В вопросе защиты от молнии не стоит надеяться на авось — проигрыш может оказаться фатальным

Небеса в огне

Ежегодно в сезон гроз в Беларуси от молний погибает в среднем 2—4 человека, а число пожаров, случившихся по вине этого природного явления, «зашкаливает» за 100. Тем не менее в частном жилом секторе молниеотводы встретишь нечасто. Как изменить ситуацию?

Фото  БЕЛТА

Ремонт в пожарном порядке

Молния ударила в веранду дома № 36 по переулку 2-му Интернациональному в Костюковичах в воскресенье, 23 июня, в 15.00. Пенсионеры Александр Николаевич и Раиса Петровна Герасечкины пережидали грозу в одной из комнат. Предусмотрительно отключили все электроприборы. С улицы в коридор пришла прятаться и напуганная громом собака. Вдруг запахло дымом, из розетки посыпались искры. Хозяева тут же позвонили спасателям. Александр Николаевич бросился отключать газ, Раиса Петровна вместе с прибежавшим сыном, который живет неподалеку, попыталась справиться с огнем. Спасатели потушили огонь, не дав ему разгуляться. Но дом 1956 года постройки пришлось восстанавливать почти полностью. Хорошо хоть остались крыша, окна и стены. Последние были обмазаны глиной, которая, что называется, поплыла, испортила вещи. То, что осталось пригодным к использованию, отнесли на хранение к соседям. Сами погорельцы, пока шел ремонт, перебрались жить к детям. 

— Страховка у нас была только обязательной, добровольную не оформляли, — рассказывает Раиса Петровна. — Как и положено в таких случаях, нам оплатили только половину убытков, причиненных огнем, — 1800 рублей. Конечно, на такие деньги восстановить дом невозможно. Хорошо, что здесь же, в городе, живут наши сын и дочь, взявшие на себя большую часть расходов. Особенно мы благодарны зятю Сергею — много работы он вообще сделал сам. Не оставили в беде горожане, материальную помощь — 150 рублей — выдал Центр социального обслуживания населения. Даже профсоюз учителей (раньше я работала в школе) помог 100 рублями. Помогали знакомые, бывшие ученики. Страшно подумать, что было бы, останься мы со своей бедой наедине. 

На днях Герасечкины завезли в отремонтированные комнаты кровати. Ночуют в родных стенах, но пока в спартанских условиях: бытовая техника не подключена, ремонт продолжается. Кстати, когда-то давно крыша в доме была металлической, позже сверху уложили листы шифера. Хозяева считают, что только благодаря этому шифер не разлетелся, огонь не перекинулся к соседям и не сжег всю улицу. 

— Очень тяжело возвращаться к нормальной жизни, — сетует женщина. — Никому такого не пожелаю. Кстати, у соседа установлена видеокамера, которая записала, что у нас произошло. От обычной молнии отделилась белая, круглая, шаровая, она и ударила в нашу веранду. 

До того рокового дня в доме № 36 по переулку 2-му Интернациональному не было молниезащиты. Теперь наученные горьким опытом хозяева ее установили. Все расходы взяли на себя, опять же, дети. Стоило это дорого, но сколько конкретно, младшее поколение не говорит. 

В этом году молнии 9 раз попадали в строения только на Могилевщине, все в частном секторе. Официальный представитель областного управления МЧС Вадим Врублевский прокомментировал: 

— Причины возгораний бывают разные: молнии «липнут» к воде, их притягивают высокие строения, деревья, металлические крыши. Если крыша дома металлическая, мы рекомендуем ставить молниезащиту. Однако заставить никого не можем, требований таких к частному сектору нет. Так что это необязательно, на усмотрение хозяев.

Грозовой фронт не страшен 

По статистике МЧС, ежегодно в Беларуси именно по вине молнии происходит порядка 120—150 пожаров, говорит начальник отдела исследований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций НИИ ПБ и ЧС МЧС Алексей Скрипко. Хотя если разобраться, то виновность природного явления — понятие относительное. Кто, как не собственник, должен быть озабочен защитой жилища. Однако на данный момент молниеотводами оборудовано только 15—20% жилого фонда в сельской местности, которая как раз и является основной зоной риска. 

— Если говорить упрощенно, то молниезащита бывает внешней (молниеотводы) и внутренней (защита от перенапряжения), — поясняет специалист. — Последний вариант предназначен для защиты от высокого электромагнитного фона, который выводит из строя электрооборудование. В оптимальном варианте дом должен быть оборудован и тем и другим. 

— Кто этим занимается? МЧС или какие-то другие организации? 

— Что касается домика в деревне, все просто — достаточно обратиться в любую фирму, оказывающую услуги по монтажу, проконсультироваться конкретно по своей ситуации и заказать оптимальный вариант. Выбор широкий. Ранее изделия были исключительно импортные — Германия, Китай, Польша, Турция, Франция. Но сейчас появились отличные белорусские системы, не уступающие в плане эффективности зарубежным аналогам и в то же время более приемлемые по цене, что для многих покупателей является решающим фактором. 

— Насколько дорого установить молниезащиту? 

— Разброс цен — от 150 рублей за простой вариант, достаточный для дачного домика, до 1,5 тысячи долларов, если мы говорим о коттедже, где семья проживает постоянно. Здесь защита должна быть на порядок выше, поскольку присутствует много бытовой техники. 

— Бывали ли случаи, когда оборудование по каким-то причинам не срабатывало? 

— Даже самая эффективная молниезащита гарантирует 98% безопасности и 2% оставляется на форс-мажорные обстоятельства. Молниеприемники бывают пассивные (то есть, грубо говоря, это стержень на крыше дома) и активные — более сложные системы. В первом варианте ломаться нечему, со вторым я припоминаю только один случай сбоя, но речь шла о внештатной ситуации, так что это не показатель. 

— Любое оборудование требует проверки, а это тоже деньги.

— В идеале должен приходить специалист и проверять установку. Но, например, в случае пассивных молниеотводов никаких проверок, которые был бы не в состоянии осуществить сам владелец, не требуется. Нужно следить, чтобы стержневой молниеприемник на кровле не отклонялся от изначальной оси. И если для производственных помещений и других сооружений нужно регулярно замерять сопротивление заземления, то в случае жилых домов такой необходимости нет. То есть смонтировали тебе такую молниезащиту — и ты забыл про проблему на лет 20 как минимум. 

Рисунок Олега Попова

— Можно ли установить «громоотвод» самостоятельно? 

— Самый простой теоретически да, но лучше доверить работу специалисту. Существуют разные точки зрения, можно долго дискутировать. Например, далеко не все заказывают сборку мебели при ее покупке. Но здесь все гораздо серьезнее. И если вы не электрик, зачем рисковать? 

— Каков радиус безопасности?

— У каждой системы он свой, как правило, в виде конуса (от высшей точки и до земли). Монтажные организации стараются сделать так, чтобы крыльцо, веранда, все архитектурные элементы дома попадали в зону защиты. Она распространяется также на пространство метров 5—6 от дома. А дальше уже все зависит от собственника. Если он хочет обезопасить всю территорию, это возможно за счет соответствующих технических решений. 

— Можно ли определить наиболее опасное время года? 

— В Беларуси это летние месяцы — июль и август. Впрочем, бывают и исключения — удар молнии может случиться и в январе (как это было в Гомеле). Фиксируются пожары от молнии и в марте, но это единичные случаи. 

— Что в доме, не оборудованном защитой, может притянуть разряд атмосферного электричества? 

— В первую очередь активный дымоход. То есть растопленный камин, печка. В дыме содержатся частички золы, которая является токопроводящим материалом (не зря в заземлитель, чтобы обеспечить надежное сопротивление в грунте, добавляют сажу). Воздух вокруг дымового столба ионизируется и служит для молнии своеобразным магнитом. При грозе нужно зайти в дом, закрыть все форточки, не пользоваться дымоходом, по возможности отключить все электрооборудование от сети, мобильную связь. Строго говоря, желательно вообще сесть в центре комнаты и пережидать грозу подальше от чердачных помещений, окон, батарей. Ну или поставить, наконец, молниезащиту, чтобы не иметь, как говорится, этой головной боли. Единственное явление, от которого она неэффективна, — это шаровая молния, появление которой у нас случается несколько раз за «грозовой сезон». 

— И что предпринимать в этом случае? 

— Для начала поясню, почему может быть не эффективна молниезащита. Дело в том, что она работает от прямого удара и заноса высокого потенциала электромагнитной индукции. А шаровая молния — совокупность всех факторов. Это высокоэнергетический сгусток, который живет от нескольких секунд до минуты, движется по воздуху, очень чувствителен к сквознякам и любым передвижениям в своем присутствии. Если вы начнете убегать, она полетит следом. И не сомневайтесь, что догонит. При столкновении с ней — никаких резких движений. Если ясно, что столкновение неизбежно, рекомендуют бросить в ее сторону какой-либо предмет. Произойдет взрыв, вас ослепит, но, по крайней мере, удастся избежать прямого удара. 

— Количество «молниеносных пожаров», согласно статистике, у нас из года в год уменьшается. Но ущерб от гнева небес, если взять любую пострадавшую семью, все-таки большой. 

— В странах ближнего зарубежья (не говоря уже про Западную Европу), где мне приходилось бывать, все жилые дома, строения имеют системы молниезащиты, как минимум внешние. На мой вопрос один из хозяев ответил, что в его дом с учетом размеров, расположения и так далее молния ударяет в среднем один раз в 50—70 лет. Но ведь он не знает, когда именно это произойдет. Значит, безопасность должна быть обеспечена. У нас же сознание порой работает исключительно в направлении экономии и надежды на авось. Тем не менее люди постепенно начинают понимать эффективность молниезащиты. И это положительный момент. Важно идти в этом направлении и дальше.

Остаться в живых 

Вероятность того, что вас прошибет молния, — 1 шанс на 600 тысяч. Вроде немного. Однако в последнее время в сводки новостей все чаще попадают печальные известия. Больше всего не везет отдыхающим у воды и тем, кого гроза застает врасплох на окрытой местности — они погибают мгновенно. За нынешнее лето уже три летальных исхода. В конце июня молния убила 54-летнего пастуха в Кормянском районе. Буквально через месяц — женщину в Лельчицком районе, во время грозы ехавшую на велосипеде. И, наконец, очередная трагедия произошла 13 июля в Рогачевском районе. Жертва — 31-летний пастух, который со своим братом пас коров в поле. 

Тем не менее чудеса случаются. Три года назад в деревне Курганье Рогачевского района бабушка с внуком укрылись от грозы в беседке, но непоседливый девятилетний мальчик выскочил под дождь. Женщина не успела и глазом моргнуть, как в ребенка ударила молния. Разряд прошел через тело за тысячные доли секунды. Скорая помощь, реанимационное отделение… Каково же было удивление родственников, когда врачи сообщили: «В рубашке родился паренек! Таких случаев в нашей практике не было». Ни ожогов, ни нарушений в сердечно-сосудистой и нервной системах у ребенка не обнаружили. И перевели его в обычную палату. 

Но этот случай — исключение из правил. Большинство выживших после удара молнией ощущают на себе последствия электротравмы. Нередко молнии оставляют на телах причудливые отметины, похожие на корни растений. Это так называемые фигуры Лихтенберга — картины распределения искровых каналов, проявляющиеся при скользящем разряде. Фактически это разрываются сосуды, пропечатывая на коже пожизненный след.

Кстати, процент выживших после удара молнии достаточно высок — примерно 3/4. Причина в том, что в момент попадания в тело человека создается хотя и сильнейший (до 1 миллиарда вольт), но крат­косрочный заряд тока. Для сравнения: напряжение его составляет около 300 кВт, а в бытовых приборах редко превышает 20—30 кВт. Длительность контакта — 3 миллисекунды, а поражение в бытовых условиях может длиться 500 и более миллисекунд. Если это не прямой удар в голову (тут уж летальный исход практически гарантирован) и в процессе прохождения разряд не задел жизненно важных органов (легкие, сердце, спинной и головной мозг), шанс выкарабкаться есть. Но это при условии своевременного оказания первой помощи и быстрого приезда «скорой». 

Распространенные же народные предрассудки проистекают от незнания физики. Тело человека (если рассматривать его условно как элемент, внезапно подключившийся к электрической цепи) проводит ток, но не накапливает его. Следовательно, не имеет смысла зарывать несчастного в почву, чтобы «заземлить». И к нему можно и нужно прикасаться для оказания первой помощи — током не ударит. 

Последствия воздействия молнии для здоровья почти всегда плачевны. А распространенные в СМИ сообщения о том, что жертва излечилась от хронических болезней, приобрела экстрасенсорные способности либо талант гения, не более чем выдумки, уверен заместитель директора Института физиологии НАН, академик, доктор медицинских наук Владимир Кульчицкий: 

— Все обстоит гораздо прозаичнее и фатальнее. Позвольте привести данные из научных статей, которые цитируются в системе NIH (National Institute of Health) США. Чтобы лучше понять ситуации смерти от молнии, в период с 1977 по 2009 год в Нью-Мексико (штат США) был проведен ретроспективный анализ электронных записей базы данных Медицинского следственного управления. Были определены 54 пострадавших в возрасте от 2 до 71 года (в среднем 34 года), 42 мужчины и 12 женщин. Сообщений о появлении гениальности нет, а вот нарушений поведения патологического характера множество. К примеру, описан случай с 23-летней альпинисткой, получившей удар молнии в затылок, вызвавший значительное ухудшение зрительного восприятия и двусторонние разрывы барабанной перепонки. Три дня женщина провела в медикаментозной коме. Затем несколько дней испытывала сложные зрительные галлюцинации. Нейропсихологические тесты выявили недостатки в задачах по быстрому зрительному обнаружению предметов, невропатологи — дисфункцию нейронных сетей в правой височной доле. Через четыре месяца у пациентки начались ночные кошмары с повторным появлением сложных зрительных галлюцинаций, был диагностирован депрессивный синдром. Какой механизм у подобных патологических изменений? Дело в том, что от удара молнии страдает оболочка отростков нервных клеток, нарушается передача сигналов в нейронных сетях. Это и сказывается на особенностях ощущений, мыслей и, главное, на контроле разнообразных функций организма. 


Прием с заземлением

Система молниезащиты состоит из нескольких частей: молниеприемника, токоотводов, заземления и специального оборудования, которое соединено с электрощитком и предохраняет сеть от скачков напряжения. Первые три элемента — внешняя молниезащита, а устройство в щитке — внутренняя. Молниеприемники самой простой конструкции — металлические штыри, высота которых зависит от высоты и площади здания. Токоотводы присоединяются к молниеприемникам. К заземлению они должны идти кратчайшим путем. Самый дорогой — это заземлитель, поскольку он представляет собой отдельное техническое решение. Он зависит от вида почвы, глубины заложения, поскольку эти факторы играют решающую роль в обеспечении должного сопротивления заземления. Для дома, стоящего на высоком песчаном холме, нужен дополнительный контур: сухой песок — плохой заземлитель.

Когда гром грянет 

Если человек попал под разряд молнии, чаще всего он без сознания или парализован. Возможны переломы с ушибами, возгорание одежды. Прежде всего вызовите «скорую». До приезда реаниматологов, если человек в сознании, потушите огонь, дайте обезболивающее, горячий чай, ждите медиков и не занимайтесь самодеятельностью. Если пострадавший в обмороке, проверьте сердцебиение и дыхание. Если их нет, срочно переходите к непрямому массажу сердца и искусственному дыханию. Для этого уложите человека спиной на твердую поверхность, сделайте два вдувания воздуха «рот в рот». Затем пятнадцать нажатий сцепленными в замок ладонями на грудную клетку. Продолжайте так до приезда «скорой» или до тех пор, пока пострадавший не задышит самостоятельно, у него не сузятся зрачки, не порозовеет кожа. 

Самые везучие 

Есть люди, к которым молния явно неравнодушна. Например, Рой Салливан, инспектор по охране национального парка Шенандоа в Виргинии, в период с 1942 по 1977 год пострадал семь раз и остался в живых, за что получил прозвище Человек-громоотвод и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но смешного тут мало — начались проблемы с психикой и, в конце концов, он покончил с собой. 

За своими «любимчиками» молния способна гоняться даже после смерти. Британца Уолтера Саммерфорда «приложило» в 1918 году во время Первой мировой. Затем он переехал в Ванкувер, где во время рыбалки в 1924 году молния достала его снова. Удар молнии в 1930 году, когда мужчина прогуливался по парку, закончился параличом. Через пару лет Уолтер умер, а через четыре года разряд молнии разнес его надгробие на куски. 

МНЕНИЯ

Светлана Исаченко, продавец: 

— Думаю, нужно вводить требования об обязательной молниезащите в частных домах. Те, кто ее не имеет, не только себя подвергают риску, но и соседей: возникнув в одном месте, пожар может перекинуться на другие подворья, особенно в ветряную погоду. 





Геннадий Жучков, пенсионер: 

— Нельзя преувеличивать опасность от того или иного явления. В наше время гораздо чаще люди, дома, автомобили страдают от бурь, смерчей, ветров, наводнений, да и человеческой расхлябанности и невнимательности, чем от молний. И если нужно что-то предпринимать сейчас, так это меры, которые сделают те же, как их в обиходе называют, «громоотводы» более доступными.





Николай Курносов, юрист: 

— Лучше всего, когда человек что-то делает осознанно, а не только в силу предписания. Необходимо больше проводить разъяснительной работы. Также можно влиять на «несознательных» через страховые компании: тем, у кого нет молниезащиты, сумма страховых взносов может быть установлена выше: это логично, они в группе риска. 

Ольга БЕБЕНИНА, Ирина МЕНДЕЛЕВА, Софья АРСЕНЬЕВА.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter