Почему не всегда надо гоняться за дешевизной и когда отечественный товар — значит, качественный

Не райские модели

Лет семь назад к нам пришла новая торговая сеть — магазины низких и фиксированных цен. Они подкупают хорошим маркетингом и многообразием импортных товаров, рассчитанных на любой кошелек. Что порой скрывается за дешевизной — выясняла корреспондент «НГ».

В гродненском «Светофоре», несмотря на эпидемиологическую ситуацию, недостатка в покупателях нет. Соблюдать дистанцию в длинной очереди помогают огромные корзины, наполненные разнообразными вещами и продуктами. Почему здесь многолюдно при общем падении потребительского спроса? Понять причину помогают заманчивые ценники: конструктор на 64 детали — 7 рублей 01 копейка, соковыжималка — 33 рубля 26 копеек, кастрюля 2,9 литра — 9 рублей 98 копеек. Это товары российского и китайского производства. Судя по корзинам, люди хватают все, похоже, с запасом на будущее.

Фото Виталия Пивоварчика

Обращаю внимание на покупательницу средних лет, которая растерянно ходит по рядам, явно ищет что-то конкретное. 

— Я пришла за пластиковыми горшками для цветов. Соседка по даче сказала, что здесь почти наполовину дешевле, чем в хозяйственных магазинах и даже на рынке. Зачем же переплачивать? Да вот не вижу их, видимо, расхватали. Зато присмотрела двадцатиметровый поливочный шланг всего за 13,5 рубля и дешевый набор дачной мебели. Пригодятся, — делится Татьяна своим выбором.

А продукты вы здесь покупаете? — интересуюсь.

— Только белорусские, тут они тоже бывают. Купила как-то сгущенку дешевую, не заметила, что привозная, видимо, на пальмовом масле. Есть невозможно, выбросила, — говорит моя собеседница. 

В магазинах дешевой одежды «Твой рай» цены просто «райские»: детские туфельки за 8 рублей, женское платье за 22 рубля, мужские джинсы за 25 рублей. Еще недавно ассортимент был намного богаче и покупателей больше. Сейчас эти торговые объекты заметно опустели. Как выяснилось, причина тому не только коронавирус. Гродненская областная инспекция Госстандарта подвергла основательной проверке эту торговую сеть. Выявлена опасная для здоровья продукция.

Результаты проверок гродненских магазинов «Твой рай» настораживают и побуждают сделать выводы о пользе такой торговли. Из 23 наименований продукции, направленных на испытания в аккредитованные лаборатории, 21 оказалось небезопасным. Это, в частности, привлекательные на вид блузки, джемперы и сорочки с маркировкой Ze’Smile — по «гигроскопичности», обувь детская с маркировкой Sport и «Колобок» — по составу материала подкладки: это стопроцентный полиэстер при норме не более 20 процентов. В маркировке 17 наименований одежды с претензией на натуральную были заявлены недостоверные сведения по составу. Так, в пальто двух моделей с маркировкой Ze’Love и Ze’Sky в составе сырья основного материала указано 70 процентов шерсти, а результаты испытаний показали, что она там вовсе отсутствует, это стопроцентные полиэфирные волокна. Такими же оказались заявленные «хлопковые» модели костюмов с маркировкой SAMO, Ze’Sky , Ze’Smile. И список этот можно продолжать. Остается добавить, что на всю проверенную продукцию владелец магазинов не представил сопроводительные документы  о подтверждении соответствия, товарно-транспортные накладные.

 Такую же картину выявили в магазинах «На расхват» в Сморгони и Ошмянах: все взятые для проверки наименования продукции имели нарушения.

 Главный государственный инспектор Гродненской областной инспекции Госстандарта Светлана Сытая резюмирует:

 — В последнее время на наш рынок начала активно поступать привлекательная на вид продукция с маркировкой на иностранном языке, в большинстве своем неизвестных производителей, которая реализуется по низким ценам в растущих как грибы после дождя торговых объектах, владельцами которых являются выходцы из Средней Азии. Естественно, у покупателей и надзорных органов возникают вопросы к качеству и безопасности такой продукции и ее соответствию требованиям технических регламентов Таможенного союза. Уже при мониторинге этих объектов выявляются такие характерные нарушения, как отсутствие маркировки и информации о продукции, стране происхождения, изготовителе, его юридическом адресе. Не указана зачастую и дата производства, а также модель, артикул изделия, вид и процентное содержание натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделий. Кроме того, отсутствует маркировка знаком ЕАС, нет и документов о подтверждении соответствия. Более серьезные нарушения по безопасности продукции выявляются при проведении проверок.

Вот, собственно, и ответ на вопрос о низкой цене. Подозрительно дешевые вещи изготовлены из синтетических материалов. Не обернется ли такая дешевизна вредом для здоровья?

Заведующая отделением надзора и контроля за гигиенической безопасностью товаров Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Екатерина Шастак убеждена, что риска следует избегать:

— Ношение одежды с неизвестным составом может негативно сказаться на здоровье, особенно это касается детей. Некачественные вещи с низкими показателями воздухопроницаемости и гигроскопичности нарушают процессы терморегуляции организма, что может привести к серьезным проблемам.

Недавно учреждения государственного санитарного надзора проверили более 65 субъектов хозяйствования области, продающих одежду, обувь, игрушки, изделия легкой промышленности, товары бытовой химии и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию. В 31 торговом объекте установлены факты реализации продукции импортного производства без документов, подтверждающих качество и безопасность, с маркировкой, несоответствующей требованиям законодательства, запрещенной к обращению на территории Республики Беларусь, не соответствующей требованиям по показателям безопасности. Изъято из обращения 1183 единицы такой импортной продукции.

Рынок с разными ценовыми категориями, рассчитанный на любой кошелек, — это естественный процесс. И выбор, безусловно, за покупателем. Однако конкуренция все-таки должна быть честной. 

КОМПЕТЕНТНО

Фото  БЕЛТА
Виктор Маргелов, сопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»:


 — В последнее время требования к качеству продукции серьезно упростили. По сути, все, что человека не убивает, может претендовать на качественное. Наш потребитель зачастую по этой причине не видит разницы в выращенной за полгода свинье и той, которую на натуральных кормах растили вдвое дольше, не обладает знаниями, информацией, чтобы одно от другого отличить. Цена стала единственным критерием спроса. В США, к примеру, бройлерный цыпленок стоит от 2 до 12 долларов. Но там люди долго учились тому, что дешевле не значит лучше. К тому же, мы очень сильно подвержены воздействию рекламы.

Сейчас в связи с эпидемиологической ситуацией наблюдается снижение потребительского спроса, при этом многие стали обращать внимание на дешевые товары. Что касается погони за низкой ценой, мы уже нечто похожее переживали лет десять назад, когда был всплеск дешевых зарубежных продуктов питания. Однако белорусы быстро распробовали их и сопоставили со вкусом и качеством отечественных. Сейчас в «Светофоре» вновь можно увидеть тушенку за 99 копеек, которая по факту соответствует стандартам и конкурирует с отечественной.

Очевидно, что коронавирус меняет конфигурацию мировой экономики. Страны в защиту продовольственной безопасности делают упор на отечественной продукции. Поэтому процесс импортозамещения сейчас приобретает политический характер. Сегодня задача страны — производить и продавать качественное белорусское, заботясь о здоровье населения, искать в сложившейся ситуации новые формы конкурентоспособности. Считаю, что через эту призму и нужно смотреть на магазины низких цен. 

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter