесто, а тоненькие блинчики и с курочкой вкусные, и со сгущенкой. 

Может, это мне просто сейчас кажется, что никакая я не бабушка, а вот появятся внуки...

Т.С.

sulim@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter