Ни товара, ни денег – как мошенники разводят пользователей соцсетей

В социальных сетях можно купить все: мебель, одежду, гаджеты. Странички интернет-магазинов выглядят красочно. Пользователи, видя красивые фото, думают, что товар точно будет им соответствовать. Но по факту заманчивая картинка не гарантирует, что покупка окажется качественной и безопасной. Продавцами часто оказываются мошенники.

Как работает схема? Злоумышленники создают страницы магазина, чаще одежды или техники. Профиль наполняют фотографиями, украденными из настоящих онлайн-каталогов, а товары предлагают по цене в несколько раз ниже рынка или с огромными скидками. Для правдоподобности накручиваются подписчики и публикуются фейковые отзывы. Далее все по классике: покупатель оплачивает частично или полностью товар и не получает его. Любые последующие попытки связаться с продавцом чаще всего приводят к попаданию в бан. Причем один и тот же аккаунт может использоваться несколько раз — просто меняется его название и контент. После такого редактирования «клюет» новая порция жертв.

Начальник отдела уголовного розыска Центрального РУВД Минска Александр Масловский рассказал о нескольких последних случаях мошенничества. По каждому из них следователи возбудили уголовные дела по ст. 209 («Мошенничество») Уголовного кодекса. Так, недавно житель Минска решил купить спортивный костюм в популярной соцсети. Продавец предложил внести стопроцентную предоплату, пообещав выслать товар. Покупатель перевел 240 рублей, а в итоге не получил ни костюма, ни денег. 


На удочку злоумышленников попалась и девушка, которая часто совершала покупки в интернете. На этот раз в Instagram она увидела игровую приставку по низкой цене, которую хотела купить в подарок племяннику. Продавец сообщил, что для заказа следует внести предоплату в размере 50 процентов от стоимости товара. Потерпевшая перевела деньги, однако затем продавец попросил перевести ему на карту еще 150 рублей, объяснив это тем, что так положено, когда товар пересылается по почте. Покупательница внесла деньги, после чего «продавец» перестал выходить на связь. 

Лишился 200 рублей и молодой человек, который заказал в Instagram букет пионов с доставкой. На первый взгляд страничка выбранного интернет-магазина не вызывала опасений — много подписчиков и отзывов от якобы благодарных клиентов, постоянное обновление ленты и обратная связь. Но чтобы получить товар, необходимо было внести стопроцентную предоплату в размере 200 рублей. После перевода средств мошенник перестал выходить на связь.

Еще одна минчанка планировала купить мебель и нашла соответствующее предложение в социальной сети. После небольшой переписки женщина сделала заказ и перевела стопроцентную предоплату в размере 390 рублей на указанную банковскую карту. Продавец пообещал прислать посылку в течение двух-трех дней, но так этого и не сделал. В итоге аккаунт магазина был удален, а потерпевшая обратилась за помощью в правоохранительные органы.

С каждым днем количество подобных случаев растет, как и число потерпевших. Суммы у всех разные, но финал одинаковый: как только клиент переводит деньги, его сразу же блокируют. К слову, через некоторое время аферисты восстанавливают аккаунт, меняют название (могут лишь на один символ) — и интернет-магазин продолжает свою фиктивную работу с яркой страницей в соцсети, обращает внимание Александр Масловский:

— Перед приобретением товара через интернет-магазины рекомендуется найти и почитать отзывы о продавце. Не стоит поддаваться на главную уловку мошенников: значительно заниженную цену на якобы реализуемый товар и полную предоплату за него. Не перечисляйте средства до получения желаемой вещи. Кроме того, требуйте у продавца номер ИП (УНП). Его обязаны иметь все, кто занимается торговлей. Если получаете отказ или фейковый набор цифр (номер легко пробить через любой поисковик) — откажитесь от покупки.

Фото Центрального РУВД Минска

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter