2 августа 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения летчика-испытателя дважды Героя Советского Союза Степана Павловича Супруна

«Незаменим!»

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения летчика–испытателя дважды Героя Советского Союза Степана Павловича Супруна. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся материалы о герое, среди них автобиография, написанная Степаном Павловичем в 1933 году.

Поиск пути

Родился Степан Супрун в 1907 году в селе Речки тогдашнего Сумского уезда Харьковской губернии: мать — домохозяйка, отец — рабочий. В 1910 году в поисках лучшего заработка отец, Павел Михайлович, отправился в Америку, куда позже привез и семью. В 1919 году Павел Супрун стал организатором русской рабочей партии, позже превратившейся в Коммунистическую партию Канады, а его сыновья — Григорий, Степан и Федор — членами коммунистического союза молодежи. Окончив в 1922 году восьмилетнюю школу в Виннипеге, Степан выучился на токаря по металлу.

В 1925 году, получив разрешение через III Коминтерн, Павел Супрун с семьей вернулся на родину. Совсем недолго они прожили на Алтае и в 1926–м переехали в город Сумы.

В биографии Степан Павлович пишет: «В 1929 г. я был призван в Красную Армию в Смоленск в школу младших авиаспециалистов. В 1930 г. 3 февраля пошел учиться на пилота в 84–й тренировочный отряд...» Получив специальность, С.Супрун откомандирован в 94–ю истребительную эскадрилью в Смоленск, затем служил в 91–й истребительной эскадрилье в Бобруйске и в 15–й истребительной эскадрилье в Брянске.

Степан Павлович с отцом и братьями. 1934 г.

Настойчивый и живой

О личностных качествах Степана Павловича свидетельствует характеристика на него, подготовленная к аттестации 18 июля 1931 г.: «Человек сильной воли. Настойчив. Живой до того, что приходится иногда одергивать. Любит летное дело. Будет в будущем неплохой летчик. Аккуратен, исполнителен, правдив. В части следует за ним следить в смысле его бравирований в воздухе... Любит вступать в пререкания, но со здоровыми рассуждениями».

Степан Павлович всегда оставался верен себе и своим принципам, справедлив, честен. И за свою прямоту, кстати, не раз случалось ему получать выговоры. Однако все эти взыскания и выговоры терялись на фоне множества благодарностей и наград, которые летчик–испытатель получил еще до начала войны. Его мастерством восторгались самые известные асы летного дела Советского Союза. «Я — самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!» — говорил легендарный Валерий Чкалов.

В 1933 году после инспекторской проверки С.Супруну предложили стать летчиком–испытателем при Научно–испытательном институте ВВС РККА. О более высокой оценке своего профессионального мастерства он не мог и мечтать. Работал много, все силы посвятил любимому делу. Испытания постоянно усложнялись, некоторые из них проводились впервые в мире.

Стали практически легендарными невообразимые пролеты Супруна во время авиационных парадов в Тушине и в Москве, где зрители наблюдали целые воздушные представления в исполнении летчиков–асов. Одно из показательных выступлений называлось «Инструктор с учеником». Начиналось оно со сложнейших фигур, которые проделывал самолет у самой земли, едва не касаясь ее крылом, затем маневр сменялся на стремительный подъем, и уже на высоте происходили невероятные, головокружительные развороты. В целом летчик имитировал неопытного ученика–пилота, когда самолет резко терял скорость, падал на крыло, будто проваливался, ударяясь колесами о взлетную полосу, и снова взлетал.

С.П.Супрун у самолета.

Полет разрешен

С.Супрун поднимал в воздух большое количество советских самолетов, в том числе И–180, во время первого испытания которого погиб его друг — мастер высшего пилотажа Валерий Чкалов. Тогда Степан Павлович написал письмо наркому К.Ворошилову: «К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И–180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов. На первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов — заводские и я — государственные. ...Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать — все начальство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. По–моему, Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете — за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета...» Полет на И–180 был разрешен.

Свое мастерство, отвагу и изобретательность Степан Павлович подтвердил во время национально–освободительной войны в Китае, где руководил группой истребителей–добровольцев. Летчики прикрывали важнейшие объекты от налетов японской авиации. Количественному превосходству врага он противопоставил высокое летное мастерство, умение использовать огневую мощь и маневренность своих машин. По инициативе С.Супруна на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы, и вскоре это ощутили японские пилоты. 20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях, Степан Павлович Супрун удостоился звания Героя Советского Союза.

Но советский летчик–ас испытывал не только отечественные самолеты. Весной 1940 года в составе советской комиссии по закупке самолетов он побывал на многих авиационных заводах в Германии и даже летал на Ме–109 и Хе–100. Конструктор Эрнст Хейнкель был поражен полетом, описав его в мемуарах так: «Перед первым полетом на Хе–100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда–либо летал, Супрун имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших испытателей. Затем поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления».

В мае 1941 года Степан Павлович приступил к полетам на модернизированном истребителе Як–1М. К моменту нападения Германии на СССР испытания завершить не успели. Но уже на третий день войны Супрун принял уверенное решение: «Необходимо срочно запустить самолет в серию». Впоследствии Як–1 стал одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны.

С.П.Супрун среди летчиков-испытателей.

Летчики–орлы

А за день до того Степан Павлович обратился к наркому обороны с просьбой разрешить формирование добровольческого истребительного авиаполка из летчиков–испытателей. Сформировали шесть полков особого назначения. Подполковник С.Супрун стал командиром 401–го истребительного авиаполка особого назначения и получил приказ перебазироваться в Беларусь. 30 июня 1941 г. он написал первое и последнее фронтовое письмо своим родным: «Дорогие родные! Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков — орлов. Приложу все силы, чтоб показать фашистской сволочи, на что способны советские летчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех. Степа».

...Не успел полк приземлиться на лесной аэродром и заправить машины, как в воздухе появился немецкий разведчик. Степан Павлович быстро сел в Миг–3, взмыл в воздух и практически с ходу сбил неприятеля. Вражеские самолеты ощущали господство в небе и летали на низких высотах. Эту привычку отбили у них летчики 401–го истребительного авиаполка. Одним из первых подполковник С.Супрун доказал: врага, даже превосходящего числом, можно бить на всех высотах и побеждать. Мастер воздушного боя совершенствовал новые приемы его ведения, изучал тактику немецких летчиков. Гитлеровские самолеты обычно летали двумя ярусами. В верхнем — наиболее опытные пилоты, которые управляли боем и прикрывали нижний ярус. Тогда летчики Супруна стали атаковать сразу оба яруса: одни сковывали верхний и вели с ним бой, не давая осуществлять прикрытие, а вторые в этот момент расправлялись с нижней группой.

Сам Степан Павлович атаковал противника и в ночных боях: подлетал незаметно и неожиданно бил с малых дистанций. Нередко он отрывался от своих, что, по мнению некоторых исследователей, и предопределило его судьбу.

Роковой день в судьбе командира полка настал 4 июля 1941 года. Выполнив задание по уничтожению переправы на Березине, он приказал эскадрилье возвращаться на аэродром, а сам, как всегда, остался, чтобы провести разведку. В это время появились шесть «Мессершмиттов». В неравном бою Степан Супрун успел сбить одну вражескую машину, но его также подбили... Обломки самолета и останки летчика обнаружили возле деревни Монастыри Толочинского района. Была найдена и его медаль «Золотая Звезда». 22 июля 1941 года за мужество и героизм Степан Павлович Супрун во второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза, посмертно.

«Незаменим» — такова была характеристика в аттестации летчика–испытателя еще до войны. Имя Степана Супруна навсегда вошло в историю советской авиации, память о герое увековечена в названиях улиц в Сумах, Москве, Борисове, Витебске, Толочине, селе Речки....

Екатерина НОВИЦКАЯ,
научный сотрудник отдела военно–фронтовой истории Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter