Ангеле Меркель не удалось сформировать правящую коалицию

Немцы считают до трех

Два месяца Ангела Меркель практически не появлялась на публике, и, честно говоря, без нее в международной политике было скучно. Все–таки германский тяжеловес определяет мир и лад как в самом Евросоюзе, так и на всем европейском континенте. Скажем, что было бы сейчас на юго–востоке Украины, если бы в Минск не приехала Меркель? Или сколько продержалась бы на плаву Греция со своими долгами, если бы свое веское слово не сказала канцлер ФРГ? И такие вопросы можно задать по любой европейской проблеме. Вот почему новость о том, что Ангеле Меркель не удалось сформировать правящую коалицию, прозвучала набатом не только для немцев, верящих во всемогущество своей Mutti Меркель, но и для всех сторонников единства Европы.


В самом Берлине провал переговоров трех немецких партий уже сравнили с Brexit и феноменом Дональда Трампа. Евросоюзу грозит развал, полагаться не на кого, а тут еще и эта напасть... В стабильной, экономически успешной Германии, локомотиве Европейского союза, и через два месяца после парламентских выборов не ясно, как будут развиваться события дальше. В ночь на 20 ноября лидер либеральной Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер объявил о выходе из переговоров о создании коалиции, объяснив это тем, что лучше не иметь никакого правительства, чем иметь неправильное.

Этому жесткому заявлению предшествовали недели напряженных переговоров между тремя партиями — ХДС/ХСС, зелеными и свободными демократами. Честно говоря, после того как вторая крупнейшая партия, социал–демократическая, отказалась участвовать в правительстве, эта пестрая компания в цветах государственного флага Ямайки была с самого начала неудобным партнером для Меркель. Но все верили в переговорный талант Меркель, славящуюся умением искать компромиссы и сглаживать противоречия.

Увы, не сошлось и не сгладилось. В первый раз Меркель промахнулась на мигрантах, из–за чего получила на выборах рекордно низкие 33% голосов избирателей. Это было равнозначно провалу правящей ХДС/ХСС, но фактически не отобразилось на карьере самой Меркель. Даже со своими тридцатью процентами она была самым сильным политиком с самой авторитетной партией.

Второе поражение — неспособность сформировать коалицию — будет посильнее морального провала в глазах избирателей. Если раньше у федерального канцлера был «контрольный пакет» в бундестаге, то теперь его нет.

Конечно, рано еще хоронить Меркель, оказавшуюся в режиме «исполняющей обязанности канцлера». У нее есть третья попытка.

Создание коалиции не является обязательным условием для избрания канцлера и формирования нового правительства. В соответствии со статьей Основного Закона ФРГ избранным канцлером считается тот, чью кандидатуру поддержало большинство депутатов. Причем даже после двух неудачных голосований объявляется третий тур, по итогам которого избранным считается кандидат, набравший больше всего голосов. Так что фактически Меркель сможет проводить свою политику, имея правительство меньшинства.

Да, при таком раскладе ей придется согласовывать все свои решения с оппозицией. А это уже дополнительные риски, и не только управленческие. Тяжеловесы вроде Меркель были основой политической системы, помогающие сплоченности как самой германской нации, так и объединенной Европы. Именно моральный авторитет таких отцов–основателей ЕС, как Конрад Аденауэр, Гельмут Коль, да и самой Меркель помог стать современному Евросоюзу таким, какой он есть.

И сегодня, когда Британия выходит из его рядов, а некоторые восточноевропейские страны ставят под сомнение будущее европейского проекта, Евросоюзу опять необходимо политическое лидерство и сплоченность. Именно это слово употребил шеф немецкого МИД Зигмар Габриэль во время своего визита в Минск, тем самым показав, что поиск сторонников сильной объединенной Европы будет расширен и углублен. Если хотите, то именно в этом и есть главная задача германской дипломатии — ставить во главу политического угла именно сохранение единства Европы и в соответствии с этим ранжиром по–новому выстраивать отношения. И на Беларусь смотрят с нового, дружелюбного ракурса, видя в нашей стране заинтересованность в сильной Европе.

Думается, что и в отношении немецкого канцлерства именно этот приоритет сыграет решающую роль. Даже если Меркель придется править в одиночку, это позволит ей продемонстрировать ответственность перед избирателями и страной в целом. Показать, что она не боится ответственности в сложное время в отличие от меньших политсил, отказавшихся от коалиции. Кстати, немецкий бизнес уже высказал свое неудовольствие провалом коалиционных переговоров, в котором виноваты свободные демократы.

romanova@sb.by

P.S. Президент ФРГ Франк–Вальтер Штайнмайер проведет переговоры с ХДС/ХСС, зелеными и либералами, которые не смогли договориться о формировании коалиции. Президент намерен также встретиться с лидерами других партий, в том числе СДПГ. В любом случае президент призвал политические партии продолжить переговоры по созданию правительства.

Фото РЕЙТЕР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter