Картун: государство в первую очередь будет поддерживать социально ответственный и экологичный бизнес

Не прибылью единой

Уже фактически закончилась эпоха, когда все усилия направлены на достижение финансово-экономических показателей, а ключевым критерием эффективности была прибыль. На первые позиции выходят другие факторы: социальная ответственность и развитие человеческого капитала компанией (как собственных сотрудников, так и в рамках своей экосистемы), снижение воздействия на окружающую среду, повышение качества корпоративного управления и так далее. На какой концептуальной базе должен базироваться национальный бизнес, по каким векторам развиваться, чтобы повышать свою конкурентоспособность на внешней дуге и приносить максимальную пользу белорусскому обществу, поговорили с заместителем министра экономики Андреем Картуном. 

Социальная эволюция

Андрей КАРТУН.
— Концепция устойчивого развития зародилась еще в 1970-е. Уже тогда пришло осознание, что природные и экологические ресурсы не бесконечны. В конце 1980-х в рамках ООН впервые сформулирована концепция, основанная на идее сбалансированного развития общества, экономики и экологии. 26 июля 2000 года была официально запущена инициатива, направленная на социальную ориентированность бизнеса, — Глобальный договор ООН. Он декларирует десять принципов, которые на корпоративном уровне должны соблюдаться в сфере трудовых отношений, охраны окружающей среды, борьбы с коррупцией. Сейчас под устойчивым развитием чаще всего понимается экономический рост, который не наносит вреда окружающей среде и способствует разрешению социальных проблем.

Позже это трансформировалось в глобальную идею ООН — Цели устойчивого развития. Всего их 17, разбитые на 169 задач. Беларусь в 2015-м присоединилась к этой инициативе. Разработаны национальные Цели устойчивого развития. Они заложены в стратегические и системные документы социально-экономического развития государства. Это реализовано на макроэкономическом уровне. 

Один из инструментов каскадирования их на корпоративный уровень — ESG-стандарты.
Пришло понимание, что бизнес только тогда может считаться стабильным и устойчивым, если ориентируется на развитие человеческого капитала. Если компания заботится исключительно о финансово-экономических показателях, экономя на создании достойных условий труда, экологической составляющей, использует коррупционные механизмы в своей деятельности, то такой субъект хозяйствования не может являться устойчивым в долгосрочной перспективе.
Слишком многим рискам он подвержен: санкциям со стороны государства, может остаться без квалифицированного персонала или возникнет конфликт с социумом вокруг предприятия… С одной стороны, это уже понимают предприниматели. С другой — кредитно-финансовые организации оценивают эти риски. И если у компании нет стратегии социальной ответственности, возникают сложности с привлечением внешнего финансирования либо оно становится слишком дорогим. Также государство декларирует, что будут поддерживаться предприниматели, которые заботятся о своих сотрудниках, окружающей среде, формируют качественное корпоративное управление, которое исключает злоупотребления и коррупционные проявления. Сегодня такой подход — мировой тренд. 


 
Наиболее шумно тематику ESG обсуждали на площадках западных стран. Но неправильно думать, что социальная ответственность бизнеса — исключительно западная история. Сейчас требования к социальной ответственности предпринимательского сектора формируются во многих странах, в том числе являющихся ключевыми экономическими партнерами Беларуси или обладающих большим потенциалом для сотрудничества: Россия, Китай, Иран, ОАЭ. Об этой теме задумываются страны Африки. Определенные требования предъявляются не только к национальным субъектам хозяйствования, но и к зарубежным контрагентам. Поэтому ESG-подходы становятся одним из условий доступа на рынок. И эти правила в той или иной степени приходится соблюдать, если мы хотим выходить со своими высокомаржинальными товарами на зарубежные рынки. 

Нефинансовый имидж 

— Современная повестка ESG, по сути, является продолжением существующих подходов по оценке устойчивости предприятия исходя из его нефинансовых активов, которая подтверждается соответствующей отчетностью. Некоторые элементы ESG уже нашли свое отражение в международных стандартах финансовой отчетности. Но в каждой стране существуют свои подходы и стандарты к нефинансовой отчетности. На сегодняшний день на национальном и глобальном уровне их насчитывается около 670. О каких-то глобальных стандартах ESG пока говорить не приходится. Хотя некоторые общие подходы уже просматриваются. И этот фактор необходимо учитывать при стратегическом планировании бизнеса. Сегодня наметился общий мировой тренд: при входе на рынок к предприятию и его продукции обязательно предъявляются те или иные требования. 


Например, Белорусский металлургический завод. Предприятие в свое время вошло в систему Глобального договора ООН, внедрило стандарты нефинансовой отчетности, руководствуясь не только морально-этическими принципами ведения социально ответственного бизнеса, но и необходимостью повышения своей коммерческой эффективности. БМЗ до обострения геополитической обстановки поставлял свою высокотехнологичную продукцию (металлокорд, автомобильные круги и так далее) крупным транснациональным европейским и американским корпорациям. И для выхода на рынки ЕС и США предприятию пришлось выполнять и формализовать ряд требований (частично они входят в повестку ESG), которые предъявляются к поставщикам на этих рынках. 

Очевидно, сейчас сложилась несколько иная ситуация. Тем не менее нельзя сказать, что деятельность БМЗ в части нефинансовой отчетности бесполезная в современных реалиях. Крупные корпорации в КНР (особенно ориентированные на экспорт) также предъявляют требования выполнения определенных стандартов к своим поставщикам. Поскольку на рынках развитых стран от внешних контрагентов требуют соблюдения определенных социально-экологических стандартов не только от компании-импортера, но и от ее партнеров. Поэтому для стабильного сбыта на экспортных рынках необходимо уделять внимание ESG-тематике. 


Другой вопрос, что этот процесс должен быть осознанным, продуманным и соответствовать нашим национальным интересам. Будем объективны: в нынешнем мире тотального противостояния ESG используется не всегда в благовидных целях. Иногда как фактор политического и экономического давления. Или для защиты собственных рынков от конкурентов. 

Однако это не исключает того факта, что ESG-принципы могут быть инструментом для устойчивого развития производителей, если их применять из стратегических целей, которые стоят перед компаниями: выход на внешние рынки, повышение маржинальности поставок, привлечение капитала. Ведь международные биржи в рамках листинга предъявляют требования по нефинансовой отчетности. Конечно, у белорусских компаний практически отсутствует опыт выхода с ценными бумагами на внешние рынки. Но в определенный момент может возникнуть такая возможность или необходимость. И важно понимать: одномоментно привести компании к стандартам невозможно. Необходима продуманная и системная работа. 

В рамках Программы социально-экономического развития страны на следующую пятилетку будем уделять значительное внимание ESG-направлению. Для начала предусматриваем разработать соответствующие рекомендации, сделать нефинансовую отчетность добровольной. На этом этапе ключевая цель — привлечь внимание белорусских компаний к этому направлению, в мягкой форме стимулировать субъекты хозяйствования, учитывать его при стратегическом планировании развития бизнеса. 

По внутреннему контуру

— Несомненно, постепенно необходимо подходить к выработке национальных ESG-стандартов. Они в определенной степени являются дорожной картой для устойчивого развития. В части влияния на окружающую среду и социальной ответственности большинство наших предприятий выглядят даже очень прогрессивно. И в этом разрезе Беларусь занимает высокие места в объективных международных рейтингах. Но в части корпоративного управления еще есть широкое пространство для совершенствования. 


Учитывая наши высокие требования к субъектам хозяйствования в плане социально-экологической ответственности, мы вполне можем предъявлять аналогичные требования и к иностранным поставщикам, в том числе для создания равных конкурентных условий с отечественными производителями. Предполагается разработка национальной таксономии, в том числе для использования в развитии ESG-финансирования. Ведь эти стандарты свидетельствуют о долговременном и устойчивом развитии. Поэтому такая компания более привлекательна и для внутренних, и для внешних инвесторов. 

С этой точки зрения планируется развитие ESG-повестки в Беларуси. Она должна быть основана на национальных интересах и особенностях, носить прагматичный, ориентированный на достижение практических целей характер. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter